Россия на мировой рынке капиталов

Приход иностранного капитала имеет важнейшее значение для перестройки сферы услуг России. Отечественные производители получают не только дефицитные финансовые ресурсы, но и возможность преодолеть отставание в уровне технологий, организации и управления. Огромный эффект, в том числе и демонстрационный, имеет деятельность на российских рынках ТНК, таких как Metro Cash and Carry, Raiffaisenbank, Mc-Donalds, Spar. Однако по объёмам зарубежных инвестиций услуги следуют за лидером – топливно-энергетическим комплексом. Основные потоки капитала направляются в такие отрасли, как телекоммуникации, розничная торговля, система общественного питания, ряд деловых услуг и транспорта. В последние годы иностранные инвесторы продвигаются на рынки финансовых, страховых, туристических и гостиничных услуг.

Всего в российскую экономику в 2013 г. поступило 170,2 млрд долл. иностранных инвестиций. Основная величина приходилась на прочие инвестиции – 84% (142,9 млрд долл.), далее следуют прямые инвестиции – 15,4% (26,1 млрд долл.) и портфельные – 0,6% (1,1 млрд долл.)[124]. В 2013 г. больше всего иностранных инвестиций в российскую экономику поступило из Швейцарии (14,4%), Кипра (13,3%), Великобритании (11,1%), Люксембурга (10%), Нидерландов (8,7%), Франции (6,1%), Германии (5,4%), США (5,1%), Ирландии (4%) и Китая (2,9%)[125] (таблица 35).

Таблица 35 – Динамика и структура притока иностранных инвестиций в РФ

Показатель Ед. изм. Год
Всего, в т.ч. млрд долл. 10,9 53,7 103,8 81,9 114,8 190,6 154,8
Прямые % 40,4 24,4 26,0 19,4 12,0 9,7 12,1
Портфельные % 1,3 0,8 1,4 1,1 0,9 0,4 1,2
Прочие % 58,3 74,8 72,6 79,5 87,0 89,9 86,7

Составлено автором с использованием источников [126]

Концепция привлечения иностранных инвестиций в России исходит из того, что «мы готовы предоставлять своё богатство для развития мировой цивилизации, а взамен хотели бы получить доступ к передовым технологиям. Чтобы соединить свое сырьё с «ноу-хау» и получить высококачественный продукт»[127]. При соблюдении этих условий допустимо и открытие внутренних рынков для конкуренции со стороны предприятий, полностью или частично контролируемых иностранным капиталом. Однако иностранные инвестиции в основном направляются на импортозамещение, имея повышенную норму прибыли, но сохраняя в ряде случаев невысокий технологический уровень производства, при этом не имея экспортной ориентации, а зачастую и нарушая контрактные и социальные обязательства. Другими словами, иностранный капитал подстраивается к несовершенной российской структуре экономики и не стремится использовать в российской практике передовой опыт хозяйствования и управления.

С начала 90-х гг. агрессивная политика иностранных предпринимателей позволила им поставить под свой контроль многие секторы отечественного производства и рынка. Например, доля иностранных лекарств на российском фармацевтическом рынке достигает ныне 80%, а ряд российских предприятий этой сферы из производственных превратились в фасовочные. В переработке сельхозпродукции и электрогенерации 1/3 предприятий сегодня подконтрольна иностранному капиталу; в целлюлозно-бумажном производстве доля таких предприятий приближается к 70%, в продажах бутилированной воды она достигает 50%, шоколада и конфет – 70%, косметики – 85%, сигарет – 86%, пива – 87%. Более того, многие российские предприниматели приобретали государственную собственность с изначальной целью продать её в итоге зарубежному «стратегическому инвестору». В целом же экспансия иностранного капитала, развивавшаяся «по критериям рынка» и не управляемая государством, не могла способствовать развитию инновационной модели, к которой стремится Россия. Это наглядно демонстрирует отраслевая структура зарубежных инвестиций в экономику России.

