Расчётных и кредитных операций
В процессе создания и деятельности у организации возникают различные расчеты с поставщиками и подрядчиками. В большинстве случаев они осуществляются за материалы, топливо, запасные части и другие ценности для осуществления хозяйственной деятельности.
При расчетах с поставщиками используются следующие документы: договор купли-продажи (поставки); документы на товары, выписанные поставщиком, отправляющим груз.
Договор купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). В договоре оговариваются предмет договора, цена товара и его сумма, качество и количество, условия поставки, расчеты, санкции,претензии.
Для получения товарно-материальных ценностей у поставщиков организацией выписывается доверенность формы М-2а и дает право должностному лицу выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей. Доверенность выписывается работником бухгалтерии и выдается под расписку получателю. Выписывается в одном экземпляре. При получении работ или оказании услуг составляются акты приема-передачи выполненных работ, оказанных услуг. Основанием для списания товарно-материальных ценностей у поставщика и оприходования их у покупателя являются накладные форм ТТН-1 и ТН-2.
В большинстве случаев расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются в безналичной форме, что способствует быстрому перечислению денежных средств на счёт. Существуют следующие основные формы безналичных платежей: расчеты платежными требованиями, платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, векселями, чеками из чековой книжки, банковскими пластиковыми карточками и т.д. Форма расчетов, как правило, предусматривается в договорах поставки товаров, договорах подряда составляемых субъектами хозяйствования.
Для отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет должен обеспечивать формирование информации о состоянии расчетов с каждым поставщиком и подрядчиком. В организации бухгалтер ежемесячно и с нарастающим итогом формируетоборотно-сальдовую ведомость.Синтетический учёт по счёту 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведётся введомости по счёту 60.
Для учёта и обобщения информации по расчетам с покупателям и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Дебиторская задолженность заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств организациями по поставке им товаров, оказанию услуг и выполнению работ. Отгрузка продукции покупателям осуществляется на основании заключенного договора контрактации.В договоре оговариваются предмет договора, цена товара и его сумма, качество и количество, условия поставки, расчеты, санкции, претензии и др. При отгрузке товаров покупателям организацией ОАО «Стародорожское»выписывается и прилагается, товарно-транспортная накладная (Приложение 10) на основании которой составляется приемная квитанция на закупку сельскохозяйственной продукции, где указывается приемный пункт, пункт отправки, дата, мол, категория мяса, кол-во голов, убойная масса, живая масса, цена, сумма, НДС, подписи руководителя и бухгалтера (Приложение 11).
Регистром синтетического учёта по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» является Журнал-Ордер 11 АПК (Приложение 12), аналитический учет ведется с каждым покупателем и заказчиком.
Основные операции в ОАО «Стародорожское» по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за май 2017 года представлены в таблицы 3.1:
Таблица 3.1–Хозяйственные операции по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за май 2017 года с ЗАО «Агрокомбинат Несвижский»
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||
Отражение выручки от реализации продукции покупателю | 6500,01 | ||
Произведен взаимо зачет денежных средст | 6500,01 |
Примечание – расчеты автора на основе Журнала-Ордера по счёту 62
Под сомнительным долгом понимается дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Сомнительная задолженность выявляется в процессе инвентаризации. При выявлении такой задолженности в конце квартала (года) создается резерв отдельно по каждому сомнительному долгу. Для обобщения информации о создании и использовании сумм резервов по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Данный счёт в организации не используется.
Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций осуществляется путем льготного налогообложения. Однако в соответствии с законодательством Республики Беларусь сельскохозяйственные организации обязаны производить платежи в бюджет. Учет расчетов по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».Все расчеты автоматизированы.Синтетический учёт по счёту 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведутся в налоговых декларациях далее делаются записи с нарастающим итогом в главную книгу.
ОАО «Стародорожское» ежемесячно уплачивает страховые взносы в Фонд социальной защиты населения. Начисление и уплата страховых взносов осуществляется со всех видов выплат, начисленных в пользу работников за истекший месяц, за исключением выплат, которые не облагаются отчислениями в Фонд социальной защиты населения. Также средства ФСЗН идут на уплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за больным ребенком и на другие цели. Для учета расчетов с ФСЗН предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Предприятие производит удержание в размере30% от фонда заработной платы и из заработной платы каждого работника удерживается 1% в пенсионный фонд. Контроль за правильностью начисления и всю остальную работу по взаимоотношениям с Фондом в хозяйстве осуществляет главный бухгалтер организации.
