Перечень вопросов по дисциплине. 8. «Разработка управленческих решений» Основные понятия и основания процесса принятия решений, роль решений в процессе управления

8. «Разработка управленческих решений»

  1. Основные понятия и основания процесса принятия решений, роль решений в процессе управления.
  2. Классификация управленческих решений, их характеристика.
  3. Анализ и диагностика проблемной ситуации в процессе принятия решений.
  4. Методы разработки решений.
  5. Выбор оптимального управленческого решения, его методы.
  6. Метод «дерева решений».
  7. Особенности индивидуального выбора решений.
  8. Особенности коллективных решений.
  9. Нормативные, правовые и методические основы делопроизводства.
  10. Актуальные проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в системе государственного и муниципального управления.

Основные понятия и основания процесса принятия решений, роль решений в процессе управления

Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Принятие управленческого решения всегда связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации. Проблему можно определить как фактическое состояние объекта управления, его результата деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату. Ситуацию, в которой проявляется проблема, называют проблемной. Проблемная ситуация характеризуется различием между желаемым (необходимым) и фактическим состоянием организации, процесса или отдельного явления, которое препятствует их развитию или нормальному функционированию.В случае, когда ситуация угрожает самому существованию объекта (или/и) системы управления, ее принято классифицировать как острую или критическую ситуацию.

Все проблемы, требующие принятия решений в организациях, могут быть разделены на три группы проблем. Первую группу составляют проблемы, связанные с тем, что результаты функционирования организации в настоящий момент не обеспечивают достижения поставленной цели. Во вторую группу включаются проблемы, которые могут привести к тому, что функционирование организации в будущем не обеспечит достижения ее целей. К третьей группе относятся проблемы, возникающие в связи с изменениями внешней среды или внутренних возможностей организации, когда требуется изменение целей ее деятельности.

Формирование и принятие решений по конкретным проблемам (проблемным ситуациям) является ключевым элементом процесса управления организацией при реализации всех функций менеджмента.

Решение проблемы представляет процесс, состоящий из последовательности сменяющих друг друга действий. Процесс начинается с момента возникновения проблемной ситуации и завершается реализацией выбранного решения и оценкой результата снятия проблемы. Период времени от обнаружения проблемы до реализации решения, снимающего проблему, называют управленческим циклом. Основные этапы управленческого цикла: сбор, обработка и анализ информации о состоянии объекта или системы управления и идентификации проблемы, определение цели функцио-нирования и отработки системы управления, доведение решения до исполнителей, реализация решения и изменений в системе управления.

Классификация управленческих решений, их характеристика

Существуют различные подходы к классификации решений, правомерность которых обуславливается многообразием конкретных условий принятия решений.

Классификация решений

По функциям управления Плановые, организационные, мотивационные, в области контроля
По характеру решения задач Стратегические, оперативные
По степени определенности ситуации В условиях определенности, вероятностные, в условиях неопределенности
По степени структуризации задач Хорошо структурированные (программируемые, алгоритмические), слабоструктурированные (непрограммируемые, нестандартные, эвристические)
По функциональным областям Финансовые, производственные, кадровые и др.
По масштабам воздействия Общие, частные, экспериментальные
По числу критериев Однокритериальные, многокритериальные
По направлению воздействия Внутренние, внешние
По глубине воздействия Одноуровневые, многоуровневые
По количеству участников Индивидуальные, коллегиальные, коллективные
По способу осуществления Письменные, устные
По способу принятия На основе суждений, интуитивные, рациональные

Организационные решения могут быть двух типов: запрограммированные и незапрограммированные решения.

Запрограммированные решения являются результатом реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, количество возможных вариантов в этих случаях ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах ограниченного числа альтернатив, заданных организацией. В основе запрограммированных решений лежат типовые (запрограммированные) процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имеющих место в практике организации или менеджера, принимающего решение. Важным условием при формировании запрограммированного решения является степень структуризации конкретной проблемы, с которой связано это решение. Для четко структурированной проблемы могут быть применены стандартные процедуры соответствующих моделей их разрешения. Менеджеру не приходится затрачивать усилия и средства на разработку процесса ее решения.

Незапрограммированные решениетребуются в случаях, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (отсутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными ранее факторами. Так как для таких решений заранее невозможно составить программу действий (последовательность конкретных шагов), то руководитель должен разработать, прежде всего, процедуру принятия решения (например, достижение целей организации, совершенствование структуры и мотивации, улучшение продукции и др.).

Приведенные виды решений (запрограммированное и незапрограммированное) представляют два крайних случая. Запрограммированное решение всегда имеет незапрограммированные элементы, связанные с оригинальными особенностями конкретной ситуацией, и, наоборот, - в любом незапрограммированном решении, как правило, могут быть стандартные (запрограммированные) процедуры.

По способу принятия, управленческие решения делятся на: интуитивные, основанные на суждениях и имеющие рациональный характер.

Интуитивные решения, как следует из названия, основаны на интуиции лица, принимающего решения. Такие решения подсказаны этому лицу не рассуждениями, не сознательным сопоставлением вариантов и не выбором на основе явных критериев предпочтения, а так называемым «шестым» чувством.

Решения, основанные на суждениях,связаны с выбором, при котором определение лучшей альтернативы (варианта) возможного решения обусловлено знаниями или накопленным опытом лица, принимающего решение. Менеджер проводит анализ вариантов, используя информацию о последствиях сходных ситуаций произошедших ранее, чтобы спрогнозировать результат выбора альтернативы в существующей ситуации. Опираясь на опыт и здравый смысл, он выбирает, как правило, альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения в менеджере ценится высоко и его опыту придается большое значение, так как многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Суждения являются основой принятия множества повседневных управленческих решений. Они всегда опираются на здравый смысл, определяемый знаниями и опытом конкретного менеджера. Однако выбор лучшего решения на базе суждения (и опыта) не всегда имеет место. Поэтому очень важно понимание, что только одного суждения при принятии решения в сложной или уникальной ситуации недостаточно. В этом случае суждение может оказаться плохим помощником. Чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, более знакомых менеджеру по их прежним действиям (последствиям). Из-за такого смещения менеджер может упустить новую альтернативу, которая возможно является более эффективной в новой ситуации. Боязнь новых решений и сфер деятельности может привести организацию к катастрофе.

Рациональное решениеявляется более объективным при принятии управленческих решений. Однако оно связано с дополнительными затратами усилий, информации и времени, что не всегда возможно и оправдано.

Главное отличие между рациональным решением и решением, основанным на суждениях, заключается в том, что оно не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение (то есть выбор альтернативы) принимается на основе и по результатам объективного анализа, как самой проблемы, так и альтернатив решения.

Наши рекомендации