Социальные конфликты и пути их разрешения

Теория, в том числе методологические основания системного анализа социального конфликта, рассмотрены нами в теме 1.8. модуля 1 «Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение». В данной теме мы остановимся на специфических аспектах анализа собственно межнациональных конфликтов.

Напомним, что:

а) конфликтесть процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций;

б) социальный конфликтесть столкновение интересов двух или большего количества индивидов, социальных групп;

в) типология конфликтов в современной конфликтологии предполагает рассматривать следующие виды конфликтов:

А) политические ― между странами, государствами из-за территории или престижа;

Б) экономические ― между любыми по численности группами или субъектами по поводу ресурсов или денег;

В) культурные и религиозные ― между лицами или странами по поводу разделения дефицитных духовных благ;

Г) профессиональные ― между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей;

Д) этнические ― между народами за территорию или лучшие условия проживания;

Е) семейные ― спонтанно возникающие и спонтанно угасающие конфликты, приводящие к прямым материальным потерям которых следует относить морально-психологические и социальные: миллионы поломанных судеб, особенно детских, искалеченные души, психические травмы и стрессы и др.;

г) протекание конфликтов может происходить в следующих формах:

1) конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, она не принимает формы открытого столкновения, но предполагает оказание давления, негативную кооперацию, неустранимое разногласие;

2) соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, организации. Цель соперничества – приобщение лучших профессиональных позиций и наград и признание коллег, содержание – демонстрация превосходства путем достижения общезначимых или престижных целей;

3) конкуренция – особый вид конфликта, его цель – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам;

д)способами решения конфликтов являются:

― уход от конфликта;

― компромисс ―решение проблемы через взаимные уступки сторон;

― переговоры ― мирная беседа обеих сторон по решению проблемы с помощью технологии консенсуса;

― посредничество ― использование третьей стороны (мирового судьи!) в заочном решении проблемы;

― применение силы, власти, закона ― одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

***

Межнациональный конфликт― крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов. В данном контексте причинами конфликтов могут быть: • спорные территории; •изгнание народа со своей территории или возвращение депортированного народа на свою историческую родину; • произвольное изменение административных границ; • насильственное включение территории народа в соседнее государство; • отсутствие у народа национальной государственности и его расчленение; • притеснение этническим большинством этнического меньшинства. Важно точно определять содержание понятий, которые используются политологами и обществоведами, для раскрытия смыслов межнациональных отношений и конфликтов, а именно: ― национальность― принадлежность человека к той или иной нации; ― национальные отношения ― это отношения по поводу выживания и развития народов, проблем территорий, языка, духовной жизни народов, его традиций и др.; ― национальный вопрос ― совокупность социальных и других проблем, порожденных гнетом одних наций другими и отсутствием равноправия народов; ― национальная политика― это целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию отношений между нациями и народностями. Основные направления национальной политики России, на территории которой проживает 130 национальностей, предполагают: а) совершенствование национально-государственного устройства наций и народностей РФ; б) расширение и углубление хозяйственных связей между субъектами Федерации; в) обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности; г) создание условий для свободного развития национальных культур, языков и традиций; д) создание цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтов; е) совершенствование механизма руководства и управления национальными процессами в стране; ― самоопределение наций― право любой нации на свободное отделение от других национальных и многонациональных коллективов и на образование своего коллектива; ― интеграция экономическая― сближение национальных экономик с целью выравнивания уровней экономического развития; ― интернационализация― сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни; ― интернационализм пролетарский― классовая солидарность трудящихся всех наций и рас в борьбе за освобождение от всех видов социального и национального угнетения; ― ассимиляция― поглощение одной нации другой; ― геноцид― систематическое истребление полностью или частично народов, наций, национальных групп; ― национализм― идея превосходства одних наций над другими; ― шовинизм― идея национальной исключительности, возвеличивание своей нации, противопоставление своей нации другим; ― расизм― идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими.

При анализе отношений между разными этносами/национальностями внутри одного государства в современном мире проблемой становится этнонационализм (этноцентризм) ― стремление к политическому доминированию одной этнической группы. Именно данное явление является источником этнических конфликтов, к основным причинам которых следует относить:

1) ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

2) ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и др.);

3) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;

4) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

5) ущемление достоинства личности на расовой основе или национальной почве.