Наиболее привлекательным для иностранных инвесторов является такой сектор экономики, как обрабатывающие производства. Его доля в общем объёме иностранных инвестиций в с 2005 г. по 2013 г. увеличилась с 33,5% до 52,8%. Значительно повысилась инвестиционная привлекательность финансовой деятельности. Так в период с 2005–2013 гг. объём иностранных инвестиций в данную сферу увеличился в 17 раз и достиг к 2013 г. 20 млрд долл. (таблица 36).

В 2013 г. больше всего прямых иностранных инвестиций поступило в обрабатывающие производства (7,9 млрд долл.), в том числе в такие секторы экономики, как производство транспортных средств и оборудование (3,0 млрд долл.); химическое производство (1,1 млрд долл.); производство пищевых продуктов (0,8 млрд долл.). Далее следует оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,7 млрд долл.) и операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг (4,3 млрд долл.).

По поступлению прочих иностранных инвестиций в 2013 г. также лидируют обрабатывающие производства (81,5 млрд долл.), в том числе производство кокса и нефтепродуктов (53,8 млрд долл.); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (12 млрд долл.); производство транспортных средств и оборудования (4,7 млрд долл.). Прочие инвестиции также преимущественно вкладывались в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (23,2 млрд долл.), финансовую деятельность (19 млрд долл.), добычу полезных ископаемых (8,1 млрд долл.). Портфельные инвестиции в 2013 г. также преимущественно вкладывались в обрабатывающие производства (0,4 млрд долл.), в том числе производство пищевых продуктов (0,3 млрд долл.).

Таблица 36 – Поступление иностранных инвестиций в РФ по отдельным видам деятельности

Показатель Ед. изм. Год
Всего, в том числе млрд долл. 53,7 103,8 81,9 114,8 190,6 154,8 170,2
обрабатывающие производства % 33,5 32,7 27,1 28,9 21,6 31,9 52,8
финансовая деятельность % 3,4 4,8 3,3 33,1 45,6 28,1 11,8
добыча полезных ископаемых % 11,2 12,0 12,6 12,1 9,8 11,7 6,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования % 38,2 23,0 27,8 11,6 12,8 16,4 18,2
операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг % 4,9 14,8 9,7 6,4 4,9 6,5 5,7
транспорт и связь % 7,2 4,7 16,8 5,7 3,1 3,0 2,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды % 0,6 3,3 0,5 0,5 0,7 1,2 1,0
строительство % 0,4 3,3 1,2 1,0 1,0 0,6 0,4
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство % 0,2 0,8 0,5 0,4 0,3 0,4 0,4
гостиницы и рестораны % 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1 0,0 0,0

Составлено автором с использованием источников [128]

На конец 2013 г. в России накоплено иностранных инвестиций на сумму 384 млрд долл. Больше всего накоплений приходится на прочие иностранные инвестиции (252,4 млрд долл.). При этом больше всего прочих иностранных инвестиций накоплено в обрабатывающем производстве (92,4 млрд долл.), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (57,4 млрд долл.) добыче полезных ископаемых (43,1 млрд долл.).

Прямых иностранных инвестиций на конец 2013 г. накоплено на сумму 126 млрд долл. Больше всего накоплений прямых иностранных инвестиций приходится на обрабатывающие производства (46,3 млрд долл.), операции с недвижи­мым имуществом, аренду и предо­ставление услуг (2,3 млрд долл.), добычу полезных ископаемых (20,8 млрд долл.). Общий объём накопленных портфельных иностранных инвестиций на конец 2013 г. составил 5,7 млрд долл. (обрабатывающие производства – 3 млрд долл.)[129].

