Исторические формы социальных общностей людей
Формы общностей (образований) | Основные черты |
Род ― коллектив родственников Первобытность | Кровнородственные и хозяйственные связи, все равны, родовая община; единые происхождение, язык, верования, быт, культура;; общие интересы, труд, потребление, орудия труда; выделяются старейшины |
Племя ― объединение нескольких родов Первобытность | Соседская община, совет старей шин; собственные территории, язык, название; общие быт, культура, труд, происхождение; длительное совместное существование |
Союз племен Первобытность | Замена кровнородственных связей на территориальные, смешение племен, старейшины и вожди имеют большую власть; общие язык, территория, верования, обычаи |
Народность (недостаточно устойчивая общность) Древность и Средневековье | Е6диная территория; общие язык, культура, быт |
Нация ― устойчивая и наиболее развитая общность Новей шее время | Единые экономика, психология, культура, национальное сознание и самосознание; общие ценности, институты, исторический путь |
Народ ― этническая совокупность людей | Общие территории, экономика, черты языка и культуры; единые психология, менталитет, исторические судьбы; самоназвание, сознание собственного единства и своего отличия от других подобных групп (самосознание) |
В большинстве современных европейских языков под нацией (от лат. natio ― народ; лат. nasci ― рождаться) подразумевается согражданство ― социально-политическая единица, объединяющая граждан одного государства (отсюда ― синонимия между терминами «национальный» и «государственный», « национальность» и « гражданство»). Термин «нация» в составе наименования известной международной организации означает «государство», поскольку членами ООН являются именно государства.
Приходится констатировать, что в современной науке отсутствует единая и пользующаяся всеобщей поддержкой теория нации: существует множество разнообразных дисциплинарных концепций (нации в социологии, политологии, антропологии, международном праве и т.п.). В зависимости от занятой позиции содержание понятия определяется следующими формулами: Нация = народ + государственность (варианты: культура + политическое самосознание; язык + армия; этнос + экономикам и др.).
Многие исследователи склонны видеть в нации этнополитическую общность, но при этом подчеркивают, что этнический компонент не сводится к единственному этносу: в национальном государстве может доминировать одна этническая группа, но это не является нормой или правилом ― для современной этнополитической карты мира более характерны полиэтнические государства (например, понятия типа «русская нация» или «швейцарская нация» выражают главным образом не этнический, а гражданственный компонент понятия).
Этнос(греч. ethnos ― племя, народ) ― исторически сложившаяся на определенной территории социобиологическая устойчивая общность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Факторы образования и признаки этноса различаются. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории. Признаки, выражающие системные свойства уже существующего этноса и отделяющего его от других этносов, ― это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть компоненты культурные, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для нее стилем. Ни один из компонентов культуры не является непременным этнодифференцирующим признаком, так как этнос ― определенная культурная целостность; ему непременно присуща антитеза «мы» ― «они». Поэтому этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей, то есть обладает этническим самосознанием. Важным компонентом этнического самосознания выступает представление об общности происхождения всех членов этноса, под которым понимается совместная историческая практика их предков. Культурное единство членов этноса может формировать и общность психологического склада.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что к этноообразующим факторам относятся:
а) кровнородственное родство ― единство происхождения от общего предка;
б) устойчивая межпоколенная преемственность;
в) единство языка;
г) единство территории;
д) общность исторической судьбы;
е) общая культура и традиции;
ж) этническое, или национальное, (само)сознание ― 1)духовное отождествление человека со своим народом; 2)осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.
Разновидности этносов: племя, народность, нация (Как мы видим, здесь не названы семья, род, клан. Это потому, что ― как кровнородственные группы людей, связанные единством происхождения, – они не имели самостоятельной культуры. И – главное – в процессе эволюции социальных отношений семья, род и клан входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем – народности и нации).
***
Нация― историческая общность людей, складывающаяся на единой территории во время формирования постоянных экономических связей, языка, культуры, характера (менталитета).
К характерным особенностям нации необходимо относить как все этнообразующие факторы (от а до ж), так и качественно новые характеристики, а именно:
з) устойчивая государственность;
и) общность экономической жизни;
к) развитая социальная структура.
В развитии наций выделяют две тенденции: 1) центробежная, или дифференциация, или национальная ― стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету национальной культуры, к раскрытию творческих сил, к национальному самосознанию; 2) центростремительная, или интеграция, или интернациональная ― стремление к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами. Обе тенденции способствуют прогрессу цивилизации, так как ведут к развитию и расцвету народов (к развитию человеческой личности), но разными путями: центробежная через внутренний мир, а центростремительная ― через взаимообогащение, обмен национальными ценностями, всестороннее сближение народов, укрепление взаимопонимания, доверия, дружбы и мира.
При формировании наций выявлена следующая закономерность: по мере того, как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические. |
Межнациональные отношения относятся к особому типу социальных отношений. При их анализе необходимо строго различать их разновидность, а именно: а) отношения между разными национальностями внутри одного государства; б)отношения между разными нациями-государствами.
Институтом, призванным регулировать межнациональные отношения, является государство, которое своей социальной и экономической политикой должно обеспечить единство общества, разделенного на разнородные нации, группы, слои, классы.
В развитии межнациональных отношениях четко выделяются две тенденции.
Первая тенденция в мировом развитии наций и народов ― интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализмпонимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе.
Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации наций и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии:
― национализма ― идеологии, в основе которой трактовка нации как высшей ценности и формы общества;
― расизма ― идеологии, в основе которой лежит совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых признаков на историю общества, об извечном делении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых первым якобы уготовано господство, а вторые обречены на эксплуатацию;
― шовинизма ― идеологии, в основе которой лежит чрезмерный до неразумия патриотизм с упованием на военную силу, ультранационализм с элементами авторитаризма.
Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция ― пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая тенденция ― это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом.
Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов.
Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах.
Причины обострения национальных/межнациональных противоречий могу носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов, о которых подробнее будет рассказано в следующей теме модуля 3.
В целях закрепления теоретического материала темы обучающимся в аудиторных условиях предлагается практикум «Формулируем противоречие». Так как, согласно определению, противоречиеесть активное взаимоотношение, взаимодействие противоположностей, их единство и противодействие, в формулировке конфликта всегда должен присутствовать союз «между». Например, противоречие: между словом и делом; противоречие между должным и сущим; противоречие между покупателем как потребителем с его безграничными и полностью неутолимыми потребностями и потребителем как покупателем с его ограниченными бюджетными ресурсами; противоречие между государством и обществом; противоречие между формой и содержанием; противоречие между материальным и духовным и др. |
Основные понятия:
Интернационализм | Шовинизм |
Нация | Этническая культура |
Национализм | Этнообразующие факторы |
Противоречие | Этническое самосознание |
Расизм | Этнос |