Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций

По данной теме изучить следующие вопросы:

- порядок оформления и обработки кассовых документов, ведения кассовой книги в белорусских рублях и в валютах, других документов и регистров по учету кассовых операций;

- порядок оформления банковских документов на оплату готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг при расчетах платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами, векселями внутри республики и на экспорт;

- порядок обработки банковских выписок, ведения регистров по учету операций на расчетном, валютном, трастовом, депозитном, аккредитивном и других счетах, открытых организации в банке;

- учет денежных документов, переводов в пути, финансовых вложений;

- учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов по авансам, выданным;

- учет расчетов с покупателями и заказчиками;

- учет расчетов по претензиям, по авансам полученным, имущественному и личному страхованию, внебюджетным платежам и расчетов с бюджетом, социальному страхованию и обеспечению (в том числе порядок составления расчетной ведомости по фонду социальной защиты населения), учет расчетов с подотчетными лицами;

- учет расчетов с персоналом по прочим операциям, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами;

- учет внутрихозяйственных расчетов;

- учет расчетов по недостачам и потерям от порчи ценностей;

- порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности;

- учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, целевого финансирования.

Учет и расчет всех перечисленных показателей должен иметь выход на главную книгу, извлечение из которой по счетам 50, 51, 52, 57, 58, 59, 60-63, 66-69, 71, 75-76, 79 следует приложить к отчету. В отчете должны быть перечислены действующие нормативные и законодательные акты по рассматриваемому участку работы с указанием даты, номера и кем утверждены, необходимо также приложить документы, подтверждающие проводки и суммы к ним, изложить порядок составления приложенных документов и регистров.

Учет других видов деятельности организации

По данной теме необходимо изучить в практике работы организации следующие вопросы:

учет финансирования капитальных вложений;

учет капитальных вложений застройщика при подрядном способе строительства и расчетов с подрядчиками;

учет строительного производства при хозяйственном способе ведения работ.

Особенности учета в жилищно-коммунальном хозяйстве:

учет расчетов с квартиросъемщиками и арендаторами, учет доходов и расходов по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, учет финансовых результатов.

Особенности учета в научно-исследовательских и конструкторских подразделениях организации.

Особенности учета в учреждениях социально-культурного назначения:

учет в санаториях;

учет в домах отдыха и пансионатах;

учет в санаториях-профилакториях;

учет в профсоюзных комитетах, культурно-просветительных, спортивных учреждениях и организациях.

Учет в производствах по бытовому обслуживанию работающих: в прачечных, парикмахерских и банях.

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции растениеводства и животноводства в подсобном сельском хозяйстве.

По перечисленным вопросам студенту следует приложить подтверждающие документы аналитического и синтетического учета, раскрыв в тексте отчета методику расчетов основных показателей документов.

Учет финансовых результатов, фондов и резервов

В организации изучить следующие вопросы:

- состав финансовых результатов, порядок их формирования и учета;

- учет доходов будущих периодов;

- определить величину налогооблагаемой прибыли и платежей (налогов) из нее;

- распределение прибыли и учета нераспределенной прибыли;

- информационные связи учета финансовых результатов с другими секторами учета и подразделениями организации;

- образование и учет уставного фонда;

- учет резервного фонда;

- учет резервов предстоящих расходов и платежей, сомнительных долгов, средств целевого финансирования и поступлений.

Бухгалтерская отчетность

В период прохождения практики студент должен изучить:

- содержание квартальных и годовых форм отчетности;

- нормативные документы, которыми следует руководствоваться при заполнении форм квартального и годового отчетов;

- суть подготовительной работы (включая инвентаризацию активов и пассивов организации), предшествующей составлению годового отчета;

- конкретные источники, на основании которых составляются формы отчетности, и порядок их заполнения.

В отчете необходимо изложить состав, порядок составления, представления, утверждения и назначения форм квартальной и годовой отчетности.

К отчету прилагаются в заполненном виде все формы квартальной и годовой отчетности.

Ревизия и аудит

Общие положения

При прохождении преддипломной практики по ревизии и аудиту студент-практикант должен руководствоваться Законами Республики Беларусь, решениями белорусского правительства, нормативными и инструктивными материалами по учету, контролю, анализу хозяйственной деятельности, менеджменту и учетной политикой организации. В процессе практики студент должен не только закрепить и углубить теоретические знания по дисциплине «Ревизия и аудит», но и приобрести практические навыки в проведении ревизии (аудита). С целью изучения правильности ведения бухгалтерского учета студент должен провести встречные проверки данных по документам и регистрам учета, оценить правильность и своевременность документального оформления хозяйственных операций, их синтетического и аналитического учета, бухгалтерской и статистической отчетности, эффективность результатов учетно-контрольной работы организации. При решении этих задач студенту необходимо широко использовать приемы ревизии и аудита, а также других дисциплин. В процессе ревизии внутреннего и внешнего аудита целесообразно использовать современную компьютерную и другую технику (для проверки правильности арифметических подсчетов в документах и регистрах учета, согласованности данных синтетического и аналитического учета правильности составления бухгалтерской и статистической отчетности, логического и экономического контроля и т.п.).

Во время практики студент должен принять активное участие в проверках хозяйственной и иной деятельности организации. Если в период практики не проводились ревизия и аудит, то студент должен изучить материалы последних проверок и дать критическую оценку их проведения.

Прежде чем проходить практику по дисциплине «Ревизия и аудит», студент составляет программу выполнения работ по ревизии и аудиту и согласовывает ее с руководителем практики от организации и университета. Выявленные в процессе ревизии (аудита) недостатки в производственно-сбытовой, финансово-хозяйственной и другой деятельности, учетно-контрольной работе организации оформляются составлением ведомостей нарушений. Особое внимание студент уделяет разработке рекомендаций по улучшению учетно-контрольной и другой экономической работы, повышению эффективности хозяйствования.

При проверке отдельных сторон производственно-сбытовой, финансово-хозяйственной и другой деятельности организации необходимо в обязательном порядке привлекать информацию, полученную при прохождении практики по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности.

Необходимо изучить организационную структуру и специфику деятельности учетно-контрольной службы организации (ее состав, содержание должностных инструкций, вопросы планирования, учета и отчетности по контрольно-ревизионной работе, выполнение планов ревизии (аудита), других проверок, результаты их и т.п.).

К отчету по ревизии и аудиту производственно-сбытовой и финансово-хозяйственной деятельности организации студент прилагает следующие материалы:

ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии (аудита) денежных средств, расчетных и кредитных операций, производства и реализации продукции (работ, услуг) ее себестоимости, финансовых результатов, фондов, резервов и др.;

акт инвентаризации наличных денежных средств в кассе;

рекомендации по совершенствованию учетной, контрольной и другой экономической работы, мобилизации выявленных резервов повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.

Наши рекомендации