Сатистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................……… | |
1. Статистические индексы...............................................................…........... | |
1.1. Основные формулы................................................................................ | |
1.2. Решение типовых задач......................................................................... | |
1.3. Контрольные задачи............................................................................... | |
1.4. Контрольные вопросы........................................................................... | |
1.5. Тесты....................................................................................................... | |
2. Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений.............................................................. | |
2.1. Основные формулы................................................................................ | |
2.2. Решение типовых задач......................................................................... | |
2.3. Контрольные задачи............................................................................... | |
2.4. Контрольные вопросы........................................................................... | |
2.5. Тесты....................................................................................................... | |
Библиографический список | |
Приложение А. (справочное) Классификация индексов............................... | |
Приложение Б. (справочное) Виды индексов по форме вычисления.......... | |
Приложение В. (справочное) Виды индексов по форме взвешивания........ | |
Приложение Г. (справочное) Индексы средних величин.............................. | |
Приложение Д. (справочное) Виды взаимосвязи между факторным и результативным признаками................................................ |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее методическое указание по дисциплины «Статистика» разработаны с целью обеспечения студентов необходимым учебным материалом для решения задач по темам: «Статистические индексы» и «Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений».
Готовясь к практическим занятиям, студент должен изучить рекомендованную литературу и конспект лекций, самостоятельно проверить, как он усвоил вопросы той темы, по которой будет решать задачи.
Решение задач необходимо сопровождать соответствующими формулами, подробными расчетами, пояснением сущности исследуемых показателей и краткими выводами. При этом особое внимание следует уделять грамотной экономической интерпретации рассчитываемых показателей.
Расчеты должны быть выполнены с принятой в статистике точностью: индексы рассчитываются с точностью до 0,001, а проценты - до 0,01. При выполнении работ рекомендуется использовать статистические таблицы, которые должны быть построены и оформлены по правилам, изучающимся в теме «Сводка и группировка статистических данных».
Данные методические указания значительно упростят процесс изучения материала, т.к. в нем систематизированы темы раздела, основные формулы по темам, которыми необходимо пользоваться. Для повышения эффективности самостоятельной работы приведены подробные выкладки всех расчетных формул с ответами по каждой типовой задаче, а так же представлены примеры решения распространенных задач для самостоятельного решения. В конце каждой темы приведены контрольные вопросы и тесты, ответы на которые обеспечат более качественную подготовку к сдаче экзамена (зачета).
Перед выполнением контрольной работы или решением задач на практических занятиях требуется внимательное изучение настоящих методических указаний.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям, в переводе с латинского буквально означает «указатель», «показатель».
Индексом в статистике называют относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов) во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.).
Когда рассматривается сопоставление уровней изучаемого явления во времени, то говорят об индексах динамики, в пространстве – о территориальных индексах, при сопоставлении с уровнем, например, договорных обязательств – об индексах выполнения обязательств и т.д.
Различают индексы объемных показателей и качественных, индивидуальные и сводные, агрегатные и средние.
Основные формулы
Для расчета индексов приняты следующие обозначения:
q – количество единиц продукции в натуральном выражении;
p – цена за единицу продукции;
z – себестоимость единицы продукции;
w – выработка в единицу времени или на 1 – го работника;
t – трудоемкость (т.е. затраты времени на единицу продукции t=1/W)
Индивидуальные индексы:
; ; . | (1.1) |
Общие индексы:
-общий индекс товарооборота:
. | (1.2) |
- общий индекс цен с базисными весами (формула Ласпейреса):
. | (1.3) |
- общий индекс цен с отчетными весами (формула Пааше):
. | (1.4) |
- общий индекс физического объема в ценах базисного периода:
. | (1.5) |
- общий индекс физического объема в ценах отчетного периода:
. | (1.6) |
Взаимосвязь общих индексов:
. | (1.7) |
Средние индексы:
- общий индекс физического объема в ценах базисного и отчетного периодов:
и | (1.8) |
- общий индекс цен с базисными и отчетными весами:
и | (1.9) |
Индексы средних величин:
- индекс переменного состава:
(1.10) |
- индекс постоянного (фиксированного) состава:
(1.11) |
- индекс структурных сдвигов:
(1.12) |
Взаимосвязь индексов средних величин:
(1.13) |
Решение типовых задач
Задача № 1.1
По данным о товарообороте продукции за базисный и отчетный периоды определить общие индексы цен, физического объема и товарооборота.
