Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли

Производство продуктов питания, в частности мяса, характеризуется очень высокой конкуренцией, отсутствием компании, контролирующей более 15% рынка.

Производство мяса в России представлено в графиках 1 и 3, а также в таблице 2.

График 1. Динамика производства мяса в России 2001-2016 гг.

Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли - student2.ru

Рис.1 Производство мяса в России по виду, 2001-2016 гг, сравнение с 1991 годом.

На графике видно, что по сравнению с 1991 годом произошло перераспределение производства (и потребления) с мяса говядины на более дешёвое мясо птицы (прежде всего курятины).

Таблица 2. Крупнейшие производители мяса свинины в 2016 году.

№ п/п Организация Производства свинины в 2016 году, тысяч тонн Доля в общем объеме промышленного производства в РФ
АПХ МИРАТОРГ 409,00 11,5%
ГК "РусАгро" 190,02 5,3%
ГК "Черкизово" 184,77 5,2%
ООО "ГК Агро-Белогорье" 164,62 4,6%
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 131,02 3,7%
ООО "Агропромкомплектация" 115,72 3,3%
АО "Сибирская Аграрная Группа" 111,40 3,1%
ООО "КоПИТАНИЯ" 98,54 2,8%
ООО "Агрофирма Ариант" 89,12 2,5%
ГК "АГРОЭКО" 82,00 2,3%

Как видно из таблицы 2, АПХ «Мираторг» является абсолютным лидером на рынке производства свинины, но даже на нём доля компании не превышает 12 %.

График 3. Динамика рынка производства свинины 1990-2016 гг.

Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли - student2.ru

Как видно из графика 3, тенденция снижения производства свинины, наблюдавшаяся в 1990-1998 гг., сменилась на нулевой рост до 2005 года. В начале 2000-х годов крупные компании начали создавать новые либо модернизировать старые аргопромышленные комплексы, что в итоге привело к удвоению производства свинины за 10 лет (с 2005 до 2015 года).

Таблица 2. PEST анализ.

Политика Стабильная политическая ситуация. Получение приоритетных субсидий со стороны федеральных и региональных властей. Прекрасные отношения с Министерством сельского хозяйства, федеральными властями. Невысокая степень государственного регулирования в отрасли.
Экономика Стабильная экономическая ситуация в стране. Низкий уровень инфляции. Постоянный рост производства мяса за последние 10 лет. Стабильная структура производства в отрасли. Субсидируемые кредиты со стороны государственных банков. Низкая покупательная способность населения в целом.
Социум Позитивное отношение населения к отечественному производителю. Стабильный спрос на продукты питания при любой экономической ситуации в стране. Отсутствие противодействия общественных организаций по отношению к производству продуктов питания.
Технология Использование передовых мировых технологий позволяет увеличить потенциал компании как в производстве продукции, так и в увеличении прибыли. Ввод новейших заводов по переработке мяса. Проблема со свиным гриппом, существующая в мировом масштабе.


Таблица 3 - Анализ конъюнктуры рынка.

Вопрос Ответ
1. Какова степень насыщенности рынка? Высокая, очень много производителей и потребителей.
2. Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 2 - 5 лет?   Стабильнее увеличение производства продукции в последние 10 лет, динамика не изменится в ближайшие годы.
3. Какие признаки указывают на падение либо рост емкости рынка? Все отчёты и графики показывают рост рынка в последние годы.
4. Что будет происходить с долей исследуемой организации по мере сокращения либо расширения рынка? Доля рынка компании увеличивается при любых вариантах развития.  
5. Относится данный рынок к числу конкурентных или нет? Почему? Рынок совершенной конкуренции, очень много производителей, отсутствие монополизма.
6.Какова общая тенденция спроса на продукт данной организации? Спрос стабильно растёт.
7. Какие имеются возможности для сегментирования рынка? Широкие возможности по сегментированию рынка.
8. Экономическая ситуация в важнейших потребляющих регионах? Стабильно-позитивная.

Таблица 4 - Анализ конкурентов.

Вопрос Ответ
Кто основные конкуренты организации? Российские производители свинины (см. таблицу 1).
Каковы их сильные стороны? Длительность работы на рынке, известность брендов.
Каковы их слабые стороны? Худшие условия кредитования относительно АПХ «Мираторг».
В каком состоянии дела конкурентов? Стабильны.

Таблица 5 - Конкурентные преимущества организации.



Запросы потребителей Что может предложить конкуренты? Что может предложить АПХ «Мираторг»?
Качество продукта Высокое Высокое
Исключительность продукта Да Да
Уровень цен Доступный Доступный
Ассортимент Широкий Широкий
Формы обслуживания Разнообразные Разнообразные
Местонахождение (близость/доступность) Удобное Удобное
Полнота информации Полная Полная
Своевременность поставок Отлично Отлично
Помощь в использовании продукта Есть Есть

Наши рекомендации