Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений

Корреляционная связь (частный случай стохастической) – связь, проявляющаяся при достаточно большом числе наблюдений в виде определенной зависимости между средним значением результативного признака и признаками-факторами.

Задача корреляционного анализа – измерение тесноты связи между варьируемыми признаками и оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние.

Задача регрессионного анализа – выбор типа модели (формы связи), устанавливающих степени влияния независимых переменных.

Связь признаков проявляется в их согласованной вариации, при этом одни признаки выступают как факторные, а другие – как результативные. Причинно-следственная связь факторных и результативных признаков характеризуется по степени:

· тесноты;

· направлению;

· аналитическому выражению.

Регрессионный анализ

Для оценки параметров уравнений регрессии наиболее часто используется метод наименьших квадратов (МНК), суть которого заключается в следующем требовании: искомые теоретические значения результативного признака Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru должны быть такими, при которых бы обеспечивалась минимальная сумма квадратов их отклонений от эмпирических (фактических) значений, т.е.

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.1)

При изучении связей показателей применяются различного вида уравнения прямолинейной и криволинейной связи. Так, при анализе прямолинейной зависимости применяется уравнение:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.2)

Это наиболее часто используемая форма связи между коррелируемыми признаками, при парной корреляции она выражается уравнением (6.2), где а0 – среднее значение в точке x=0, поэтому экономической интерпретации коэффициента нет; а1 – коэффициент регрессии, показывает, на сколько изменяется в среднем значение результативного признака при увеличении факторного на единицу собственного измерения.

При криволинейной зависимости применяется ряд математических функций:

полулогарифмическая Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.3)

показательная Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.4)

степенная Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.5)

параболическая Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.6)

гиперболическая Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.7)

Система нормальных уравнений МНК для линейной парной регрессии имеет следующий вид:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.8)

Отсюда можно выразить коэффициенты регрессии:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.9)

При численности объектов анализа до 30 единиц возникает необходимость проверить, насколько вычисленные параметры типичны для отображаемого комплекса условий, не являются ли полученные значения параметров результатом действия случайных причин. Значимость коэффициентов регрессии применительно к совокупности n<30 определяется с помощью t-критерия Стьюдента. При этом вычисляются фактические значения t-критерия:

для параметра а0: Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.10)

для параметра а1: Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.11)

В формулах (6.10) и (6.11):

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – среднее квадратическое отклонение результативного признака Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru от выровненных значений Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.12)

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – среднее квадратическое отклонение факторного признака Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru от общей средней Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.13)

Полученные по формулам (5.10) и (5.11) фактические значения Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru сравниваются с критическим Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , который получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и числа степеней свободы ν(ν=n-k-1, где n – число наблюдений, k – число факторов, включенных в уравнение регрессии). Рассчитанные параметры а0 и а1 уравнения регрессии признаются типичными, если t фактическое больше t критического.

На практике часто приходится исследовать зависимость результативного признака от нескольких факторных признаков. Аналитическая форма связи результативного признака от ряда факторных признаков выражается и называется многофакторным (множественным) уравнением регрессии.

Линейное уравнение множественной регрессии

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.14)

Система нормальных линейных уравнений МНК для оценки коэффициентов двухфакторной регрессии Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru имеет вид:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.15)

Корреляционный анализ

Различают:

  • парную корреляцию – это зависимость между результативным и факторным признаком;
  • частную корреляцию – это зависимость между результативным и одним факторным признаком при фиксированном значении других факторных признаков;
  • множественную – многофакторное влияние в статической модели Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Теснота связи при линейной зависимости измеряется с помощью линейного коэффициента корреляции, который рассчитывается по одной из формул:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (5.16)

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.17)

Оценка линейного коэффициента корреляции

Значение r Характер связи Интерпретация связи
r = 0 Отсутствует Изменение x не влияет на изменения y
0 < r < 1 Прямая С увеличением x увеличивается y
-1 > r > 0 Обратная С увеличением x уменьшается y и наоборот
r = 1 Функциональная Каждому значению факторного признака строго соответствует одно значение результативного

Значимость линейного коэффициента корреляции проверяется на основе t-критерия Стьюдента. Для этого определяется фактическое значение критерия Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru :

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.18)

Вычисленное по формуле (6.18) значение Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru сравнивается с критическим Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , который получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и числа степеней свободы ν. Коэффициент корреляции считается статистически значимым, если tрасч превышает Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru : tрасч > Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Универсальным показателем тесноты связи является теоретическое корреляционное отношение:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.19)

где Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – общая дисперсия эмпирических значений y, характеризует вариацию результативного признака за счет всех факторов, включая х;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – факторная дисперсия теоретических значений результативного признака, отражает влияние фактора х на вариацию у;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – остаточная дисперсия эмпирических значений результативного признака, отражает влияние на вариацию у всех остальных факторов кроме х.