Наименование товара | Стоимость продукции, тыс. д.е | Изменение цены реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | Изменение количества реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
Базисный ( ) | Отчетный ( ) | |||
Говядина, кг | +50,0 | -12,5 | ||
Птица, кг | +25,0 | -11,7 | ||
Печень, кг | +12,5 | -20,0 | ||
Яйцо, шт. | +18,0 | +16,7 | ||
Всего |
Решение:
Из условия следует, что индивидуальные индексы цены по каждому товару имеют следующие значения:
; ; ; .
Таким образом, по всем наименованиям товара виден рост цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. Так, например, цена говядины выросла на 50% (150% - 100%), птицы – на 25% (125% - 100%), печени – на 12,5%, яиц – на 18%.
Определить общий индекс цен (по формуле 1.4) в агрегатной форме по приведенным данным нельзя, т.к. неизвестна цена - , но с учетом индивидуального индекса цены (см. формулу 1.1) можно построить средний гармонический индекс цен (формула 1.9):
Разница между числителем и знаменателем формулы характеризует сумму дополнительных затрат покупателей (дополнительного товарооборота продавцов), обусловленных ростом цен на 16,6% (116,6% - 100%), которые составляют 2505 д.е. (17615-15110).
Аналогично вычисляем общий индекс физического объема товарооборота при неизвестном количестве проданных товаров в отчетном периоде, построив индекс объемного признака в форме средней арифметичеcкой (формула 1.8) с учетом индивидуальных индексов физического объема (см. формулу 1.1):
; ; ; .
Расчет индивидуальных индексов показал, что по первым трем наименованиям товаров наблюдается сокращение объемов их реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным, а именно: по говядине – на 12,5% (87,5% - 100%), птице – на 11,7% (88,3% - 100%), печени – на 20% и только объем реализации яиц вырос на 16,7%.
,
следовательно, товарооборот за счет изменения объема реализованных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным сократился в целом на 4,4%
(95,6% - 100%) или в абсолютном выражении ( =15110-15800) на 960 д.е.
Общий индекс товарооборота равен:
или его также можно рассчитать, используя формулу взаимосвязи индексов:
.
Таким образом, объем товарооборота вырос на 11,5% (111,5% - 100%) в отчетном периоде по сравнению с базисным, что в абсолютном выражении составляет ( ) 1815 д.е.: рост стоимости продукции произошел только за счет увеличения уровня цен на товары ( ), в то время как объем реализации в физических единицах сократился на 4,4% ( ).
Задача № 1.2
На основании данных о себестоимости лазерного принтера по 3-м предприятиям определить индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов себестоимости.
Предприятие | Себестоимость единицы продукции, д.е | Сумма затрат на производство, д.е | Объем произведенной продукции, ед | |||
Базисный период ( ) | Отчетный период ( ) | Базисный период ( ) | Отчетный период ( ) | Базисный период ( ) | Отчетный период ( ) | |
«Оптима» | ||||||
«Альфа» | ||||||
«Сервис» | ||||||
Всего |
Решение:
Индекс себестоимости продукции переменного состава рассчитывается по формуле:
,
Таким образом, в среднем для трех предприятий себестоимость лазерного принтера в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 4% за счет изменения двух факторов: уровня себестоимости на каждом предприятии и структуры производства товара.
Индекс себестоимости продукции постоянного (фиксированного) состава рассчитывается по формуле:
.
Следовательно, при постоянной структуре себестоимость лазерного принтера в среднем для трех предприятий выросла на 4,8%
Индекс себестоимости продукции структурных сдвигов рассчитывается по формуле:
или его можно рассчитать через взаимосвязь индексов:
.
