Активные формы проведения семинарского занятия
А) Беседа: «Российская экономическая школа и ее специфика».
Цель беседы: научить студентов самостоятельно собирать материал, делать сравнения, обобщения и выводы.
Организация беседы:
1. Студент самостоятельно готовит информацию о развитии Российской экономической школы.
2. В ходе обсуждения студенты пытаются выделить основные этапы развития Российской экономической школы, проанализировать особенности ее развития в современных условиях.
3. Результатом беседы являются выводы по современному этапу развития экономической теории и их роль в создании рыночной экономики в России.
Б) По основным вопросам данной темы на занятии проводится тестирование:
1. Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:
а) бегство от налогов;
б) сопоставление выгод;
в) завышение цен на свою продукцию.
2. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов.
3. Нормативная экономическая теория изучает:
а) «что есть»;
б) что должно быть;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
Какое из перечисленных ниже положений не имеет отношения к предмету экономической теории?
а) редкость благ;
б) максимальное удовлетворение потребностей;
в) эффективное использование ресурсов;
г) неограниченные производственные ресурсы.
5. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) нормативный;
б) позитивный;
в) макроэкономический;
г) микроэкономический.
Самостоятельная работа
Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.
Для этого необходимо изучить основныеэкономические понятия:
микроэкономика, макроэкономика, предмет экономической теории, проблема выбора, позитивный анализ, нормативный анализ, структура экономической системы, индукция и дедукция, анализ и синтез, производительные силы, производственные отношения, воспроизводство, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, производство, потребление, формационный подход, цивилизационный подход, доиндустриальный период, индустриальный период, постиндустриальный период, функции экономической теории.
Особое внимание необходимо уделить факторам, определяющим развитие экономической мысли, и на основе этого классифицировать экономические учения.
Самостоятельная работа по написанию докладов и рефератов позволяет студенту расширить знания данной темы на основе изучения дополнительной литературы. Доклад или реферат должны быть сообщениями о прочитанной литературе, в которой студент выделил и проанализировал основные положения.
Темы рефератов и докладов
1. Задачи микроэкономики и методы их решения.
2. Роль экономической теории в условиях перестройки экономической системы, формирования рыночной экономики.
3. «Экономикс» и история экономических учений.
Предложенные вопросы, рефераты и доклады обсуждаются на семинарских занятиях
Тестовый контроль
1.Какое из перечисленных ниже положений не имеет отношения к предмету экономической теории?
а) редкость благ;
б) максимальное удовлетворение потребностей;
в) эффективное использование ресурсов;
г) неограниченные производственные ресурсы.
2. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большому потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
3. Экономическая теория:
а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;
б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами;
в) не является наукой;
г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитие экономики.
4. Метод абстракции означает:
а) выделение в явлении наиболее важных характерных свойств и признаков;
б) отвлечением от менее важных или случайных, переходящих свойств и признаков;
в) то и другое вместе.
5. Элементами экономической системы общества являются:
а) предприятия, отрасли, группы отраслей, сферы производства;
б) производство благ и производство услуг;
в) материальное и нематериальное производство;
г) производительные силы и производственные отношения.
Контрольные вопросы
1. Что нового по сравнению с классиками внесли в науку представители неоклассического направления?
2. В чем сходство и отличие позитивной и нормативной микроэкономики?
3. Что является предметом экономической науки?
4. Как микроэкономика способствует реализации целей общества и конкретной фирмы?
5. Как связаны между собой фазы воспроизводства?
6. Какие подходы к изучению экономики существуют?