Таким образом, привлекательными для иностранных инвесторов становятся отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи и телекоммуникаций[130]. Вместе с тем иностранные инвестиции в России почти никак не расширяют её экспортный потенциал.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важнейшей задачей, которую необходимо решить в ближайшие годы. Финансирование роста экономики в России в обозримом будущем будет зависеть от состояния как внутренних сбережений, так и от прямых иностранных инвестиций. При этом российская экономика обладает преимуществами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в страну, такими как[131]:

– внутренний рынок. Интерес международных инвесторов к России поддерживается многочисленностью населения, увеличением располагаемых доходов и ростом среднего класса;

– богатство природных ресурсов. Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа, нефти, каменного угля и др.;

– наличие трудовых ресурсов с преобладанием в них высокой доли с высшим образованием;

– относительно развитая транспортная инфраструктура.

Однако в России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и его отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными, а возможно, и предвзятыми. Так согласно международному рейтингу Doing Business Россия в 2013 г. занимала 112-е место. В 2014 г. Россия поднялась на 92-е место, войдя в топ-3 стран по числу антибюрократических реформ.

Всегда для России были актуальны и по-прежнему остаются таковыми следующие структурные проблемы:

во-первых, это диспропорция по объёмам поступлений различных видов иностранных инвестиций. Так, в последние годы основную долю в общем объёме притока иностранных инвестиций занимают прочие инвестиции (более 80%), затем следуют прямые инвестиции и самая меньшая доля принадлежит портфельным;

во-вторых, ярко выражено неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики;

в-третьих, существенны диспропорции в региональной структуре иностранных вложений, основными причинами которых являются желание инвесторов вкладывать средства прежде всего в районы с богатыми природными ресурсами (Дальневосточный и Уральский ФО), развитой инфраструктурой, высоким платёжеспособным спросом (Центральный ФО). Также причиной этого можно считать недостаточную разработанность инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации и отсутствие действенных схем привлечения зарубежного капитала.

Существует также ряд других проблем, возникающих в ходе иностранного инвестирования[132]:

1. Налоговая проблема, а в частности, двойное налогообложение, когда доходы предприятия-инвестора облагаются налогом и со стороны государства источника или местонахождения организации-донора и со стороны государства-резидента. Для устранения этой проблемы могут использоваться следующие формы международных соглашений:

а) соглашения об избежании двойного налогообложения;

б) соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

2. Нестабильность применения и частые изменения законов, в том числе касающихся инвестиционной деятельности. Аналитики и эксперты отмечают, что в Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не выделены приоритетные с точки зрения необходимости привлечения иностранных инвестиций отрасли экономики, не отражены основные постулаты инвестиционной политики РФ, не учтены позиции по ряду международных соглашений, несовершенен понятийный аппарат. Россия не имеет единой стратегии использования иностранных инвестиций, специального органа, осуществляющего контроль за процессом иностранного инвестирования с момента заявления инвестора о его желании вложить средства до момента ликвидации инвестиционного проекта.

3. Различие российской и западной систем бухгалтерского учёта. Единственным способом устранения данной проблемы является переход к МСФО, так как зарубежные инвесторы иногда просто не могут получить точное представление о действительном положении дел на предприятии так как, не предусмотрен расчёт ряда экономических показателей, часть информации остается закрытой.

4. Недоверие к российскому рынку, одним из последствий которого стали низкие объёмы портфельных инвестиций. Недоверие вызвано тем, что часто зарубежный акционер не имеет возможности реально влиять на политику предприятий. Низкая дисперсия собственности российских акционерных обществ обусловливает необходимость приобретения более крупного, чем за рубежом пакета акций для получения реального контроля над компанией, но сам механизм управления деятельностью отечественных фирм посредством собрания акционеров и представительства в других органах, для иностранцев затруднён. К тому же российские партнёры лучше знают специфику местного рынка и умеют налаживать отношения с властными структурами.

Иностранных инвесторов настораживает также и то, что бурный рост котировок акций российских компаний часто является спекулятивным и не подкрепляется соответствующими экономическими показателями. Кроме того, на российском фондовом рынке зарубежные инвесторы не могут применять стратегию постепенной покупки небольших пакетов акций с целью получения контроля над интересующим предприятием. Поэтому оправдано стремление инвесторов обезопасить себя, отдавая предпочтение кредитованию российского предпринимательства или осуществлять прямые инвестиции, приобретая сразу крупный пакет акций.

