Структура и этапы производственной практики.
2.1. Продолжительность производственной практики: 4 недели.
При планировании производственной практики рекомендуется следующий график деятельности практиканта.
1 неделя:
Знакомство с правилами и распорядком работы предприятия;
знакомство с документацией;
планирование работы на период практики;
планирование и подготовка к исследованию.
2-3 неделя:
работа по заданию руководителя;
проведение научного исследования.
4 неделя:
оформление отчета;
подведение итогов практики;
получение характеристики.
2.2. Сроки прохождения практики устанавливаются факультетом в соответствии с учебным планом в 10 семестре (1курс- 2 семестр магистратуры).
2.3. Режим устанавливается на производстве, исходя из продолжительности рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях в возрасте от 16 до 18 лет не более 35 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
2.4. Этапы производственной практики
После закрепления места практики и проведения Установочной конференции магистрант берет в деканате факультета образец отчетной документации по производственной практике.
Подготовительный этап. Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с содержательными особенностями психологического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении; иного производственного процесса – в учреждении других типов. Изучение состояния дел и потребностей организации в деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями деятельности психологической службы.
Этап планирования. Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание всех основных направлений работы психологической службы учреждения, определение проблемы исследования, подбор диагностических методик; его обсуждение и утверждение руководителем психологической службы учреждения.
Практический этап. На данном этапе магистрант осуществляет деятельность практического психолога в соответствии с поставленными задачами, основными направлениями работы психологической службы учреждения, выбранными в процессе исследования формами психологического сопровождения и составленным планом практической работы.
Этап проведения исследования. магистрант проводит исследование в соответствии с рекомендуемой или определенной им проблемой, исследовательскими целью, гипотезой и задачами.
Аналитический этап. магистрант осуществляет анализ результатов проведенного исследования, выявляя причины психологических проблем у испытуемых. На данном этапе целесообразно использовать как полученные при диагностическом исследовании данные, так и информацию, полученную при проведении бесед с педагогами и воспитателями, данные наблюдения. На основе данных анализа проводится выбор средств и методов психологического сопровождения в соответствии с основными направлениями работы практического психолога. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в психологической помощи корректируется основной план практики студента.
Этап подведения итогов. Проводится анализ результатов производственной практики, наиболее удавшихся форм работы, трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты производственной практики обобщаются и оформляются в виде отчета.
2.5. Руководство практикой: по производственной практике назначаются два руководителя:
от производства (организации) из числа ведущих специалистов и
от факультета психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта из квалифицированных профессоров, доцентов и преподавателей.
Руководитель практики от факультета психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта совместно с практикантом составляют программу по прохождению практики, разрабатывают тематику индивидуальных заданий, оказывают методическую помощь студентам и принимают защиту практики.
Базы прохождения Практики
3.1. Основными базами прохождения производственной практики магистрантов факультета психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта являются:
-ГСУ "Калининградский областной онкологический диспансер"
-ГУЗ "Детская областная больница"
-ГУЗ "Калининградская областная клиническая больница"
-ГУЗ "Областной родильный дом № 1"
-МУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи"
-МУЗ "Городская многопрофильная больница (каб. психотерапии)
-ОГУ "Областная психиатрическая больница № 2"
-ОГСУЗ "Областная психиатрическая больница №1"
-ГАУ КО «Региональный перинатальный центр»
-ОУЗ "Калининградский областной госпиталь для ветеранов войн"
-ОГУСО «Центр социальной помощи семье и детям» г. Калининграда
-ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области»
-Управление федеральной службы исполнения и наказания по Калининградской области.
-ГОУ «Калининградский областной центр диагностики и консультирования детей и подростков»
-УВД по Калининградской области
3.2. Кроме баз практики, предложенных факультетом, магистрантам предоставляется право самостоятельного поиска места прохождения профессиональной производственной практики по согласованию с руководителем магистерский программы.
В деканат факультета БФУ им. И Канта магистранты представляют:
1). Заявление на имя декана факультета - о месте предполагаемой практики (после согласования с профилирующей кафедрой и деканатом). Заявление должно быть представлено в деканат факультета за три месяца до начала производственной практики (Приложение 2).