Таким образом, в следствии изменения структуры выпуска себестоимость лазерного принтера в среднем для трех предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 0,8%.
На основании рассмотренных выше индексов можно определить и абсолютные изменения средней себестоимости лазерного принтера в целом ( ) и по отдельным факторам ( и ).
Так из индекса переменного состава ( 104,0%) видно, что средняя себестоимость принтера выросла ( ) на 21,98 д.е.
Индекс постоянного состава ( 104,8%) показывает, что средняя себестоимость принтера выросла ( ) на 26,16 д.е. в следствии изменения себестоимости продукции на каждом предприятии.
Из индекса структурных сдвигов ( 99,2%) видно, что средняя себестоимость принтера за счет изменения структуры выпуска уменьшилась ( ) на 4,18 д.е
Взаимосвязь между абсолютными приростами можно представить следующим образом:
д.е.
Контрольные задачи
Задача № 1.1
По данным о ценах на телевизоры определить недостающие в таблице показатели.
Месяц | Цена за единицу, д.е | Индивидуальные индексы цен | |
Цепные | Базисные | ||
Июнь | ? | - | 1,0 |
Июль | ? | ? | |
Август | ? | 0,53 | 0,44 |
Задача № 1.2
Имеются данные о продаже товаров на рынке:
Товары | Базисный период | Отчётный период | ||
Стоимость товаров, тыс. д.е | Средняя цена за 1шт, д.е | Стоимость товаров, тыс. д.е | Средняя цена за 1шт, д.е | |
Брюки | 922,5 | |||
Блузы | ||||
Платья |
Определить:
1. Индекс цен Пааше.
2. Индекс цен Ласпейреса.
3. Индекс физического объема продукции. Сделать вывод.
Задача № 1.3
Имеются следующие данные о реализации овощей и ценах:
Овощи | Базисный период | Отчётный период | ||
Количество, т | Средняя цена за 1кг, д.е | Количество, т | Средняя цена за 1кг, д.е | |
Свекла | 2,85 | 3,0 | ||
Капуста | 3,0 | 3,5 | ||
Морковь | 4,0 | 4,25 |
На основании приведенных данных определить:
1. Индивидуальные индексы цен и физического объёма.
2. Общий индекс цен.
3. Общий индекс физического объёма.
4. Общую сумму экономического эффекта, которую получило население при покупке данных продуктов в отчётном периоде по изменённым ценам.
Показать взаимосвязь между вычисленными в пунктах 2 и 3 индексами.
Задача № 1.4
Имеются следующие данные о товарообороте строительного магазина:
Товарная продукция | Продано товаров в фактических ценах, тыс. д.е | Среднее изменение цен в III кв. по сравнению с I кв., % | |
I квартал | III квартал | ||
Цемент | 540,0 | 550,0 | -10 |
Ламинат | 422,5 | 630,0 | +5 |
Обои | 336,0 | 348,5 | без изменений |
Вычислить: индивидуальный и общий индексы цен.
Задача № 1.5
Имеются данные выпуска продукции по мебельному предприятию:
Вид продукции | Выпуск продукции в июле, тыс. д.е | Изменение объема производства в августе в натуральном выражении, % |
Стенка «Ленора» | +8 | |
Шкаф-купе | -10 | |
Кухня «Вероника» | -25 |
Определить изменение объема производства продукции (в натуральном выражении) мебельного предприятия в первом квартале по сравнению со вторым.
Задача № 1.6
Динамика цен на мясо в торговой отрасли города Севастополя характеризуется следующими данными:
Мясо | Цена 1кг в квартал, д.е | Объем продаж в квартал, тыс. кг | ||
Базисный | Отчетный | Базисный | Отчетный | |
2,5 | 2,8 | |||
1,0 | 1,4 |
Вычислить абсолютные изменения стоимости проданного мяса в отчетном квартале по сравнению с базисным в целом, а также за счет изменения следующих факторов: цены и объемов продажи продукции. Сделать вывод.