Ещё одной существенной проблемой экономического развития России является значительный отток капитала из страны. Всего из России в 2012 г. было вывезено 149,9 млрд долл., в том числе в форме прямых инвестиций 17,4 млрд долл. (11,6%), портфельных 7 млрд долл. (4,7%), а прочих 125,5 млрд долл. (83,7%) (таблица 37).

На конец 2012 г. общий объём накопленных иностранных инвестиций РФ за границей составил 117,8 млрд долл. Больше всего российских инвестиций было накоплено в Нидерландах – 30,5 млрд долл. (25,9%), Кипре – 29,6 млрд долл. (25,1%), Швейцарии – 8 млрд долл. (6,8%), США – 7,7 млрд долл. (6,6%), Великобритании – 5,9 млрд долл. (5%) и Республике Беларусь – 5,8 млрд долл. (4,9%). Больше всего иностранных инвестиций в 2012 г. из России поступило в Нидерланды (13,7%), Кипр (10,6%), Великобританию (8,7%), Люксембург (7,5%) и Германию (4,5%).

Таблица 37 – Динамика и структура вывоза иностранных инвестиций из РФ

Вид инвестиций Ед. изм. Год
Всего, в том числе млрд долл. 15,2 31,1 114,3 82,9 96,2 151,7 149,9
Прямые % 2,5 1,8 19,1 21,1 10,7 12,6 11,6
Портфельные % 0,2 1,3 0,5 2,9 0,8 7,3 4,7
Прочие % 97,3 96,9 80,4 76,0 88,5 80,1 83,7

Составлено автором с использованием источников [133]

Необходимость стабилизации российской экономики, укрепления её экономической устойчивости создают основу для усиления процессов привлечения иностранного капитала, который необходимо вкладывать в перспективные инвестиционные проекты. Наибольшее внимание следует уделять прямым иностранным инвестициям. Так, фонд прямых иностранных инвестиций в российской экономике составил в 2013 г. 552,8 млрд долл. (2012 г. – 497 млрд долл.). Фонд российских прямых иностранных инвестиций за пределами государства составил в 2013 г. 439,2 млрд долл. (2012 г. – 387,2 млрд долл.). Однако следует отметить преобладание за последние 5 лет отрицательного сальдо движения прямых иностранных инвестиций. И несмотря на значительные вложения в российскую экономику прямых иностранных инвестиций в 2013 г. (79,3 млрд долл.), отрицательное сальдо характерно даже для этого года (в 2013 г. – 15,3 млрд долл.). Наибольшая динамика движения прямых иностранных инвестиций приходится на страны дальнего зарубежья. Так в 2013 г. на страны дальнего зарубежья приходилось 97,7% от общего объёма вывезенных прямых инвестиций, и 98,9% – ввезённых прямых иностранных инвестиций (таблица 38).

Таблица 38 – Динамика и структура движения прямых иностранных инвестиций в РФ

Показатель Е. изм. Год
Сальдо движения капитала, в т.ч. млрд долл. 0,2 -0,5 -2,4 11,1 19,1 -6,7 -9,4 -11,8 1,8 -15,6
Вывоз капитала млрд долл. 1,0 3,2 17,9 44,8 55,7 43,3 52,6 66,9 48,8 94,9
Дальнее зарубежье % 100,0 91,2 94,9 91,9 93,6 91,0 97,5 93,4 95,2 97,7
Страны СНГ % 8,8 5,1 8,1 6,4 9,0 2,5 6,6 4,8 2,3
Ввоз капитала млрд долл. 1,2 2,7 15,5 55,9 74,8 36,6 43,2 55,1 50,6 79,3
Дальнее зарубежье % 100,0 99,8 99,5 99,3 99,6 98,9 99,6 99,2 98,5 98,9
Страны СНГ % 0,2 0,5 0,7 0,4 1,1 0,4 0,8 1,5 1,1

Составлено автором с использованием источников [134]

Наши рекомендации