2). Письмо на бланке организации за подписью руководителя от предприятия с указанием контактов (телефон, факс, e-mail) на имя декана факультета (Приложение 3).
3) Краткосрочный договор о прохождении Производственной практики (Приложение 4).
Договор подписывается руководителем учреждения, где магистрант планирует проходить Производственную практику и заверяется круглой печатью учреждения.
Содержание Производственной практики.
4.1. Содержание производственной практики магитранта должно быть направлено на самостоятельное формирование профессиональных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Содержание отражается в Задании магистранту по производственной практике и Индивидуальном плане-графике производственной практики, которые разрабатываются научным руководителем совместно с магистрантом и утверждаются на заседании кафедры (Приложение 7, 8).
4.2 Примерные практические задания для производственной практики по программе «Психология здоровья»
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Содержание темы занятия | Используемые методы и методики |
Здоровье и защитные механизмы личности | ПК-20, ПК-21 | История и теория вопроса изучения защитных механизмов личности. Механизмы психологической защиты. Адаптивные и неадаптивные копинг-стртегии личности. | Беседа, обсуждение, дискуссия. Методика «Психологическая диагностика индекса жизненного стилям» Л.И.Вассерман. Методика Э.Хайма. | |
Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни | ПК-16, ПК-21 | Структура внутренней картины здоровья и возможности воздействие на них. Теоретические подходы к отражению болезни в психики. Уровни внутренней картины болезни. Модель прогноза заболевания. Модель ожидаемых результатов. | Беседа, дискуссия, обсуждение. Метод самонаблюдения и поготовка письменного самоотчета внутренней картины здоровья. Методика «Психологической диагностики типов отношения к болезни» А.Е.Личко и Н.Я.Иванов | |
Я-концепция и синдром зависимости от ПАВ | ОК-5, ПК-21 | Социальное и индивидуальное в болезни. Динамика психической жизни при хронических заболеваниях на примере аддикции. Понятие личностной идентичности и ее деформации в случаях употребления ПАВ | Беседа, дискуссия, обсуждение. «Методика исследования самоотношения» Р.С.Пантелеев. Методика «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б.Фанталова. Проективная методика «Я в прошлом, настоящем и будущем» Л.Б.Шнейдер | |
Здоровье и стрессоустойчивость | ПК-20, ПК-21 | Сресс как научная категория. Виды стресса. Факторы вызывающие стресс – стрессоры. Последствие стресса. Феномен стрессоустойчивости. Роль научного термина «стресс» в формировании индивидуального сознания человека | Беседа, дискуссия, обсуждение. Метдика «Шкала базовых убеждений» (Р.Янов-Бульман) Тренинг «Управление стрессом». |
В ходе формирования навыков необходимо обратить особое внимание на:
- влияние зависимости от психоактивных веществ на личность;
- проблему психологической адаптации и совладающего поведения;
- методы психологической диагностики аддиктивного поведения;
- проблему мотивации трезвого образа жизни, формирование антинаркотических и антиалкогольных установок;
- психологическое консультирование и психотерапия зависимых от психоактивных веществ и созависимых лиц - подходы к реабилитации больных с зависимостью от алкоголя и наркотиков.
Примерная проблематика производственной практики магистрантов, проводимой на базе исследовательских институтов, подразделений, осуществляющих научные изыскания в области психологии:
1 Изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта проведения современных исследований в области психологии здоровья.
2 Оценка валидности и надежности диагностических методов и методик.
3 Планирование и проведение эмпирических исследований в области психологии здоровья.
4 Теория и практика психологических измерений, обеспечение достоверности и репрезентативности полученных данных.
5 Внедрение результатов психологических исследований и разработок в сферу охраны здоровья.
6 Адаптация и стандартизация психодиагностических методик.
7 Контроль соответствия современного психодиагностического инструментария (методик, методической документации, процесса диагностики) нормативным документам ВОЗ, социокультурным условиям, этическим правилам и др.
8 Технология планирования и выполнения проектных психологических исследований в сфере охраны здоровья.
