Динамика розничного товарооборота
Стационарная розничная торговая сеть города Нижнего Новгорода состоит из:
3381 предприятия стационарной торговли, торговой площадью порядка 1,5 млн.кв.м.(в том числе: 1437 продовольственных, торговой площадью 441,4 тыс.кв.м. и 1944 непродовольственных предприятий, торговой площадью 1046,6 тыс.кв.м.);
5 розничных рынков (из них 1-универсальный и 4 сельскохозяйственных);
11 регулярных (универсальных) ярмарок;
2730 объектов нестационарной торговой сети.
В настоящее время в городе функционирует более 80 крупных объектов торговли, в том числе:
10 торгово-развлекательных центров («Шоколад», «Фантастика», «Индиго Лайф», «Небо» в Нижегородском, «Золотая Миля» в Сормовском, «Седьмое небо» и «Рио» в Канавинском, «Ривьера» и «Крым» в Автозаводском, «Жар птица» в Советском районе), с современными формами и методами торговли (гипермаркеты, супермаркеты, зоны фуд-корта и широким спектром дополнительных услуг (многозальные кинотеатры, детские парки развлечений, спортивные клубы, автостоянки и др.);
19 сетевых гипермаркетов («Карусель», «Метро», «Лента», «Ашан», «О'Кей», «Гипермаркет НАШ», «Касторама» и «Максидом»);
свыше 50 торговых центров, («Республика», «Этажи», «Новая Эра», «Лобачевский Плаза», «Муравей», «Ганза», «Бум», «Открытый материк», «Мебельный базар», «Звезда», «Олимп» и пр.);
более 310 супермаркетов и универсамов, 480 специализированных продовольственных и 1580 специализированных непродовольственных магазинов.
Обеспеченность стационарными торговыми площадями на 1000 жителей города Нижнего Новгорода в настоящее время составляет 1166,6 кв.м. (при установленном нормативе минимальной - 665 кв. м), т.е фактическая обеспеченность стационарными торговыми площадями в городе составляет 175,4 % от норматива. Общий уровень обеспеченности соответствует уровню крупных европейских городов. Нижний Новгород по итогам 2015 года вошел в десятку европейских городов по обеспеченности качественными торговыми площадями, заняв восьмое место в рейтинге торговой недвижимости городов-миллионников России и Европы. Согласно данным Компании Colliers International по итогам первого полугодия 2016 года Нижний Новгород занял третье место по обеспеченности качественными торговыми площадями среди российских городов –миллионников.
За 2015 год и 9 месяцев 2016 года на территории города начали деятельность 104 предприятий торговли, торговой площадью 196,5 тыс.кв.м.:
за счет нового строительства - 61 торговое предприятие торговой площадью 191,4 тыс.кв.м. (ТРЦ «Крым» в Автозаводском районе и «Небо» в
Нижегородском районе, гипермаркеты «Лента» и «Ашан» в Автозаводском районе, автосалон ООО «Юникор» в Приокском районе, спортивный магазин «Декатлон» и пр.);
за счет открытия в приспособленных помещениях - 53 магазина, торговой площадью 5,1 тыс.кв.м.
Кроме того, проведен капитальный ремонт и реконструкция 150 магазинов торговой площадью 19,5 тыс.кв.м., (универсам «Дикси» в Московском районе, магазин «Мега-Хэнд» в Советском районе и пр.).
В ближайшее время состоится ввод в эксплуатацию еще ряда крупных объектов торговли, строительство которых завершено или находится в стадии завершения (ТЦ «Тетрис», автоцентр ООО «Премиум», торгово-оздоровительный комплекс «Жанто» и др.).
В настоящее время в ряде районов города планируется строительство еще ряда крупных торговых и торгово-развлекательных центров, торговых комплексов, ввод в эксплуатацию которых состоится до 2019 года: ТРК ООО «Бумеранг» и ТК ООО «Динго» в Московском районе; ТРЦ «Заречный» в Ленинском и пр.
В перспективе планируется строительство еще ряда крупных уникальных для города объектов с комплексом услуг торговли, общественного питания, несущих досуговую и развлекательную функции (МФК в Советском районе (пр. Гагарина), МФК спортивно-развлекательный комплекс «Остров» в районе Гребного канала и др.).
В связи с проведением в Нижнем Новгороде в 2018 году Чемпионата мира по футболу, наряду со строительством стадиона, планируется строительство и прилегающих объектов инфраструктуры, в том числе торгово-развлекательного гостиничного комплекса в Канавинском районе (3 звезды, на 60 номеров); делового центра на ул. Стрелка, площадью 5200 кв.м. и другие объекты.
Перспективы развития розничной торговли в ближайшие годы будут определяться наличием свободных финансовых средств у инвесторов, изменением уровня доходов жителей города, потребностями населения в обеспечении цивилизованными формами торгового обслуживания, качественными и безопасными для жизни и здоровья товарами.
Общественное питание
В 2016 году ожидаемый объем оборота общественного питания составит 12,1 млрд.рублей и в сопоставимых ценах останется ниже уровня предыдущего года на 4%. В период с 2017 по 2019 годы динамика показателя «оборот общественного питания» планируется на уровне 100-102% в сопоставимых ценах, к 2019 году объем общепита достигнет 14,3 млрд. рублей.