По правилу сложения дисперсий:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , т.е. Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.19)

Оценка связи на основе теоретического корреляционного отношения (шкала Чеддока)

Значение Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Характер связи   Значение Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Характер связи
η = 0 Отсутствует 0,5 ≤ η < 0,7 Заметная
0 < η < 0,2 Очень слабая   0,7 ≤ η < 0,9 Сильная
0,2 ≤ η < 0,3 Слабая   0,9 ≤ η < 1 Весьма сильная
0,3 ≤ η < 0,5 Умеренная η = 1 Функциональная

Для линейной зависимости теоретическое корреляционное отношение тождественно линейному коэффициенту корреляции, т.е. η = |r|.

Множественный коэффициент корреляции в случае зависимости результативного признака от двух факторов вычисляется по формуле:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.20)

где Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – парные коэффициенты корреляции между признаками.

Множественный коэффициент корреляции изменяется в пределах от 0 до 1 и по определению положителен: Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Условие включения факторных признаков в регрессионную модель – наличие тесной связи между результативным и факторными признаками и как можно менее существенная связь между факторными признаками.

Значимость коэффициента множественной детерминации, а соответственно и адекватность всей модели и правильность выбора формы связи можно проверить с помощью критерия Фишера:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.21)

где R2 – коэффициент множественной детерминации (R2 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru );

k – число факторных признаков, включенных в уравнение регрессии.

Связь считается существенной, если Fрасч > Fтабл – табличного значения F-критерия для заданного уровня значимости α и числе степеней свободы ν1 = k,ν2 = n – k – 1.

Частные коэффициенты корреляции характеризуют степень тесноты связи результативного признака и фактора, при элиминировании его взаимосвязи с остальными факторами, включенными в анализ. Расчет частных коэффициентов корреляции в случае двухфакторной регрессии (в первом случае исключено влияние факторного признака х2, во втором – х1):

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ; Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.22)

где r – парные коэффициенты корреляции между указанными в индексе переменными.

Для оценки сравнительной силы влияния факторов, по каждому фактору рассчитывают частные коэффициенты эластичности:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.23)

где Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – среднее значение соответствующего факторного признака;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – среднее значение результативного признака;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – коэффициент регрессии при i-м факторном признаке.

Данный коэффициент показывает, на сколько процентов следует ожидать изменения результативного показателя при изменении фактора на 1% и неизменном значении других факторов.

Частный коэффициент детерминации показывает, на сколько процентов вариация результативного признака объясняется вариацией i-го признака, входящего в множественное уравнение регрессии, рассчитывается по формуле:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (5.24)

где Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – парный коэффициент корреляции между результативным и i-м факторным признаком;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – соответствующий стандартизованный коэффициент уравнения множественной регрессии:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (5.25)

Пример

По данным о стоимости основных производственных фондов (СОПФ) и объеме валовой продукции (ВП) определить линейное уравнение связи.

Номер предприятия СОПФ ( Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ), млн. руб. ВП (y), млн. руб. Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru 2 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru 2 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru
19,4 0,36 20,25
12,25
30,6 0,16 6,25
36,2 27,04 2,25
41,8 3,24 0,25
47,4 73,96 0,25
2,25
58,6 1,96 6,25
64,2 17,64 12,25
69,8 0,04 20,25
Сумма 125,4 82,5
Среднее 5,5 44,5 290,7 38,5 2248,7 44,5    

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Уравнение регрессии имеет вид:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Следовательно, с увеличением стоимости основных фондов на 1 млн.руб. объем валовой продукции увеличивается в среднем на 5,6 млн. руб.

Проверим значимость полученных коэффициентов регрессии. Рассчитаем Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru :

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

для параметра а0: Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

для параметра а1: Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

По таблице Стьюдента с учетом уровня значимости Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =5% и числа степеней свободы ν =10-1-1=8 получаем Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =2,306.

Фактические значения Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru превышают табличное критическое значение Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . Это позволяет признать вычисленные коэффициенты корреляции типичными.

ПримерПо данным предыдущего примера оценить тесноту связи между признаками, оценить значимость найденного коэффициента корреляции.

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , или Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Значение коэффициента корреляции свидетельствует о сильной прямой связи между рассматриваемыми признаками.

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Значение tрасч превышает найденное по таблице значение Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =2.306, что позволяет сделать вывод о значимости рассчитанного коэффициента корреляции.

ПримерИмеются некоторые данные о среднегодовой стоимости ОПФ (СОПФ), уровне затрат на реализацию продукции (ЗРП) и стоимости реализованной продукции (РП). Считая зависимость между этими показателями линейной, определить уравнение связи; вычислить множественный и частные коэффициенты корреляции, оценить значимость модели.

СОПФ1), млн.руб. ЗРП2), в % к РП РП (y), млн.руб. Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru х1 х2 х1 y х2 y Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru
20,36
20,05
24,21
26,91
30,54
29,08
33,24
35,01
36,25
38,33
S = 66 S = 90 S = 294 S = 490 S = 1018 S = 688 S = 2078 S = 2880 S = 294
Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =6,6 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =9,0 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =29,4 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =68,8 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =207,8 Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =288,0

Решение. Составим систему нормальных уравнений МНК:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Выразим из 1-го уравнения системы a0 = 29,4 – 6,6·a1 – 9·a2.