9 Система профессионального взаимодействия сотрудников в ходе реализации научно-исследовательского проекта в области психологии здоровья.
10 Организационное проектирование структуры и задач научно-исследовательского учреждения.
Примерная проблематика производственной практики магисттрантов, проводимой на базе ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» связанных с оказанием психоконсультивной и психокоррекционной помощи пациентам:
1. | Био-психо-социо-духовная модель зависимости от психоактивных веществ |
2. | Биологические аспекты алкоголизма и наркомании |
3. | Медицинские последствия употребления психоактивных веществ |
4. | Внутриличностные проблемы аддиктов |
5. | Обучение когнитивной модели «АВС» как метод психокоррекции аддиктивного поведения |
6. | Зависимость от психоактивных веществ - болезнь духовная |
7. | Метод «Разбор истории болезни пациента» |
8. | Методика «Обучение методам психической саморегуляции» |
9. | Зависимость от психоактивных веществ - болезнь социальная. |
10. | Кинотерапия как метод психокоррекции аддиктивного поведения |
11. | Развитие коммуникативной компетентности пациентов |
12. | Тренниг «Управление стрессом» |
13. | Обучение конструктивному выражению агрессии как метод психокоррекции аддиктивного поведения |
14. | Метод «Трансформация чувств обиды и вины». |
15. | Методика «Разработка собственной стратегии выздоровления (планирование и целеполагание)» |
16. | Развитие внутренней мотивации выздоровления |
17. | Психологические защиты у аддиктов |
18. | Особенности аддиктивной личности |
19. | Особенности межличностных отношений аддиктов |
20. | Роль семьи в формировании и поддержании аддиктивного поведения |
21. | Танцевально-двигательная терапия в коррекции аддиктивного поведения |
22. | Метод «Модель изменения поведения (Прохаска и Ди Клементе)» |
23. | Методика «Развернутая модель выздоровления. Рецедивный процесс (Теренс Т.Горский)» |
24. | Тренинг «Как сказать «Нет!». Методы конструктивного отказа» |
25. | Конструктивное разрешение конфликтов как профилактика срыва |
26. | Методика «Поиск деструктивных убеждений» |
27. | Первичная собеседование и консультация |
28. | Инфомационно-профилактическая беседа |
29. | Психологическая экспресс-диагностика в группе риска |
30. | Консультация родных и близких аддикта |
31. | Мониторинг и анонимное анкетирование |
32. | Техника работы с ценностями и убеждениями аддикта |
В исключительных случаях, по согласованию с предприятием, тема производственной практики может быть выбрана не из представленных перечнем тем, а предложена самим студентом. Однако она должна соответствовать функциональным задачам, решаемым в организации, и соответствовать задачам практики.
4.3 Примерные задания для самостоятельных работ магистранта в ходе производственной практики
№ п/п | Наименование темы | Примерная тематика самостоятельных работ | Основная литература для подготовки |
Разработка тренниговых занятий, целью которых является развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, способствующих формированиюздорового стиля и высокоэфективного поведения | · Технология разработки тренниговых занятий. · Модель «формирования жизненных навыков». · Модели«копинг-профилактики психосоциальных расстройств в подростковом возрасте» · «Трансакциональная модель» формирования здорового стиля и высокоэффективного поведения А.Дж.Самероффа · Модель аффективного (эмоционального) обучения · Интеракционистский подход в формировании здорового стиля и высокоэффективного поведения · Понятие резильентности и путиее формирования | Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с. Ваништендаль С. «Резильентность» или оправданные надежды. Раненный, но не побежденный: перевод А.М.Герцик / С. Ваништендаль // Международное Католическое Бюро Ребенка. – Женева, 3-е издание, 1998. – 79 с. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л.М.Шпициной. - Спб.: Речь, 2005. - 256с. Крылова Н.В. «Реконструкция личностной идентичности в случаях зависимости от психоактивных веществ». «Учебно-методическое пособие.- М.: ИМСГС, 2010. – 273 с. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М.: Академия, 2009. – 176 с. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. - London: Oxford University Press, 2002 - 272p. - Р.42. Robertson E.B., David S.L., Rao S.A. Preventing Drug Use among Children and Adolescents. – Bethesda, MD: National Institute on Drug Abuse, 2003. – 42c. Sameroff A.J., Mackenzi M.J. Research strategies for capturing transactional models of development: The limits of the possible // Development and Psychopathology. - 2003. - V.15(03). - P. 613-6 40. | |