Синтетический учёт по счёту 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведётся в журнале-ордере по счёту 69.
В процессе хозяйственной деятельности возникает необходимость выдачи наличных денег под отчет работникам организации на административно-хозяйственные расходы и осуществление служебных командировок.
Синтетический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется введомости по счёту 71.Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной в подотчет в оборотно-сальдовой ведомости по 71 счёту.
Информация обо всех видах расчетов с работниками организации, за исключением расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами, депонентской задолженности учитывается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Аналитический учет по счету 73 организуются в разрезе субсчетов по каждому работнику с отражением остатков задолженности на начало и конец месяца и записей по дебету и кредиту в течение отчетного месяца.Синтетический учет ведется в ведомости по счёту 73.
Учредителями организации называются физические и юридические лица, которые основали данную организацию и имеют долю в ее уставном фонде.
Для учета и обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т. п.) по вкладам в уставный фонд организации, по выплате доходов (дивидендов) предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями». Данный счёт в организации не используется.
Для обобщения информации о расчётах с разными дебиторами и кредиторами предназначен счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
В ОАО «Стародорожское» в рабочем плане счетов к счёту 76 открыты следующие субсчета:
76/1- расчеты по исполнительным документам
76/2- Расчеты по имущественному и личному страхованию
76/3- Расчеты по претензиям
76/4- Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
76/5- Расчеты по депонированным суммам
76/6- Расчеты по договору доверительного управления имуществом
76/7- Расчеты, связанные с выбывающей группой
Основные хозяйственные операции в организации по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» за июнь 2017 года представлены втаблицы 3.2:
Таблица 3.2 – Хозяйственные операции по счету 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» за июнь 2017 года
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||
На основании акта на оказинии транспортных услуг оказаны услуги по перевозке скота | 22,00 | ||
НДС 20% | 18/1 | 4,40 | |
На основании товарной накладной приобретены товары для основного производства животноводства | 20/2 | 44,00 | |
НДС 20% | 18/1 | 8,80 | |
На основании реестра невыданной оплаты труда была депонирована оплата труда | 30,50 |
Примечание – расчеты автора на основе приложения 13, 14, 15
Регистром синтетического учёта по счету 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» являетсяреестр хозяйственных операций по счету 76 (Приложение 16).
Сельскохозяйственные организации могут использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», на котором отражают расчеты с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы. Они включаются в общий баланс объединения.
Собственный капитал – часть активов предприятия, которая остается после вычета всех его обязательств.
Рассмотрим динамику собственного капитала и обязательств по основным источникам формирования средств организации втаблице 3.3:
Таблица 3.3. – Динамика собственного капитала и обязательств по основным источникам формирования средств организации
Собственный капитал и обязательства | Темп роста,% | ||||||
тыс. руб | % | тыс. руб | % | тыс. руб | % | ||
Собственный капитал | 63,4 | 60,7 | 57,6 | 10,4 | |||
Долгосрочные обязательства | 18,7 | 16,3 | 13,7 | 8,3 | |||
Краткосрочные Обязательства: в том числе | 17,9 | 23,0 | 28,7 | 18,4 | |||
Краткосрочные кредиты и займы | 0,1 | - | - | - | - | - | |
Краткосрочная кредиторская задолженность | 16,4 | 21,3 | 27,2 | 19,1 | |||
Баланс | 11,5 |
Примечание – расчеты автора на основе данных бухгалтерского баланса годовых отчётов за 2014-2016 гг.
Из данных таблицы 3.6 видно, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом наблюдается уменьшение собственного капитала на 10,4 %. На снижение собственного капитала повлияло изменение долгосрочных и краткосрочных обязательств: 8,3% и 18,4%. В 2016 году краткосрочные кредиты и займы не брались, а краткосрочная кредиторская задолженность уменьшилась на 11,5%. В целом баланс предприятия уменьшился на 11,5%.