Основные направления государственного регулирования экономики.

Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д. По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 80-90-х годов заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.

Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.[1]

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.

Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, что не может не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

24. Система национальных счетов: понятие и основные показатели. Методы определения ВВП. Дефлятор ВВП.

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики.

Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

• производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

• реализация услуг;

• деятельность страховых посредников;

• оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

• оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

• оказание услуг наемной прислугой;

• оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

К основным категориям, применяемым в СНС, относятся:

• экономические функции - основные народнохозяйственные процессы:производство, потребление и накопление, первичное и вторичное перераспределение доходов;

• экономические операции - экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;

• экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения (государство, домохозяйства, предприятия и организации);

•объекты экономических операций - товары, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа. Производственная деятельность в СНС определяется как деятельность хозяйствующего субъекта, при которой осуществляются затраты труда,капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг.

В СНС существует четкая классификация счетов. Различают следующие группы счетов:

1. Счета текущих операций показывают производство, распределение и перераспределение доходов, а также отражают, как располагаемый доход используется на конечное потребление. К этому виду счетов относятся:

1.1. Счет производства

1.2. Счета доходов:

• счет образования доходов;

• счет распределения первичных доходов;

• счет вторичного распределения доходов;

• счет использования доходов.

2. Счета накопления отражают все изменения активов и пассивов и все изменения чистой стоимости капитала в отчетный период. К ним относятся:

2.1. Счет операций с капиталом

2.2. Финансовый счет

2.3. Счета прочих изменений в активах:

• счет переоценок;

• счет других изменений в объеме активов.

3. Балансы активов и пассивов отражают запасы активов и пассивов, а также разность между ними по состоянию на начало и конец отчетного периода.

4. Счет внешнеэкономических связей (счет «остального мира»)

5. Счет товаров и услуг.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, используемый для пересчета в неизменные цены выраженной в деньгах стоимости всех товаров и услуг, входящих в валовой внутренний продукт.

Представляет собой отношение номинального ВВП, выраженного в рыночных ценах текущего года, к реальному ВВП, выраженному в ценах базисного года.

Позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике.

Дефлятор ВВП — частный случай индекса инфляции, в котором потребительская корзина состоит из всех товаров и услуг, производимых в стране. Весовыми коэффициентами служат объемы производства товаров и услуг базового года. Реально для расчетов используют представителей товарных групп и объединенных в группы видов услуг, изменение цен отслеживают для этих представителей.

Дефлятор ВВП обычно рассчитывают органы официальной статистики, в России — Федеральная служба государственной статистики.

Наши рекомендации