Россия на мировом рынке капиталов
Рассматривая роль и место России на мировом рынке капиталов, следует отдельно проанализировать особенности вывоза капитал из России и особенности ввоза иностранного капитала в Россию.
Вывоз капитала из России. Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным (на основании Постановления Совмина СССР от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом») и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».
Официально из России вывозится ежегодно 9–10 млрд. долл. Для сравнения: аналогичные инвестиции США приближаются к 1 трлн долл., а у Японии и Великобритании они составляют сотни миллиардов долларов.
Легальный вывоз капитала из России происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков и покупки иностранных ценных бумаг. Вывоз предпринимательского капитала из России невелик, хотя здесь наметилась некоторая положительная тенденция. Так, в 1997 г. размер прямых российских инвестиций достиг 2,5 млрд. долл. Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, добычей минеральных ресурсов.
Нелегальный вывоз капитала из России по расчетам специалистов в 1996 г. достиг 33 млрд. долл. и складывался из непереведенных из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, занижения экспортных и повышения импортных цен и т.п.
«Бегство капитала» весьма отрицательно отражается на состоянии российской экономики: ухудшается платежный баланс страны, сокращается объем внутренних инвестиций, усиливается дефицит бюджета, так как вывозимый капитал уходит от налогов. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала.
Ввоз капитала в Россию регулируется законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г., который определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.
Осуществление необходимой структурной перестройки, переход от одной хозяйственной системы к другой требуют огромных инвестиционных вложений. При ограниченности внутренних источников особое значение приобретают иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции могут явиться важным фактором освоения достижений НТР, обновления и модернизации производственного аппарата, ускорения экономического развития страны.
Инвестиционный интерес к России со стороны иностранного частного капитала обусловливают: отсутствие эффективной конкуренции среди отечественных производителей; наличие квалифицированной, способной к быстрому воспроизводству новейших технологий и дешевой рабочей силы; относительно недорогой емкий рынок сырья; необъятный потребительский рынок; возможность получения значительно более высокой нормы прибыли по сравнению с развитыми странами; возможность участия иностранных инвесторов в приватизации.
Хотя Россия и имеет все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, фактическое участие иностранного капитала в развитии экономики России явно недостаточно.
Ввозимый в Россию капитал по преимуществу это государственный капитал и капитал международных организаций (хотя имеет место ввоз и частного и смешанного капитала). Получаемые Правительством России международные кредиты составляют около 2/3 совокупного притока капитала. Крупнейшими инвесторами в российскую экономику являются: США, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Германия. Так, например, в 1996 г. 26% всех иностранных инвестиций в Россию приходились на долю США, 20% – на долю Швейцарии, 15 % составляли инвестиции из Нидерландов.
В 1997 г. иностранные инвестиции в экономику России составили 12,2 млрд. долл., из них: 43,4% – прямые инвестиции, 5,5% – портфельные инвестиции и 51,1% – торговые и прочие кредиты, банковские вклады и т.п.
Большая часть иностранных инвестиций направлялась в сферу финансов, кредита, страхования – 38,7% всех инвестиций. Интерес к финансово-кредитной сфере был обусловлен решением центробанка о допуске с 1996 г. нерезидентов на рынок ценных бумаг. Напротив, решение центробанка о приостановке операций с ГЦБ, продление срока погашения обязательств по ним (сентябрь 1998 г.) подорвало доверие иностранных инвесторов к России, иностранные инвестиции в экономику резко сократились, начался отток иностранного капитала.
Что касается отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций, то в 1997 г. она выглядела следующим образом (в % к итогу):
Топливно-энергетический комплекс 49,5
Торговля и общественное питание 9,8
Строительство 5,6
Машиностроение и металлообработка 2,1
Прочие отрасли 26,3
Следует сразу отметить, что отраслевая направленность иностранных инвестиций не соответствует интересам структурной перестройки России. Основной поток иностранных инвестиций должен идти на развитие импортозаменяющих отраслей и экспортноориентированных производств, в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию, в мощности по переработке и хранению продовольствия и др.
Недостаточные масштабы прямых иностранных инвестиций, не соответствующие интересам России формы ввоза капитала и их отраслевая направленность, обусловлены рядом негативных факторов, снижающих привлекательность ввоза капитала в Россию. К числу этих негативных факторов можно отнести:
• нестабильность экономической и политической обстановки;
• несовершенство и нестабильность правовой базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов;
• отсутствие надежных структур по привлечению иностранных инвестиций;
• несовершенство налогового законодательства;
• неразвитость коммуникационных структур, банковской и прочей инфраструктуры;
• отсутствие ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики и т.д.;
• высокий уровень преступности и коррумпированности.
В силу всех этих причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство является важнейшей причиной сдерживания потоков иностранных инвестиций в Россию.
Хотя правительство и предпринимает разнообразные меры для привлечения иностранного капитала в Россию, в целом государственное регулирование иностранных инвестиций остается недостаточно продуманным, противоречивым и малоэффективным. Одна из причин этого – отсутствие четко определенной концепции национальных интересов, обозначенных приоритетов развития экономики, без которых невозможно создать благоприятную инвестиционную среду.
Выводы
1. В целях получения дохода (в форме прибыли, дивидендов, процента) капитал может перемещаться из страны в страну. Причины вывоза капитала – наличие спроса на иностранный капитал, дешевой рабочей силы и сырья, препятствий для ввоза товаров в стране-импортере, желание географически диверсифицировать производство и др. Основные формы вывоза капитала: предпринимательская в виде прямых и портфельных зарубежных инвестиций и ссудная в виде предоставления кредитов и займов.
2. Ввоз иностранного капитала в страну зависит от существующего там инвестиционного климата, который определяется всей совокупностью социально-политических внутри- и внешнеэкономических факторов. Последствия вывоза(ввоза) капитала противоречивы: с одной стороны, миграция капитала обусловливает рост мирового производства, способствует более эффективному использованию капитала, с другой стороны, миграция капитала может отрицательно сказываться на состоянии платежного баланса страны, лишать страну-экспортера необходимого ей капитала или, наоборот, вытеснить национальный капитал.
3. В современных условиях вывоз капитала растет более высокими темпами чем вывоз товаров. При этом основная масса перемещаемого капитала приходится на долю развитых стран. Из всех форм вывоза капитала наиболее высокими темпами растут потфельные инвестиции и международный кредит. Вывоз и ввоз капитала могут регулироваться государством, которое, как правило, стимулирует ввоз иностранного капитала. Во всем мире в целях привлечения иностранного капитала создаются свободные экономические зоны, в которых устанавливается для иностранных инвесторов льготный режим хозяйствования.
4. Вывоз капитала из России носит в основном нелегальный характер и обусловлен стремлением экспортеров капитала поместить его в странах с более устойчивыми экономическими условиями и / или скрыть нелегальный характер происхождения капитала. Ввоз иностранного капитала в Россию хотя и растет, но пока ни по масштабам, ни по отраслевой направленности не соответствует потребностям России в иностранных инвестициях. Совершенствование правовой базы, налогообложения иностранных инвесторов, создание необходимой производственной и рыночной инфраструктуры позволило бы увеличить приток иностранных инвестиций, необходимых России для осуществления структурной перестройки экономики.
Приложение
17.1. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (ВВС, 1991, № 29, ст. 1008) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 19 июня 1995 г. и от 16 ноября 1997 г. (СЗ, 1995, № 26, ст. 2397; 1997, № 47, ст. 5341) [извлечение]