Задача № 1.7
По исходным данным вычислит общие индексы цен и физического объема оказанных услуг в сфере операций с недвижимостью, сделать вывод:
Стоимость услуг, млн. д.е | Базисный период | Отчетный период |
В текущих ценах | 2,3 | |
В ценах базисного периода | 1,8 |
Задача № 1.8
На швейной фабрике по цеху мужского платья имеются данные о затратах на производство продукции и изменении её себестоимости:
Вид изделий | Общие затраты на производство изделий, тыс. д.е | Снижение (-) или повышение (+) себестоимости изделия в отчётном периоде по сравнению с базисным, % | |
2009г. | 2010г. | ||
Пиджаки | +5 | ||
Брюки | без изменений | ||
Пальто | -5 |
Вычислить:
1. Индивидуальные индексы себестоимости продукции.
2. Общие индексы себестоимости продукции и затрат на их производство.
3. На основании взаимосвязи индексов исчислить индекс физического объёма продукции.
4. Сумму экономии, полученную в результате снижения себестоимости.
Задача № 1.9
Имеются следующие данные о выпуске торшера и ее себестоимости по двум заводам.
Завод | Производство продукции, тыс. т | Затраты на выпуск продукции, тыс. д.е | ||
1 квартал | 2 квартал | 1 квартал | 2 квартал | |
Определить:
1. Индекс себестоимости переменного состава.
2. Индекс себестоимости постоянного состава.
3. Индекс влияния структурных сдвигов.
4. Абсолютные изменения средней себестоимости торшера в целом и по отдельным факторам. Сделать вывод.
Задача № 1.10
По следующим данным вычислить индексы средней депозитной ставки: индекс переменного состава, фиксированного состава и структурных сдвигов:
Банк | Сумма привлеченных депозитов, млн. д.е | Депозитная ставка, % | ||
Базисный период | Отчетный период | 1 квартал | 2 квартал | |
«Морской» | 3,2 | 3,8 | 18,5 | |
«Аваль» | 4,5 | 4,0 | 19,0 | |
«Укрсиббанк» | 5,6 | 6,2 | 19,5 | 21,0 |
1.4. Контрольные вопросы
1. Сущность индексов и их роль в статистико–экономическом анализе.
2. Классификация индексов.
3. Различие между частными (индивидуальными) и общими индексами.
4. Методологические принципы построения индексов.
5. Базисные и цепные индексы и взаимосвязь между ними.
6. Индексы агрегатной формы.
7. Система взаимосвязанных индексов и определение влияния отдельных факторов.
8. Индексы с постоянными и переменными составами, цель их построения.
9. Средневзвешенные индексы.
10. Разложение общего прироста по факторам.
11. Индексы средних величин.
12. Индексы, Ласпейреса и Пааше.
13. Использование индексного метода при анализе взаимосвязи экономических явлений.
Тесты
1. Для определения изменения (в процентах) в данном году по сравнению с прошлым физического объема разнородной продукции предприятия применяют:
а) коэффициент динамики;
б) индекс динамики;
в) территориальный индекс;
г) коэффициент выполнения плана.
2.С помощью индексов решаются следующие основные задачи:
а) индексы позволяют измерять изменение только простых явлений;
б) с помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления;
в) индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом, но и с другой территорией, прогнозами.
г) характеризуют выполнения норм, утвержденного стандарта или плана.
3. Изменение индексируемой величины в текущем периоде по сравнению с базисным (сколько процентов составляет ее рост или снижение) характеризуют:
а) индивидуальные индексы;
б) общие индексы;
в) индексы средних величин;
г) средние индексы.
4. Какой из приведенных индексов является общим:
а) объем переработанной нефти в Украине в 2010г. составляет 104% по отношению к 2009г;
б) объем импорта товаров в Украину в 2009г. составлял 80,7% по отношению к 2008г.;
в) индекс объема выпуска телевизоров определенной марки;
г) индекс курса валют.