Оценка эффекивности треннинговых занятий по развитию личностных и личностно-средовых ресурсов, способствующих формированиюздорового стиля и высокоэфективного поведения | · Принципы оценки профилактических программ | Первичная профилактика: учебное пособие / К.С.Лисецкий, С.В.Березина, Н.Ю.Самыкин [и др. ]; под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – Самара: «Универс-групп», 2006. – 170с. Профилактика патологических форм зависимого поведения. В 3-х Т. Т.1. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика) / под общ. ред. О.В.Зыкова. – М: РБФ НАН, 2010. | |
Разработка треннинговой профилактической программы «Семейные деструкции как фактор формирования зависимости от ПАВ» | · Подходы и технологии профилактической работы с семьей · Модели семейных и супружеских систем Д.Олсона | Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: пособие для практических психологов. – СПб: СОЮЗ, 2001. – 350с. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 65-74. Теория семейных систем Мюррея Боуэне: Основные понятия, методы и клиническая практика / под науч. ред. К.Бейкер, А.Я.Варга. – М.: Когито-Центр, 2008. – 496с. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2011. – 736с. |
Задания для промежуточного контроля
1. Разработайте программу тренинговых занятии «Как сказать «Нет!»» (серия из 5 занятий)
2. Разработайте программу тренинговых занятий «Управление стрессом» (серия из 5 занятий)
3.Разработайте программу тренинговых занятий «Тренинг ассертивного поведения» (серия из 5 занятий)
4.Разработайте программу занятий в рамках кинотерапии «Психологическое здоровье» (серия из 3 занятий)
Задания для итогового контроля
1.Разработка и презентация серии тренниговых занятий (минимальноколичество занятий - 5), целью которых является развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, способствующих формированиюздорового стиля и высокоэфективного поведения | 1. Разработайте серию тренниговых занятий «Обучение конструктивным методам выражения агрессии» 2. Разработайте серию тренниговых занятий «Обучение конструктивным методам преодоления страха и вины» 3. Разработайте серию тренниговых занятий «Психологические границы моего Я как фактор психологического здоровья» 4. Разработайте серию тренниговых занятий «Формирование навыков конструктивного отказаот ненормативного поведения» 5. Разработайте серию тренниговых занятий «Прояснение ценностно-смысловой сферы личности и отношения к своему здоровью» 6. Разработайте серию тренниговых занятий «Развитие ценностно-мотивационной сферы личности и самовоспитание в обучении здоровому образу жизни» 7. Разработайте серию тренниговых занятий «Развитие коммуникативной компетентности как профилактика девиантного поведения» 8. Разработайте серию тренниговых занятий «Разработка личного жизненного плана и осознание здоровья в структуре самосознания» 9. Разработайте серию тренниговых занятий «Формирование навыков долговременного планирования и биографического мышления как профилактика девиантного поведения» |
2.Разработка и презентация серии тренниговых занятий с родителями учащихся (минимальноколичество занятий - 5), целью которых является профилактика девиантного поведения у детей и подростков | 1. Разработайте серию тренниговых занятий «Повышение родителькой компетентности в вопросах причин девиантного поведения подростков»; 2. Разработайте серию тренниговых занятий «Обучение безопасным формам родительского поведения и установления контакта с ребенком как профилактика аддиктивного поведения подростка»; 3. Разработайте серию тренниговых занятий «Обучение безопасным формам родительского поведения и установления контакта с ребенком как профилактика ранней половой жизни подростков и промискуитетного поведения» 4. Разработайте серию тренниговых занятий «История моей семьи: здоровье и болезни» 5. Разработайте серию тренниговых занятий «Семейные деструкции как фактор формирования психологической готовности к употреблению психоактивных веществ у ребенка» |
4.6 Рекомендации для магистранта по организации самостоятельной работы при проведении производственной практики.