Конфликты в коллективе и пути их разрешения

Наша жизнь полна противоречий и столкновений. Конфликты постоянно возникают между членами семьи, между частными лицами и организациями, между представителями государственных, политических, общественных структур и т. п.

Конфликтов невозможно избежать ни в какой сфере деятельности, поэтому военнослужащему важно знать, что представляет собой конфликт как социально-психологическое явление, какова его природа, причины возникновения, какой должна быть стратегия поведения в конфликтной ситуации.

В последнее время проблемами конфликта занимаются представители различных дисциплин: военных наук, исторических наук, педагогики, правоведения, психологии, философии, социологии.

В 50 - 60 гг. 20 века начала складываться новая междисциплинарная область знания, которая получила название «Конфликтология».

Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах, приёмах их конструктивного регулирования.

Слово конфликт заимствовано из латинского языка и означает столкновение.

Конфликт – высшая степень разногласий между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица и группы.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

В результате разрешения конфликта возможны разные последствия: исчезновение всех участников конфликта, их деградация, потеря основных позиций, победа одной стороны и уничтожение другой, объединение участников и появление на этой основе новой, более адаптированной структуры.

Если конфликт помогает выявить разнообразные точки зрения, даёт дополнительную информацию, то это – созидательный (функциональный) конфликт.

Если в результате конфликта не происходит достижение целей организации в целом и удовлетворение потребностей отдельной личности, то он является разрушительным (дисфункциональным) и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества.

Функции и типы конфликтов

Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.

Позитивные функции:

· выявление проблем;

· разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;

· получение новой информации об оппоненте;

· сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;

· стимулирование к изменениям и развитию;

· диагностика возможностей оппонентов.

Негативные функции:

· большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;

· увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

· чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

· после прекращения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива;

· сложное восстановление деловых взаимоотношений («шлейф конфликта»).

Для того чтобы управлять конфликтами, надо знать причины их возникновения, какими они бывают, как возникают и как их можно устранить.

Причины конфликтов:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Довольно подробная характеристика причин конфликтов содержится в учебнике А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова «Конфликтология».

Приведём названную классификацию.

Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

· Структурно-организационные причины.

Несоответствие структуры организации решаемым задачам (ошибки допущены при проектировании структуры организации).

· Функционально-организационные причины.

· Не отлажены функциональные связи организации с внешней средой, между отдельными работниками.

· Личностно-функциональные причины.

Неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

· Ситуативно-управленческие причины.

Ошибки, допускаемые руководителем и подчинёнными в процессе решения управленческих задач.

Организационно-управленческие факторы, по данным исследований, являются причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, включением их в социальные группы.

· Потери и искажение информации в процессе межличностной и групповой коммуникации.

Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами не выражается, часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека.

· Несбалансированное ролевое взаимодействие людей.

· Разный подход к оценке одних и тех же событий.

Партнёры по взаимодействию подходят к проблеме с разных сторон. Люди болезненно относятся к точкам зрения, которые отличаются от их собственных.

· Выбор разных способов оценки результатов деятельности.

Оценивая других, люди часто ориентируются на идеал, а не на тех, кто выполнил эту работу отлично, свои же результаты работник оценивает по сделанному, сравнивая с теми, кто выполнил подобную работу хуже.

· Внутригрупповой фаворитизм.

Предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

· Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми.

· Желание получить от окружающих больше, чем отдавать им.

· Стремление к власти.

Личностные причины конфликтов вызваны индивидуально-психологическими особенностями участников взаимодействия.

· Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого.

В процессе взаимодействия у человека существует определённый диапазон вариантов ожидаемого поведения со стороны партнёра, если поведение партнёра оценивается как недопустимое, то возникает конфликт.

· Низкая конфликтоустойчивость.

Человек не обладает достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.

· Плохо развитая способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию.

· Неадекватный уровень притязаний.

Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, следствием заниженной самооценки является повышенная тревожность, неуверенность в своих силах.

· Некоторые психологические особенности характера личности.

Агрессивность, некоммуникабельность, демонстративность, стремление быть в центре внимания, раздражительность, пренебрежение интересами окружающих.

Структура конфликта

Конфликт представляет собой сложную взаимосвязанную систему и динамически развивающийся процесс. В каждом конфликте выделяются такие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции.

Предмет конфликта – это то противоречие, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство, проблема, которая служит основой конфликта.

Участниками конфликта называются все лица, имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению. Среди них выделяются основные участники, т. е. главные противоборствующие лица, стороны, которые активно выступают друг против друга. Чаще всего их называют оппонентами.

Важную роль в конфликте играют так называемые группы поддержки, которые стоят за оппонентами. Наличие таких групп в значительной степени определяет широту конфликта и его исход.

К другим участникам относят лиц, оказывающих эпизодическое влияние на ход конфликта.

Условия протекания конфликта – это микро- и макросреда, в которой развивается конфликт, социальное окружение его участников.

Мотивы сторон – это побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Различают мотивы явные и скрытые.

Цели сторон – то, чего добиваются конфликтующие стороны, предмет стремления оппонентов. Различают стратегические и тактические цели.

Позиции участников конфликта– это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в поведении и поступках.

Типы конфликтов с точки зрения конфликтной ситуации:

· конфликт целей;

· конфликт во взглядах, идеях;

· чувственный конфликт – различие чувств и эмоций, лежащих в основе отношения личностей друг к другу.

Источники конфликтов:

· факты;

· ценностные понятия;

· противоборствующие интересы;

· нематериальные источники (усталость).

Типология конфликтов

В научной, справочной и методической литературе описываются разнообразные классификации конфликтов на основе их существенных признаков. Одним из таких признаков является характер субъекта конфликта. В качестве субъекта может выступать отдельное лицо, группа лиц , организации, государства. По этому основанию выделяют конфликты внутриличностные и социальные. Вот так выглядит эта классификация в учебнике «Конфликтология» А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова.

Таблица 10

Конфликты
Социальные Внутриличностные
Межличностные Между личностью и группой Между «хочу» и «не могу» Между «могу» и «не могу»
Между малыми социальными группами Между средними социальными группами Между «хочу» и «не могу» Между «нужно» и «не могу"
Между большими социальными группами Межгосударственные Между «хочу» и «не нужно» Между «нужно» и «не могу"
  Между отдельными государствами и между коалициями государств    

Наши рекомендации