Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли
Производство продуктов питания, в частности мяса, характеризуется очень высокой конкуренцией, отсутствием компании, контролирующей более 15% рынка.
Производство мяса в России представлено в графиках 1 и 3, а также в таблице 2.
График 1. Динамика производства мяса в России 2001-2016 гг.
Рис.1 Производство мяса в России по виду, 2001-2016 гг, сравнение с 1991 годом.
На графике видно, что по сравнению с 1991 годом произошло перераспределение производства (и потребления) с мяса говядины на более дешёвое мясо птицы (прежде всего курятины).
Таблица 2. Крупнейшие производители мяса свинины в 2016 году.
№ п/п | Организация | Производства свинины в 2016 году, тысяч тонн | Доля в общем объеме промышленного производства в РФ |
АПХ МИРАТОРГ | 409,00 | 11,5% | |
ГК "РусАгро" | 190,02 | 5,3% | |
ГК "Черкизово" | 184,77 | 5,2% | |
ООО "ГК Агро-Белогорье" | 164,62 | 4,6% | |
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" | 131,02 | 3,7% | |
ООО "Агропромкомплектация" | 115,72 | 3,3% | |
АО "Сибирская Аграрная Группа" | 111,40 | 3,1% | |
ООО "КоПИТАНИЯ" | 98,54 | 2,8% | |
ООО "Агрофирма Ариант" | 89,12 | 2,5% | |
ГК "АГРОЭКО" | 82,00 | 2,3% |
Как видно из таблицы 2, АПХ «Мираторг» является абсолютным лидером на рынке производства свинины, но даже на нём доля компании не превышает 12 %.
График 3. Динамика рынка производства свинины 1990-2016 гг.
Как видно из графика 3, тенденция снижения производства свинины, наблюдавшаяся в 1990-1998 гг., сменилась на нулевой рост до 2005 года. В начале 2000-х годов крупные компании начали создавать новые либо модернизировать старые аргопромышленные комплексы, что в итоге привело к удвоению производства свинины за 10 лет (с 2005 до 2015 года).
Таблица 2. PEST анализ.
Политика Стабильная политическая ситуация. Получение приоритетных субсидий со стороны федеральных и региональных властей. Прекрасные отношения с Министерством сельского хозяйства, федеральными властями. Невысокая степень государственного регулирования в отрасли. |
Экономика Стабильная экономическая ситуация в стране. Низкий уровень инфляции. Постоянный рост производства мяса за последние 10 лет. Стабильная структура производства в отрасли. Субсидируемые кредиты со стороны государственных банков. Низкая покупательная способность населения в целом. |
Социум Позитивное отношение населения к отечественному производителю. Стабильный спрос на продукты питания при любой экономической ситуации в стране. Отсутствие противодействия общественных организаций по отношению к производству продуктов питания. |
Технология Использование передовых мировых технологий позволяет увеличить потенциал компании как в производстве продукции, так и в увеличении прибыли. Ввод новейших заводов по переработке мяса. Проблема со свиным гриппом, существующая в мировом масштабе. |
Таблица 3 - Анализ конъюнктуры рынка.
Вопрос | Ответ |
1. Какова степень насыщенности рынка? | Высокая, очень много производителей и потребителей. |
2. Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 2 - 5 лет? | Стабильнее увеличение производства продукции в последние 10 лет, динамика не изменится в ближайшие годы. |
3. Какие признаки указывают на падение либо рост емкости рынка? | Все отчёты и графики показывают рост рынка в последние годы. |
4. Что будет происходить с долей исследуемой организации по мере сокращения либо расширения рынка? | Доля рынка компании увеличивается при любых вариантах развития. |
5. Относится данный рынок к числу конкурентных или нет? Почему? | Рынок совершенной конкуренции, очень много производителей, отсутствие монополизма. |
6.Какова общая тенденция спроса на продукт данной организации? | Спрос стабильно растёт. |
7. Какие имеются возможности для сегментирования рынка? | Широкие возможности по сегментированию рынка. |
8. Экономическая ситуация в важнейших потребляющих регионах? | Стабильно-позитивная. |
Таблица 4 - Анализ конкурентов.
Вопрос | Ответ |
Кто основные конкуренты организации? | Российские производители свинины (см. таблицу 1). |
Каковы их сильные стороны? | Длительность работы на рынке, известность брендов. |
Каковы их слабые стороны? | Худшие условия кредитования относительно АПХ «Мираторг». |
В каком состоянии дела конкурентов? | Стабильны. |
Таблица 5 - Конкурентные преимущества организации.
Запросы потребителей | Что может предложить конкуренты? | Что может предложить АПХ «Мираторг»? |
Качество продукта | Высокое | Высокое |
Исключительность продукта | Да | Да |
Уровень цен | Доступный | Доступный |
Ассортимент | Широкий | Широкий |
Формы обслуживания | Разнообразные | Разнообразные |
Местонахождение (близость/доступность) | Удобное | Удобное |
Полнота информации | Полная | Полная |
Своевременность поставок | Отлично | Отлично |
Помощь в использовании продукта | Есть | Есть |