Подставив во 2-е уравнение это выражение, получим:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Далее подставляем в 3-е уравнение вместо a0 и a1 полученные выражения и решаем его относительно a2 с точностью не менее 3-х знаков после запятой. Итак:

a0 = 12,508; a1 = 2,672; a2 = – 0,082; Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 12,508 + 2,672·х1 – 0,082·х2.

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,884;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,777;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,893;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =0,893.

Проверим значимость r (α = 0,01 и ν = 7):

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 5,00; Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 3,27.

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =5,00 > tтабл=3,50 – коэффициент корреляции x1 значим;

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =3,27 < tтабл=3,50 – коэффициент корреляции x2 не значим.

Произведенные расчеты подтверждают условие включения факторных признаков в регрессионную модель – между результативным и факторными признаками существует тесная связь ( Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,884; Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,777), однако между факторными признаками достаточно существенная связь ( Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,893). Включение в модель фактора x2 незначительно увеличивает коэффициент корреляции ( Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = 0,884; Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru =0,893), поэтому включение в модель фактора x2 нецелесообразно.

Вычислим стандартизованные коэффициенты уравнения множественной регрессии:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Отсюда вычислим частные коэффициенты детерминации:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

т.е. вариация результативного признака объясняется главным образом вариацией фактора x1.

Вычислим частные коэффициенты эластичности:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Проверим адекватность модели на основе критерия Фишера:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Найдем значение табличного значения F-критерия для уровня значимости α=0,05 и числе степеней свободы ν1 = 2, ν2 = 10 –2 – 1 : Fтабл=4,74. Превышение значения Fрасч над значением Fтабл позволяет считать коэффициент множественной детерминации значимым, а соответственно и модель – адекватной, а выбор формы связи - правильным.

Ряды динамики

Анализ динамических рядов

Динамический рядпредставляет собой хронологическую последовательность числовых значений статистических показателей.

Виды рядов динамики (РД):

1) моментные (моментальные) РД;

2) интервальные РД;

3) РД с нарастающими итогами;

4) производные РД.

Моментные ряды динамики отображают состояние изучаемых явлений на определенные даты (моменты) времени. Особенностью моментного ряда динамики является то, что в его уровни могут входить одни и те же единицы изучаемой совокупности. Пример моментного ряда динамики:

Дата 1.01.2001 1.04.2001 1.07.2001 1.10.2001 1.01.2002
Число работников, чел.

Интервальные ряды динамики отображают итоги развития (функционирования) изучаемых явлений за отдельные периоды (интервалы) времени. Каждый уровень интервального ряда складывается из данных за более короткие интервалы. Пример интервального ряда динамики:

Год
Объем розничного товарооборота, тыс. руб. 885,7 932,6 980,1 1028,7 1088,4

Статистическое отображение развития изучаемого явления во времени может быть представлено рядами динамики с нарастающими итогами. Их применение обусловлено потребностями в результатах развития изучаемых показателей не только за данный отчетный период, но и с учетом предшествующих периодов. При составлении таких рядов производится последовательное суммирование смежных уровней. Этим достигается суммарное обобщение результата развития изучаемого показателя с начала отчетного периода (месяца, квартала, года и т.д.).

Производные ряды – ряды, уровни которых представляют собой не непосредственно наблюдаемые значения, а производные величины: средние или относительные.

Основные направления изучения закономерностей развития социально-экономических явлений с помощью рядов динамики:

- характеристика уровней развития изучаемых явлений во времени;

- измерение динамики изучаемых явлений посредством системы статистических показателей;

- выявление и количественная оценка основной тенденции развития (тренда);

- изучение периодических колебаний;

- экстраполяция и прогнозирование.

Таблица 8.1 Уровни (показатели) ряда динамики

  Показатель Формула
Базисные Абсолютный прирост Δ Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = yi – у0 (6.1)
Темп роста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.2)
Темп прироста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.3)
Цепные Абсолютный прирост Δ Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = yi – yi-1 (6.4)
Темп роста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.5)
Темп прироста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.6)
Темп наращивания Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.7)
Абсолютное значение 1% прироста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.8)
Средние Абсолютный прирост Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru = Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.9)
Темп роста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.10)
Темп прироста Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (6.11)

Средний уровень ряда динамики характеризует типическую величину абсолютных уровней.

Средний уровень интервального ряда определяется по формуле средней арифметической простой:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (6.12)

где n – число уровней.

В моментном ряду динамики с равностоящими датами средний уровень определяется по формуле средней хронологической простой:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (6.13)

В моментном ряду динамики с неравноотстоящими датами средний уровень определяется по формуле средней хронологической взвешенной:

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , (6.14)

где уi – уровни ряда динамики, сохранившиеся без изменения в течение промежутка времени ti.

Между базисными и цепными темпами роста имеется взаимосвязь: произведение последовательных цепных темпов роста равно базисному темпу роста, а частное от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий равно соответствующему цепному темпу роста.

Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ; Статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . (6.15)

Наши рекомендации