Суммируя сказанное, можно прийти к выводу, что возникновение этнонационализма во многом связано с не решением национального вопроса― вопроса о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями, с одной стороны, и нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе ― с другой, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства и добрососедства, прогресса наций на основе равноправия, суверенности и демократизма.

Национальный вопрос с строгом смысле формируется и проявляет себя в многонациональных странах. В широком же смысле национальный вопрос ― вопрос мировой, и в этом качестве он не сводится к простой механической совокупности национального вопроса в многонациональных странах.

Во-первых, национальный вопрос остается острым социальным вопросом всего бывшего колониального и полуколониального мира, выступает как проблема равноправия и равенства этих стран в мировом хозяйстве, ликвидации отсталости, зависимости и эксплуатации в мировых отношениях. Это одновременно проблема национально-государственной консолидации и национального прогресса в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно на этом широком социально-экономическом и политическом фоне складываются конкретные национальные вопросы внутри многих из этих многонациональных стран.

Во-вторых, национальные взаимоотношения в современном мире целом подчинены действию двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс. Они родились еще на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений, и их содержание сводится к следующему: с одной стороны, происходит формирование и развитие наций, движение к равноправию и самостоятельности, суверенному государственному существованию. С другой стороны, происходит на основе объективного процесса интернационализации ломка национальных границ, усиление связей и взаимного сотрудничества, получают бурное развитие интеграционные процессы. Эти тенденции и сегодня выражают общемировые общественные противоречия, составляя сердцевину национального вопроса, и попытки «снять» их методами национальной политики как на мировой арене, так и внутри многонациональных в могут только крайне обострить национальный вопрос. С ними необходимо считаться, учитывать их действие в общественных процессах. Распад СССР, Югославии как федеративных союзных государств вновь подтверждает эту истину. Недостаточно теоретически признать существование данных тенденций и вызванных ими противоречий, необходимо снять все препятствия на пути их действия.

Новейшая практика показала, что национальный вопрос возникает и даже приобретает острые формы в странах, где не только нет национального гнета, но все живут в условиях политической демократии. В Англии, например, причиной обострения национального вопроса выступает в основном проблема культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса. В Бельгии ― это вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами. В Канаде ― культурно-языковые проблемы между англоязычными и франкоязычными общинами. В бывшем СССР также не было национального гнета в традиционном смысле, то есть проблемы угнетающей и угнетенной нации.

В целом в национальных движениях сегодня проявляется важная закономерность: хотя национальный вопрос может выступать и как вопрос социально-экономического развития, и как культурный и языковый вопрос, и даже как вопрос экологической защиты, его постановка всегда будет содержать важный политический аспект. Выступая как вопрос политической демократии, он каждый раз вскрывает ущербность той или иной стороны существующей политической системы, вновь выдвигая проблему равноправия. В Испании это проявилось в проблеме политического равенства и в получении автономии пятью ее провинциями. В Бельгии реализуется принцип федерализма, Квебек в Канаде идет к политической самостоятельности. Потребности нации даже в культурно-языковой сфере нуждаются в собственно политическом покровительстве. Развитие и прогресс нации может быть результатом определенной политики, разработка и реализация которой является функцией определенной национально-государственной организации, власти.

Из сказанного вытекает, что решение национальных вопросов и предотвращение национальных конфликтов на основе гуманистического подхода предполагает, как минимум, следующие действия:

• отказ от насилия и кровопролития в межнациональных отношениях;

• отказ меньшинства от сепаратизма (то есть стремления к обособлению, отделению), признание за верховной властью всех полномочий в обороне, в ведении иностранных дел, в борьбе с организованной преступностью;

•создание национально-территориальной автономии и культурно-национальной автономии ― широкого внутреннего самоуправления отдельной нации и полная самостоятельность в вопросах культуры;

• признание приоритета прав личности над правами государства и нации, то есть обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности;

• развитие экономического, культурного сотрудничества между нациями и народностями;

• участие третьей стороны в преодолении конфликтных ситуаций.

Основные понятия:

Ассимиляция Национальность
Геноцид Национальные отношения
Интеграция экономическая Национальный вопрос
Интернационализация Расизм
Интернационализм пролетарский Самоопределение наций
Культурно-национальная автономия Сепаратизм
Межнациональный конфликт Шовинизм
Национализм Этнонационализм
Национальная политика

Наши рекомендации