Управленческие решения: понятие, их место в менеджменте и связь с основными функциями. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений

Решение - это выбор альтернативы любому поступку индивида или действия коллектива предшествующего принятию решения. При этом управленческие решения существенно отличаются от решений принимаемых нами в повседневной жизни. Их отличительными особенностями явл.:

Цели (руководитель принимает решение не исходя их собственных целей, а в целях решения управления организацией.)

Последствия (решение руководителя может существенно повлиять на жизнь многих людей)

Разделение труда ( означает, что в организации одни работники заняты подготовкой решения, другие принятием, третьи- реакцией принятого решения)

Профессиональный руководитель принимаемый решение является профессиональным с своей сфере деятельности.

Управленческое решение- это выбор альтернативы осуществляемой в рамках его должностных полномочий и компетентности и направленной на достижение целей организации.

Под принятием решения понимается выбор самой лучшей, т. е. самой результативной.

Результативное решение- это, то которое минимизирует или максимизирует результаты показателей. Минимизировать можно: затраты, время, брак, его количество.

Виды управленческих решений:

по степени повторяемости

ü традиционные

ü нетипичные

по значимости цели

ü стратегические, определяют основное направление развития организации

ü тактические, определяют конкретные пути продвижения по этим направлениям

ü оперативные, направлены на осуществление первоочередных сиюминутных задач.

по сфере воздействия

глобальное, такое решение влияет на организацию в целом

локальное, влияет на отдельные подразделения

по длительности реализации

ü долгосрочные- свыше 5 лет

ü среднесрочные – до 5 лет

ü краткосрочные – до 1 года

В зависимости от прогнозируемых последствий:

ü корректируемые, это решения, которые в процессе их реализации, корректируются с целью устранения каких- либо отклонений или учета новых факторов

ü не корректируемые, это решения, последствия которых не обратимы.

По степени определенности условий:

Детерминированные, принимаются в условиях определенности.

Вероятностные, принимаются в условиях риска и не определенности

Не опреленные 9условия недостаточности информации0

По методу разработки решения

ü Запрограммированные, для определенных регулярно повторяющихся ситуаций. Имеется четкая структура, разработанные правила, инструкции, нормативы.

ü Не запрограммированные, это выбор который приходится делать в новой или неопределенной ситуации.

По количеству критериев выбора

ü Однокритериальное, выбирается альтернатива производства по 1 критерию

ü Многокритериальное, выбирается альтернатива, которая должна одновременно удовлетворять несколько критериев.

По способу принятия решения:

ü Индивидуальное, принимает решение 1 человек

ü Коллективные, принимает коллектив

ü Коллегиальное, группы

По способу фиксации решения

ü Документируемые

ü Не документируемые, устные

По степени обязанности исполнителя:

ü Директивные ( обязательные)

ü Рекомендательные ( нужно, но не обязательно)

ü Ориентирующие ( в виде совета)

По степени обоснованности:

ü Интуитивные, основаны на ощущениях

ü Адаптационные, основаны на знаниях

ü Рациональные, основаны на объективном анализе)

По юридическому оформлению:

Приказ

Распоряжение

По числу альтернатив:

ü Стандартные

ü Бинарные (да или нет)

ü Многоальтернативные

ü Инновационные

В зависимости от склада менеджера:

ü Рутинные (отработанные механизм операции)

ü Селективные ( предполагает выбор действий)

ü Адаптационные ( рассчитанные на возможные трудности0

ü Инновационные

По содержанию:

ü Экономические, технологические, технические, социальные, организационные

В зависимости от поля применения:

ü Маркетинговые, инновационные, производственные, в области персонала

Технология принятия решения- состав и последовательность процедур приводящих к решению проблем организации в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

Процесс принятия решения- циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализирует ситуации, генерации альтернатив, принятии решении, и организации его в

Этапы принятия решения

1. Анализ ситуации. Для возникновения потребности принятия управленческого решения необходим сигнал вызвавшим или способным вызвать отклонение от заданного функционирования организации.

2. Индентификация проблемы. Первый шаг в диагностике проблемы- это определение симптомов, это позволяет определить проблемы в общем виде но различные причины могут вызвать сходные организационные проблемы. Поэтому нужно исследовать причины возникшей проблемы а не устранять её симптомы

3. Определение критериев выбора. Нужно определить показатель, по которым в дальнейшем будет проводиться сравнение альтернатив при выборе лучшей.

4. Разработка альтернатив. Выделить все пути решения проблемы. В этом случае решение будет оптимальным, но поиск оптимального решения требует много денег и времени, поэтому менеджеры ищут приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.

5. Выбор наилучшей альтернативы.

6. Согласование решений. Принцип группового принятия решения.

7. Управление реализацией решения. Для успешной реализации нужно определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам.

8. Контроль и оценка результатов. Сопоставление фактических результатов с теми которые намеревались получить.

Наши рекомендации