Контроль и ревизия расчетных и кредитных операций

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборот­ных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния. Поэтому проверке этих вопросов уделяется особое внимание.

Цель контроля и ревизии расчетных операций — оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образова­ния различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достовер­ности и реальности погашения.

Проверка состояния расчетов включает проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по претензиям, с разными деби­торами и кредиторами, с бюджетом, с банком, с подотчетными лицами и др.

Чтобы наметить направление проверки, области углубленного контроля, необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому следует установить наличие на предприятии необходи­мой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, поря­док их заполнения, состояние аналитического учета и организацию внутреннего контроля расчетных операций.

Проверка состояния расчетов на предприятии начинается с анализа ма­териалов инвентаризации расчетов. Проверяющий может также провести конт­рольную инвентаризацию расчетов, встречную проверку документов и регист­ров учета на проверяемом предприятии и у контрагентов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящих­ся на этих счетах, устанавливаются сроки возникновения задолженности по сче­там дебиторов и кредиторов, реальность ее и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом, в котором указываются проинвентаризированные счета, наличие несогласованной задолженности, а также сумм безнадежных долгов (долги, не обеспеченные гарантиями). Анализ материалов инвентаризации расчетов даст возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены рас­хождения или неясности.

При проверке расчетов применяются приемы фактического и документаль­ного контроля:аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам.

Рассмотрим методику проверки расчетов по отдельным счетам.Расчеты с поставщиками и покупателями— наиболее часто встречающие­ся расчеты. Проверка проводится по двум основным направлениям:

— правильность оплаты за полученные материальные ценности;

— полнота оприходования полученных ценностей.

Источниками информации при проверке расчетов с поставщиками, покупателями, покупателями и заказчиками, а также с разными дебиторами и кредито­рами являются: положение об учетной политике, бухгалтерская отчетность, глав­ная книга, учетные регистры по счетам 60,62,76,91,007 и другие,книга покупок, книга продаж, платежные документы, векселя, акты инвентаризации расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты сверки расчетов,накладные, счета-фактуры, договоры с контрагентами.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изуче­ние договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Сделки, совершаемые сторонами умышленно, без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными(недействительными).

Следует также обратить внимание на причины возникновения задолжен­ности; дату ее погашения; учет материальных ценностей, находящихся в пути; учет бартерных операций; оформление«Журнала учета счетов-фак­тур», книги покупок и книги продаж; соответствие цен в сопроводительных документах и договорах поставки отражение; пересчет в рублевый эквива­лент расчетов,осуществляемых в иностранной валюте, и отражение курсовой разницы.

В ходе проверки должны быть решены следующие задачи:

— проверка правильности оформления первичных документов по приобрете­нию товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверж­дения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

— подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета задолженности,

|— оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных пре­тензий;

— проверка правильности оформления первичных документов по поставке то­варов и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникнове­ния дебиторской задолженности;

— обоснованность выделения НДС;

— подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности. При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получе­ны расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, на находящиеся в пути(дебиторская задолженность).

Следует проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам с контрагентами, срок исполнения обязательств по которым превысил четыре месяца со дня фактического получе­ния ими товаров (работ, услуг).Согласно Налоговому кодексу РФ резерв по сомнительным долгам формируется: в сумме 100% задолженности, если срок ее более 90 дней; в сумме 50% задолженности, если срок ее от 45 до 90 дней; не создается, если срок задолженности менее 45 дней.

Такая задолженность должна списываться на убытки предприятия-постав­щика без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Ревизоры проверяют, учиты­вается ли данная задолженность на забалансовом счете007 в течение пяти лет с момента ее списания для наблюдения за возможностью списания при измене­нии имущественного положения должника, устанавливается ли наличие деби­торской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и было ли на эту сумму произведено уменьшение налогооблагаемой прибыли организации и начисление НДС.

Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отраже­ние которых в учете нередко производится с ошибками. Выданные векселя от­ражаются у предприятия на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми», процент по векселю относится на себестоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, НДС подлежит возмещению из бюджета толь­ко после оплаты векселя. Полученные в оплату векселя учитываются на счете 62«Расчеты с покупателями и заказчиками».Сумма вексельного процента по полу­ченным векселям относится на счет 91, обязательство по уплате в бюджет НДС возникает при поступлении денежных средств (товаров)или зачете встречного требования по векселю.

Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами включает анализ достоверности и правильности отражения в учете таких операций, как оплата услуг организаций связи, коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжения и пр. Устанавливаются по данным первичных документов и учетных регистров при­чины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимались для погашения и взыскания задолженности. Проверяется правильность составления корреспонденции сче­тов, организация аналитического учета, обоснованность начисления и зачета НДС по этим операциям.

Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 73-2 «Расчеты по претензиям»выясняется, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных организации в установленном порядке, и по которым отсут­ствуют документы, дающие право на списание. Следует установить, прово­дились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в воз­никновении претензии к предприятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.

Целью контроля расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является проверка правильности расчетов, полноты и своевремен­ности перечислений в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Источниками информации являются: положение об учетной политике, рас­четы (декларации)по отдельным налогам и платежам, бухгалтерская отчетность, главная книга, учетные регистры по счетам 19, 68, 69, 76, 90, 91, 99 и другие, книга покупок, книга продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры и др.

Целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, ознакомить с результатами налоговых и других проверок, что позволит выяснить характер ошибок,если такие были допущены, и наметить объекты для углубленного изучения.

По каждому уплачиваемому предприятием налогу, сбору и платежу следует проверить:

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— правильность применения налоговых ставок (устанавливается путем сравне­ния фактических ставок с их значением, регламентированными нормативны­ми документами для соответствующих видов деятельности,группы продук­ции и товаров и т. п.);

|— правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налого­вых платежей(изучаются записи в учетных регистрах по счетам 68 и 69, аналитический учет по которым организуется по каждому налогу,сбору и платежу на соответствующих субсчетах).

Особое внимание уделяется установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки,себестоимости, валовой прибыли, чистой прибыли, заработной платы персонала.

Применяются такие приемы контроля, как прослеживание,проверка платежных документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров уче­са, правильность составления налоговой отчетности(проверяется наличие в ней всех установленных форм, полнота заполнения, производится пересчет отдельных показателей, взаимная сверка показателей, отраженных в регистрах бухгал­терского учета и в формах отчетности) и др.

Выявленные нарушения регистрируются в рабочей документации. Типич­ными нарушениями могут быть: неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам, неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии или неправильном его указании в расчетно-платежных документах, ненадлежащее ведение учета, неправильное определение налоговых льгот, не­соответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синте­тического учета и показателям отчетности, нарушение сроков платежей по на­логам.

Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

— приобретение запасных частей, материалов, канцтоваров,топлива за налич­ный расчет;

— оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

— расходы на командировки по территории РФ и за границу;

— представительские расходы. Источники информации:

— бухгалтерский баланс (форма № 1);

— отчет о движении денежных средств (форма № 4);

— главная книга;

— журнал-ордер №7;

— приказы о направлении в командировку;

— командировочные удостоверения;

— авансовые отчеты с оправдательными документами (товарные и денежные чеки, проездные билеты, счета гостиниц и пр.);

— приходные и расходные кассовые ордера;

— кассовая книга.

Проверка проводится сплошным порядком. При этом обращается внима­ние на: расчет суммы аванса, выдаваемой под отчет на основании предвари­тельного расчета стоимости проезда, суточных, квартирных и других расхо­дов; целевое использование подотчетными лицами выданных им сумм; срочность представления авансового отчета о расходах в кассу; выдачу аван­сов только работникам данного предприятия и только в установленных лими­тах; наличие фактов выдачи сумм под отчет лицам, не отчитавшимся по преды­дущим суммам.

Проверяя авансовые отчеты, ревизор устанавливает назначение и фактиче­ское использование сумм, выдаваемых отдельным сотрудникам подотчет, нали­чие приказов о направлении сотрудников в командировки, правильность оформ­ления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчет­ными лицами. В результате могут быть выявлены факты оплаты командировоч­ных расходов(суточных, оплата проезда и проживание)сверх установленных норм. Суммы превышения установленных норм не подтвержденные документально, подлежат включению в совокупный годовой доход работника и обложе­нию налогом на доходы физических лиц. Уплаченный по ним НДС не подлежит возмещению.

Обращается внимание на оформление расчетов с водителями за приобретен­ные ими горюче-смазочные материалы, запасные части и т. д.Проверяется каче­ство оправдательных документов, сроки отчетности.

Обоснованность представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лиц,ответственных за проведение мероприятий; программы встречи с представителями другой организации; сметы расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документами, подтверждающими расходы и др.

Выявляя факты нарушений, ревизоры регистрируют их,определяют сумму заниженной прибыли, а также дополнительных начислений единого социально­го налога и налога на доходы физических лиц.

Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подотчетными ли­цами, следует учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства под отчет, устанавливаются приказом руководителя организации и фиксируют­ся в Учетной политике.

Признаки отсутствия или недостаточности внутреннего контроля:

— отсутствие списка лиц, которым разрешено получение денег наличными под отчет, или его несоблюдение;

— отсутствие системы подачи письменных заявлений на имя руководителя о выдачи денег под отчет;

— несоблюдение порядка выдачи денежных средств под отчет и возврата неиспользованных сумм.

При проверке расчетов по кредитам и займам используются источники информации: положение об учетной политике; бухгалтерский баланс(форма № 1); отчет о прибылях и убытках(форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);учетные регист­ры по счетам 66 и 67;главная книга; кредитные договоры с банком; договоры займа; выписки банка по расчетному и ссудному счетам с приложенными доку­ментами; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов; документы,подтверждающие целевое использование кредита или займа.

Согласно ст. 819Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит)заемщику в размере и на условиях,предусмотренных догово­ром, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.

Кредиты могут выдаваться российскими банками в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Право на выдачу кредитов в иностранной валюте российским организациям, предоставлено уполномоченным бан­кам, имеющим лицензию Банка России на осуществление операций в иност­ранной валюте.

Расчеты по кредитам и займам, полученным как от нерезидентов,так и от российских уполномоченных банков в иностранной валюте, осуществляются резидентами с текущих валютных счетов и не могут производиться с транзит­ных валютных счетов.

Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги или иные вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа или рав­ное количество полученных им вещей того же рода и количества. Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размере и порядке, определенных договором. В связи с тем, что расчеты в Россий­ской Федерации производятся только в рублях, получение займов в иност­ранной валюте от организаций-резидентов, не являющихся банковскими учреждениями, запрещено.

В процессе контроля используются следующие приемы: проверка докумен­тов, прослеживание операций, пересчет, аналитические процедуры.

Проверке подвергаются договоры с банком, документы по открытию кредитных линий, договоры и соглашения о кредитах и займах. Задолженность по кредитам и займам, отраженная в регистрах бухгалтерского учета, должна соответствовать задолженности, размер которой согласован с кредиторами. Для этого используются выписки банка, расчеты платежей, данные аналити­ческих ведомостей, таблиц. Задолженность по кредитам и займам должна быть правильно квалифицирована по видам и способам расчетов на основании ана­лиза договоров.

Для проверки своевременности возврата кредитов банков по данным кредитных договоров и выписок с расчетного счета составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения креди­тов, а также возникшие отклонения. На каждую отчетную дату суммы задол­женности по кредитам, по балансу должны подтверждаться данными анали­тического учета. Задолженность по кредитам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату. Проверяется также наличие фактов нарушения сроков возврата кредитов и причины этого.

Для проверки целевого использования кредитных средств необходимо срав­нить объект кредитования, зафиксированный в кредитном договоре, и факти­ческие направления средств, подтверждаемые договором поставки, счетами-фактурами, накладными, платежными поручениями и т. д. Номенклатура товарно-материальных ценностей, сроки поставки и оплаты, цены, объем вы­полненных работ должны совпадать.

Правильность начисленных процентов за пользование кредитами банков подтверждается по результатам их арифметического контроля.

При выявлении источников списания процентов за пользование кредита­ми банков учитываются направления использования кредитов на закупку то­варно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов и т. п.

Устанавливается правильность начисленных процентов для целей налогообложения.

В ходе проверки займов устанавливается: правильно ли оформлены догово­ры займа, своевременно ли погашалась основная сумма долга и проценты по займам, правильно ли отражались в учете операции по полученным займам, вклю­чая начисление и перечисление процентов, достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам.

При изучении договора займа особое внимание уделяется наличию в нем указаний на срок возврата займа, его форме, наличию залога, размерам процен­тов и порядку их уплаты. Если заимодавцем является физическое лицо,то дого­вор займа должен быть нотариально заверен.

Для проверки своевременности возврата займов по данным договоров и выписок с расчетного счета и отчетам кассира составляется аналитическая табли­ца, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения займов, а также возникшие отклонения.

Типичными ошибками, выявляемыми при проверке расчетов по кредитам и займам, могут быть: отсутствие договора займа или составление его с наруше­нием Гражданского кодекса РФ, отсутствие договора с банком о пролонгации кредита, ненадлежащее ведение учета, неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам, нецелевое использование средств кредитов банков.

Наши рекомендации