Состав основных управленческих решений для высшего уровня управления предприятием
Разработка управленческих решений, наряду с коммуникациями, является так называемым связующим процессом, пронизывающим все основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. В связи с этим представляется полезным привести еще одну классификацию этого понятия: перечень основных направлений решений по функциям управления для верхнего уровня управления предприятия. Ими являются
1. Планирование
Определение
o сверхзадачи (миссии) бизнеса;
o основных целей бизнеса;
o перечня наиболее важных воздействий внешней среды, которые необходимо учитывать при планировании деятельности фирмы;
o стратегии и тактики для достижения поставленных целей.
Т.е. при планировании важнейшими направлениями разработки управленческих решений являют естественные вопросы "Чего мы хотим?", "Как этого достичь?" и "Откуда ждать беды?".
2. Организация деятельности
Разработка
o структуры организации и порядка распределения работ по элементам структуры;
o организации взаимодействия элементов структуры между собой и с внешними элементами;
o распределения прав и обязанностей по руководителям элементов структуры организации;
o возможностей и порядка внесения корректив в структуру организации в результате воздействия внешней среды или возникновения изменений внутри нее.
В этом перечне прежде всего отражен системный подход к деятельности любой организации, заключающийся в перечислении элементов системы и описании их свойств (например, назначение, права и обязанности), связей между ними, а также связей с внешней средой. Последнее среди перечисленных направлений разработки решений демонстрирует ситуационный подход, предусматривая возможные изменения организационной структуры в зависимости от действия возмущающих факторов.
3. Мотивация
Формирование
o методов гармонизации интересов подчиненных с интересами фирмы;
o методов гармонизации интересов фирмы с интересами общества
4. Контроль
Определение
o способов измерения результатов деятельности;
o периодичности этих измерений;
o степени удовлетворительности полученных результатов по сравнению с желаемыми;
o методов диагностики причин возникновение отклонения полученных результатов от поставленных целей;
o методов корректировки стратегий и тактики фирмы.
При разработке решений относительно способов измерения результатов деятельности необходимо в первую очередь определить, на значение каких характеристик надо обратить внимание.
Вторым является вопрос о способе измерения. В него могут, как это необходимо для приведенного примера, включаться точные алгоритмы расчета требуемых показателей или, если характеристики являются физическими, способы их измерения.
Серьезным вопросом является и определение периода, через который должны проводится измерения результатов деятельности. Понятно, что его увеличение приводит к меньшим затратам на сбор и обработку информации, но зато может привести к серьезным сбоям из-за отсутствия своевременной реакции на негативный ход событий. С другой стороны, уменьшение периода измерения, помимо перечисленных недостатков, неизбежно ведет к чрезмерной загрузке коммуникационных путей. Возникает эффект, который в технике называется "перерегулированием", т.е. излишней реакцией на любые отклонения.
Затем надо заранее решить, насколько велико должно быть отклонение измеряемой величины от запланированного уровня, чтобы принимались какие-либо меры. Понятно, что если алгоритм построен по принципу необходимости немедленных мер на любое, сколь угодно малое отрицательное отклонение, то он также приводит к перерегулированности, поскольку нежелательный характер процесса может быть вызван какими-то эпизодическими, случайными факторами.
Наиболее серьезными и сложными являются УР, связанные с определением причин негативного хода событий и методов корректировки стратегии и тактики.
В западных источниках выделяют те УР высшего состава менеджеров, которые не могут быть переданы другим уровням управления:
· определение миссии и важнейших целей фирмы;
· политика фирмы на длительную перспективу;
· координация работы крупных частей фирмы;
· устранение серьезных помех в текущем производственном процессе;
· коммерческие мероприятия исключительной важности;
· занятие ключевых должностей.