5. Какой из приведенных индексов является индивидуальным:
а) внешнеторговый оборот товаров и услуг в Украине в 2010г. по отношению с прошлым годом составляет 86,2%;
б) цены на зерно, крупы и бобовые выросли в Украине в 2009г. в сравнении с 2008г. в 1,5 раза;
в) производительность труда работников г. Запорожья в текущем периоде по сравнению с прошлым уменьшилась на 20%;
г) объем промышленной продукции Украины вырос на 5% в 2009г. по отношению к 2008г.
6. Цена на подсолнечное масло, реализованное в частной торговле города как в базисном, так и в отчетном периоде, превышала цену масла, проданного через каналы государственной торговли. По каждому из видов торговли цена на масло не изменялась, но на 5 процентных пунктов увеличилась доля масла, продаваемого через государственные каналы.
Как при таких условиях изменялась средняя цена на масло в целом по торговым каналам:
а) повысилась;
б) не изменилась;
в) уменьшилась;
г) определить невозможно.
7. Объем товарооборота в фактических ценах по одному из продовольственных магазинов города увеличился в текущем периоде в сравнении с предыдущим на 21,5%, а цены на проданные товары повысились в среднем на 35%.
Определить, как изменился физический объем товарооборота, %:
8. Какой индекс характеризует изменение издержек производства продукции в результате изменения физического объема ее производства:
а) общий индекс товарооборота;
б) индекс фиксированного состава себестоимости;
в) общий индекс физического объема продукции;
г) индивидуальный индекс физического объема продукции.
9. Цены на потребительские товары повысились в 2009г. в среднем на 19,2%.
Как изменилась при этом покупательная способность денежной единицы:
а) снизилась на 6,1%;
б) повысилась на 19,2%;
в) снизилась на 83,9%;
г) определить невозможно.
10. Трудоемкость изготовления сдобных изделий на хлебном комбинате снизилась в текущем периоде на 5%, а объем производства этой продукции вырос на 14%.
Определить индекс общих затрат на изготовление сдобных изделий, %:
11. Средняя себестоимость одной тонны цемента марки «400» и марки «500» выросла в текущем периоде на 14%, а за счет изменения себестоимости цемента отдельных марок средняя себестоимость повысилась на 20%.
Определить индекс средней себестоимости структурных сдвигов.
12. Цены на бензин и дизельное топливо выросли в среднем на 8%, а объем их реализации увеличился на 12%.
Определить общий индекс товарооборота в фактических ценах.
13. Для характеристики изменения цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде применяют:
а) индекс цен Пааше;
б) индекс цен Ласпейреса;
в) индекс цен Фишера.
14. Общие затраты на изготовление цемента разных марок на акционерном предприятии увеличился в текущем периоде на 62%, а себестоимость одной тонны выросла на 20%.
Определить индекс физического объема изготовленного цемента, %.
15. Приведенные данные характеризуют объем производства и затраты времени на изготовление единицы продукции:
Шифр продукции | Изготовлено в текущем периоде, тыс. шт | Трудоемкость производства, чел.-год | |
Базисный год | Отчетный год | ||
МС-1 | |||
КМ-1 |
Определить общий индекс трудоемкости производства.
16. Синтетические свойства общих индексов состоят в следующем:
а) они выражают относительные изменения величины какого-либо явления;
б) посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя;
в) все ответы верны.
17. Динамика общих затрат на производство и себестоимость единицы продукции характеризуется данными:
Вид продукции | Затраты на производство, тыс. д.е | Индивидуальные индексы себестоимости | |
Базисный период | Отчетный период | ||
Стол | 320,0 | 364,5 | 0,96 |
Стул | 679,2 | 744,0 | 1,2 |
Рассчитать общий индекс себестоимости единицы продукции.
18. Динамика экспорта продукции отдельных отраслей характеризуется следующими данными:
Отрасль | Торговый оборот экспорта Украины, млн. д.е | Темп прироста физического объема реализации, % | |
Базисный период | Отчетный период | ||
Добывающая | - 4 | ||
Химическая | + 8 |
Определить абсолютный прирост торгового оборота экспорта за счет изменения физического объема реализации.
