Риски инвестиционного проекта, их классификация и методы оценки
Венчурный инвестор задает вопросы, позволяющие оценить риски, связанные с инвестированием в компанию. При этом будет использоваться консервативный подход и компания может получить заниженную оценку, против которой не стоит сопротивляться, сохраняя доброжелательность. Примерный список ситуаций, связанные с повышенными рисками:
- ограниченная история операций
Основные вопросы: почему предприниматель решил, что он в состоянии запустить новую компанию? Как он на это решился, чем руководствовался, был ли у него аналогичный опыт в прошлом. Какие проблемы предприниматель ожидал встретить и какие встречались ему на практике. Какие проблемы может встретить компания на новом этапе, и что предполагается сделать для их решения?
- ограниченность ресурсов
Основные вопросы: Если компании не удастся достичь точки безубыточности, что она будет делать на следующем раунде финансирования? Сколько точно денег потребуется компании, чтобы достичь точки безубыточности? Что будет делать компания, если точки безубыточности достичь не удастся.
- ограничения опыта менеджмента
Основные вопросы: какова доля топ менеджмента с опытом работы в данной отрасли? Какая внешняя помощь и поддержка требуется топ-менеджерам для преодоления недостатка опыта.
- неопределенность рынка
Что из того, что происходит на рынке, может разрушить компанию? Какой стратегии на рынке следует ожидать от конкурентов
- неопределенность производственного проекта
Запустить новое производство всегда трудно. Если продукт не производился ранее в массовом масштабе, нет никаких оснований рассчитывать на то что с началом производства не возникнет никаких проблем и что будут достигнуты прогнозируемые объемы и себестоимость производства. Основной вопрос: занималась ли компания или кто-то из команды ранее производством, приходилось ли им начинать новое производство.
- ликвидация бизнеса
Основные вопросы: почему предполагается, что ликвидационная стоимость не будет ниже, чем рассчитывает компания. Приходилось ли членам команды заниматься ликвидацией компаний в прошлом.
- зависимость от ключевых менеджеров
Основные вопросы Что произойдет в случае смерти одного из ключевых менеджеров, имеется ли заранее подготовленный план действий.
Система цен.
Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.
Выделим классификации цен по следующим признакам:
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
· цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);
· цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
· цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
· транспортные цены и тарифы;
· тарифы на платные услуги населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
По способу установления и сфере регулирования:
· свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
· договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;
· цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;
· регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации.
Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.
По способу учета затрат и чистого дохода:
· оптовые цены предприятия;
· оптовые цены промышленности;
· розничные цены.
По срокам действия:
· твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;
· текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;
· сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;
· скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
По методу включения транспортных расходов в цену товара:
· цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);
· цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);
· цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня.
Отпускная ценапредприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.
Оптовая цена - это цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.
Снабженческо-сбытовая наценка(наценки посреднических организаций) - это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.
Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки.
Торговая наценка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки).
Пример. Цеховая себестоимость единицы изделия 1 000 р. Общепроизводственные расходы на единицу изделия 250 р. Коммерческие расходы на единицу изделия 100 р. Нормативная рентабельность продукции 25 %. НДС – в соответствии с действующим законодательством. Торговая наценка 25 % от оптовой цены. Определите оптовую цену изготовителя, отпускную и розничную цены изделия.
Решение:
Полная себестоимость продукции равна сумме цеховой себестоимости, общепроизводственных и коммерческих расходов. 1 000 + 250 + 100 = 1 350 рублей
Исходя из нормативной рентабельности продукции, определяется оптовая цена изготовителя: 1 350 + (1 350 ´ 25/100) = 1 687,5 р.
Оптовая отпускная цена включает помимо цен изготовителя косвенные налоги – акцизы и НДС (ставку НДС примем на уровне 18 %): 1 687,5 + (1 687,5´0,18) = 1 991,25 р.
Розничная цена включает торговые скидки (надбавки):
1 991,25 + (1 991,25 ´ 0,25) = 2 489,1 р.