Основные формулы
Общие методы изучения связи:
Коэффициент Фехнера:
, | (2.1) |
где - сумма знаков отклонений значений вариантов от средней, которые совпадают;
- сумма знаков отклонений значений вариантов от средней, которые не совпадают.
Показатель корреляции рангов К. Спирмена:
, | (2.2) |
где - квадрат разницы между рангами в сравниваемых рядах;
- число рангов.
Показатель корреляции рангов Кендела:
, | (2.3) |
где - фактическая сумма баллов.
Линейный коэффициент корреляции:
. | (2.4) |
Коэффициент детерминации:
, | (2.5) |
где - межгрупповая дисперсия;
- общая дисперсия.
Эмпирическое корреляционное отношение:
. | (2.6) |
Критерий Фишера:
, | (2.7) |
где - средняя групповая дисперсия;
- степени свободы для межгрупповой и внутригрупповой дисперсии;
; ;
- количество элементов исследуемой совокупности;
- число групп.
Критерий Стьюдента:
, | (2.8) |
где - средняя ошибка корреляционного отношения;
.
Корреляционные и регрессионные методы анализа связи:
Коэффициент эластичности:
, | (2.9) |
где - факторный признак;
- сглаженное среднее значение результативного признака;
- коэффициент регрессии.
Коэффициент детерминации:
. | (2.10) |
Индекс корреляции или теоретическое корреляционное отношение:
, | (2.11) |
где - факторная теоретическая дисперсия;
.
Непараметрические показатели тесноты связи:
Коэффициент ассоциации:
, | (2.12) |
где - определенные альтернативы того или иного признака, рассчитанные при помощи следующей таблицы:
Признак | А | Не А | |
В | |||
Не В | |||
Коэффициент колигации:
. | (2.13) |
Коэффициент контингенции:
. | (2.14) |
Взаимосвязь между коэффициентами ассоциации, колигации, контингенции (коэффициенты корреляции для качественных признаков):
. | (2.15) |
Коэффициент взаимного сопряжения К Пирсона:
, | (2.16) |
где - сумма квадратов частот каждого ряда таблицы, деленная на сумму частот столбцов и на сумму частот ряда без единицы;
.
Коэффициент взаимного сопряжения Чупрова:
, | (2.17) |
где , - количество групп в столбцах и рядах.
Решение типовых задач
Задача № 2.1
Имеются данные распределения страховых полисов разных агентств по продолжительности заграничной поездки страховщика и стоимостью медицинского страхования:
Таблица 1 – Исходные данные
Продолжительность поездки, дни, | Количество страховых полисов по стоимости, д.е | Среднедневная стоимость одного полиса, д.е, | ||||
55-65 | 65-75 | 75-85 | 85-95 | Итого, | ||
До 8 | 83,3 | |||||
8-15 | 70,0 | |||||
15-30 | - | 63,0 | ||||
Итого | 75,0 |
Оценить тесноту связи между рассматриваемыми признаками и проверить ее существенность.
Решение:
Из приведенной таблицы 1 видно, что каждой группе по факторному признаку - продолжительность заграничной поездки – отвечает определенное условное распределение страховых полисов по результативному признаку - дневная стоимость страховых полисов. Условные распределения существенно отличаются между собой, что свидетельствует о наличии стохастической связи. Корреляционную связь можно выявить при помощи оценок линии регрессии – групповых средних значений результативного признака , рассчитанных по формуле средней арифметической взвешенной для каждого интервала по признаку .
Так, для первой группы полисов по продолжительности поездки до 8 дней имеем:
= (60*5 + 70*30 + 80*85 + 90*120) / 240 = 83,3 д.е;
= (60*65 + 70*50 + 80*25 + 90*20) / 160 = 70,0 д.е;
= (60*75 + 70*20 + 80*5) / 100 = 63,0 д.е,
а для совокупности в целом
= (60*145 + 70*100 + 80*115 + 90*140) / 500 = 75,0 д.е.
Их постепенное изменение (уменьшение) от группы до группы свидетельствует о наличии корреляционной связи. Эффект влияния продолжительности поездки на дневную стоимость страхового полиса определяется как отношение тих приростов: