Параграф второй: сущность и разнообразие социальных общностей людей.

§1. Социальная сфера и социальная структура общества.

Мы с вами уже отмечали, что человеческое общество не является механической суммой индивидов, а представляет собой социальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Фундаментом этой социальной системы служит способ производства материальных благ: чем совершеннее способ производства, тем выше уровень социальной системы.

Социальная сфера - исторична по сути своей. Она имеет многовековой уклад и изменяется по мере изменения способа производства: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и современно-индустриальной.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы общества, то есть наличие определенных общественных структур: классов, социальных групп, страт, общностей, а самое главное - отношений и связей между ними. Мы с вами предметно соотнесемся с одной из классификаций: общественно-экономической структурой общества. Исходя из смысла этого определения, смена общественно-экономической формации объективно приводит к изменениям и в социальной сфере. Однако, социальная сфера не возникает автоматически: она обладает устойчивостью и относительной самостоятельностью, так как в новой общественно-экономической формации в течение определенного исторически-общественного времени сохраняются социальные образования предыдущей общественно-экономической формации (например: в феодальном обществе группы рабов; в постиндустриальном обществе группы эксплуатируемых) и соответственно им сохраняются общественные отношения. Однако, более совершенный способ производства (в совокупностью с рядом факторов) постепенно вытесняет эти социальные группы, создавая им определенные общественные условия для собственного развития, и совершенствует производственные, и, соответственно, социальные отношения.

Ключевое значение для понимания социальной сферы жизни общества имеют понятия «социальной сферы», «социума», «общества», «общественно-экономической формации», «цивилизации», «способа производства», «экономического базиса», «духовно-идеологической надстройки»; кроме этого, понимание схемы общественной жизнедеятельности: экономика и экология, наука и управление, педагогика и искусство, медицина и физическая культура. Необходимо учитывать и явно политические факторы: политическую систему общества и механизм ее существования - политический режим. Эти явления определяют характер отношений между социальными общностями и отражают внутреннее содержание социальной сферы любого общества, соответственно и любой общественно-экономической формации.

Социальная сфера - есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система отношений и связей между различными элементами общества: индивидами и социальными группами, общностями и социальными институтами.

Особо необходимо отметить мировоззренческо-понятийные суждения о социальной сфере: существует ли система различия между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. В этом плане мы говорим: «да», есть, хотя имеются теоретические рассуждения, которые стирают грань различия, а оно значимо. Это различие носит содержательно-философский характер: социальная сфера жизнедеятельности общества - это совокупность отношений социального характера, то есть отношений между социальными общностями: род, племя, народность, нация, семья, социальная группа; общественное бытие - это сфера человеческой жизнедеятельности с включением в нее широкого спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, медицинских, физкультурных, художественных деятельностно-сферных и иных предметно частных составляющих.

Общественное всегда более широкое понятие, чем социальное.

В понятие социального включаются элементы социальной сферы общества - это индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и классы, а главное существующие между ними отношения. В силу этого представляется необходимым определиться с социальной структурой жизни общества.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

Центральным звеном социальной структуры является человек, индивид. Он конкретный член каждого элемента социальной структуры. Он одновременно осуществляет свою жизнедеятельность и как член семьи, и как профессионал, и как деятель в той или иной сфере, и как этнический представитель.

Современная социальная структура общества достаточно многомерна, но классификационно её можно определить так:

1) этническая структура;

2) демографическая структура;

3) поселенческая структура;

4) классовая структура;

5) профессионально-образовательная структура.

Элементы социальной структуры будут различны в зависимости от того, какова ступень развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовала не только профессионально-образовательная, но и поселенческая структура, ибо ее появление связано с выделением города как центра ремесла и торговли, его отделение от деревни. Не было в нем и классовой структуры.

Параллельно происходит процесс совершенствования элементов структуры или их корректировка. В частности, в профессионально-образовательном плане. Если в ХIХ веке насчитывалось несколько сотен профессий, то на начало ХХI века их уже несколько тысяч. Образование ведется в русле более чем 1,5 тысяч наук и научных дисциплин.

§2. Сущность и разнообразие социальных общностей людей.

Все структуры, составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную структуру общества, имеют биосоциальную основу:

а) этническая и демографическая структуры своими корнями связаны с биологической природой человека и представляют это биологическое в общественной жизни;

б) поселенческая, классовая и профессионально-образовательная - социальны в полном смысле этого понятия, то есть порождены цивилизацией и сложились в результате разделения труда, перехода к частной собственности, классовому делению.

Рассмотрим социальную структуру общества с начального этапа ее формирования, то есть с этнического происхождения (род, племя), представляющих первоначальные социальные общности. Демографическая структура была демографической структурой этноса.

Этническая структура общества.

Род, племя, народность и нация.

Род и племя. Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену дикой орде был род. Род - объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями.

Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации. Род многофункционален - это не только этническая ячейка, но и производственная (охота, рыбалка и изготовление приспособлений для них; обработка продукции, обустройство мест проживания) и социальная (семья, обучение и воспитание детей).

Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Распределение в роду было уравнительным, производительность весьма примитивная.

Более высокой формой общности людей в пределах той же общественно-экономической формации, первобытнообщинного строя явилось племя.

Племя - объединение нескольких родов.

Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в ее основе продолжают оставаться кровнородственные связи. Однако, образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Племя несло лишь часть общественных функций, связанных с обычаями, верой, территорией, языком (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община). Этот факт явился началом по обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парное проживание), появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, тенденция обособления кровно-родственных связей от этнических общностей.

Народность. Это следующая, более высокая форма общности людей.

Необходимость межплеменных хозяйственных и культурных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племен. Появлялась частная собственность, более сильные диктовали свои условия слабым, начиналось сословное или классовое разделение, кровнородственные связи уступали место территориальным и появлялась новая историческая общность - народность. Народность складывалась исторически достаточно долго. Её основой был как рабовладельческий, так и феодальный способы производства, экономическая и культурная, языковая и территориальная жизнь. Становление государства способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития народности могли и не совпадать с государством ни территориально, ни по языку (Франция – Бельгия, Швеция – Норвегия, Русь – Белая Русь – Малая Русь).

У народности еще нет целостности экономической жизни, хотя господство первобытнообщинного натурального хозяйства постепенно меняется на натурально-товарное.

Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Нация. С развитием капиталистических отношений усиливались экономические и культурные связи, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность конкретной народности и различные ее элементы сплачивались в одно национальное целое: народности развивались в нации.

Нации возникали как из родственных друг другу племен и народностей, так и из разнородных племен, рас и народностей.

Нация - это уникальное историческое образование. Уникальность нации обусловлена географической и исторической средой, культурой, своеобразием экономического строя, бытом, традициями. Формируется свой особый облик духовности, нравственности, национального характера и самосознания. Нет одинаковых наций, как и двух одинаковых людей, хотя они и могут находиться рядом: русские и белорусы, венгры и австрийцы, турки и болгары, чехи и словаки.

Признаки нации.

Первый. Общность территории.

Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные дуг от друга в течение длительного времени, не могут принадлежать к одной нации. В то же время и проживание людей на одной территории само по себе не консолидирует их в единую нацию. Уникальный пример - это СССР - Союз Советских Социалистических Республик Союз Независимых Государств (СНГ), конфедеративное объединение части республик бывшего СССР. - советский народ, «единая нация», декларированная советской компартией; восточно-славянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние столетия с развитием капитализма, а формирование белорусский нации смогло завершиться только в 20-х годах ХХ века.

Второй. Общность языка.

Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только языковая общность обеспечивает экономическую, политическую и духовную жизнь миллионов людей.

Однако надо иметь в виду, что язык может быть одинаков у нескольких народов, но они не составляют нации: австрийцы - немцы, испанцы - аргентинцы, французы - бельгийцы. Общность языка должна рассматривается в совокупности с другими признаками нации.

Третий. Общность экономической жизни.

Это важнейший признак нации. Дело не в том, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а в том, что хозяйственная специализация районов страны и упрочение финансово-торговых отношений способствует консолидации нации в области экономики. У нас в стране 89 субъектов федерации и каждый субъект имеет свою экономическую особенность, позволяющую ему участвовать в хозяйственно-экономической жизни страны.

Четвертый. Общие черты ментальности и культуры.

Ментальность нации не является чем-то врожденным, она является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий и социальных особенностей. Менталитет нации проявляется в особенностях ее национального быта, нравах, обычаях, привычках, склонностях, песнях, танцах, живописи, литературе. Здесь особо необходимо отметить национальное самосознание, которое формируется в течение всей истории становления и развития нации. Это сознание ценностно по сути своей - это и любовь к своей родине и стране, чувство долга и гордости, готовность честно служить Отечеству и защищать его, но главное - это чувство самоотличия себя от других наций: у немцев - педантизм, у американцев - превосходство, у россиян - православность, у норвежцев - основательность. По поводу культуры необходимо отметить то, что она вбирает в себя самые лучшие достижения нации, подчеркивающие ее колорит в сравнении с другими нациями. Культура выражается в менталитете, а менталитет способствует формированию культуры.

Вывод: нация - это общность людей, возникшая в период становления капиталистических отношений на основе общности экономической жизни, территории, языка, ментальных особенностей людей, бытовых и культурных традиций.

Отличие нации от народности в том, что это более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают, прежде всего, мощные экономические факторы.

Демографическая структура общества.

В качестве фундаментальной общности демографической структуры общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении Земли, отдельной страны, региона.

Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества, предпосылкой и субъектом исторического процесса.

Ускоренные или замедленные темпы общественного развития, прогресс или регресс общества в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность и темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность.

Народонаселение и экономика. Народонаселение это не автоматическое заполнение людьми социального пространства, оно неразрывно связано со всеми другими компонентами единого социального организма, прежде всего с экономикой. Существует два типа взаимодействия демографических и экономических процессов: первый - «население - экономика»; второй - «экономика - население». В этих случаях можно реально проследить диалектическую зависимость экономики от меры народонаселения и народонаселение от темпов и качественного состояния экономики.

Первое - экономика - население.

Здесь больше прозрачности и ясности. Например: мало кого затруднит ответ на вопрос, касающийся критериев рождаемости и смертности в стране. Понятно, что уровень рождаемости и смертности во многом зависит от степени материального благосостояния людей, наличия у них собственного жилья, профессиональной пригодности и занятости, возможности хорошо питаться.

Второе - население - экономика.

Здесь на ускорение или замедление темпов экономического развития оказывает существенное влияние общая численность населения. Так, оптимальное количество населения для хорошо интегрированного экономического пространства сегодня определяется величиной в 250 миллионов человек. При меньшем количестве людей становится экономически невыгодной межгосударственная специализация. При значительно превышающем этот демографический критерий показателе существенно возрастают расходы на транспортировку продукции. Вот почему вполне объяснимо стремление европейских стран к объединению, вот почему после распада СССР произошло резкое ослабление всех значимых показателей у появившихся на его пространстве 15 самостоятельных государств.

Влияние на экономику оказывает плотность народонаселения.

В регионах с редким населением затруднено разделение труда, поэтому зачастую доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является развитие широкой инфраструктуры.

Наиболее активно воздействует на экономику такой демографический фактор как темп роста народонаселения. Это сложный процесс, обусловленный не только естественным приростом населения, но и его половозрастной структурой, темпами и направлением миграции. При крайне низких темпах роста народонаселения снижается национальный доход, при очень высоких темпах роста большая часть совокупного продукта просто уходит на поддержание жизни вновь родившихся. Опасна тенденция депопуляции, когда смертность превышает рождаемость - нависает угроза исчезновения нации (отмечается в России, Франции, Германии и других странах планеты). Перекос в половозрастной структуре приводит к снижению народонаселения, постарению населения и сказывается на темпах экономического развития. Миграционная подвижность населения в целом может быть положительной для страны, но должна корректироваться распределением в социальном пространстве для выравнивания профессионально-производственного баланса регионов (миграция молодежи из сельских районов приводит их в запустение).

Фактором экономического развития можно считать и состояние психофизического здоровья населения. Ухудшение психофизического здоровья населения ведет к снижению производительности труда, требует дополнительных средств на здравоохранение и содержание инвалидов. Но самое опасное - это деградация генофонда нации и наряду с депопуляцией приводит к ее исчезновению. Кроме того, такие социальные пороки как пьянство, табакокурение, наркомания постепенно ведут нацию (народность) к вымиранию.

Народонаселение и надстроечные факторы.

Особо чуткой в этом отношении является мораль. Моральный устои очень тонко реагируют на те или иные демографические колебания. В частности, последствиями Великой отечественной войны в России стало резкое снижение рождаемости, обвал семейной структуры общества, практическое отсутствие заботы о воспитании подрастающего поколения. Появляется вседоступность, развивается аморальность социальных отношений. Поэтому «дети войны» - это особое поколение нравственной опустошенности, необразованности, безотцовщины и нищеты. Нечто подобное, только на более высоком социальном витке развития, мы наблюдаем сейчас в нашем обществе после развала СССР.

Законы народонаселения.

Вопрос: законы народонаселения биотичны или социальны по своей сущности? В этом плане необходимо отметить, что природа весьма «чувствительна» к тем или иным проявлениям экстремальности. Перед крупными войнами в истории человечества отмечалась тенденция процентного увеличения рождаемости мальчиков и здесь сказывался некий объективный природный фактор, «заботящийся» о сохранении баланса между мужскими и женскими особями. Однако, в целом половое различие новорожденных объясняется естественными факторами и искусственная регуляция здесь практически невозможна. Правда, в настоящее время по желанию родителей можно заранее узнать пол будущего ребенка, применяя ультразвуковую диагностику (методику) на определенных стадиях беременности матери. Но само деторождение в основе своей - это генетический процесс.

Существует ряд концепций по поводу народонаселения. Одна из них носит название «мальтузианской». Ее основателем явился английский экономист и священник Томас Мальтус, который в 1798 году выступил с попыткой обосновать «вечный закон народонаселения», ранее в пособии мы уже останавливались на этой концепции. Суть его, по мнению Т. Мальтуса, в том, что живым существам и человеку, в том числе, свойственно постоянное стремление размножаться быстрее, чем это позволяет находящееся в их распоряжении количество продуктов питания. Он даже пытался придать своему «закону» математическое выражение, заключив, что численность населения из поколения в поколение растет в геометрической прогрессии, а количество средств существования только в арифметической прогрессии, что приводит к двойному увеличению народонаселения раз в 25 лет при существенном дефиците средств существования.

По своей методологии концепция народонаселения Т. Мальтуса представляет вульгарную социологию, не признающую специфики социума по сравнению с другими формами жизни в биопространстве планеты. В живой природе действительно обнаруживаются и геометрическая, и арифметическая прогрессии, отмеченные Мальтусом. Но для общества такой закономерности не существует. Наоборот, высокоразвитые страны преднамеренно экспортируют часть продовольственной продукции в другие регионы мира (США продают куриное мясо в Россию, Великобритания экспортирует животное мясо во многие государства Европы, Россия начинает продавать излишки зерна).

Однако идеи мальтузианства достаточно живучи и проявляются в современном мире в неомальтузианстве. Согласно взглядам современных последователей Т. Мальтуса ими оправдывается ядерная война, как источник уменьшения «лишнего» населения; поддерживаются идеи массовой стерилизации населения слаборазвитых стран.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что законы народонаселения не подвластны только биотическому обоснованию, они биосоциальны по своей сути. Биотическая форма движения материи является нижней ступенью к социальной форме материи и снимает в себя ее характеристики, но не сводится к ней. Потому и законы социума не аналогичны в чистом виде законам биотического мира. Раскрытие этих законов задача междисциплинарная: философии, социологии, истории.

Поселенческая структура общества.

Поселенческая структура общества принципиально отличается от этнической и демографической структур общества. Она появилась в следствии социальных причин - общественного разделения труда и вторична по отношению к этнодемографическим факторам, имеющим биотическое происхождение.

Поселенческая структура есть пространственная организация общества.

Это понятие выражает отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же или разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские, межпоселенческие отношения). Вот в этом заключается принципиальное отличие поселенческой структуры от других структур общества: люди, принадлежащие к разным этносам, разным социальным группам, разным возрастным и профессионально-образовательным стратам, как правило, не оторваны друг от друга пространственно, а напротив, именно сосуществование в едином социальном поле делает возможным взаимодействие между ними и нормальное функционирование общества в целом.

По поселенческому принципу люди разделяются и в социальном пространстве. В зависимости от типа поселения они являются либо горожанами, либо селянами.

Комплекс знаний о поселенческой структуре общества чрезвычайно важен для глубокого понимания прошлой истории, современных процессов, прогнозирования будущего. Можно с определенной уверенностью сказать, что история цивилизации в значительной степени была историей взаимоотношений между устоявшимся сельским населением и зарождавшимся городским, то есть двумя основополагающими поселенческими структурами или общностями. Уже К. Маркс в «Капитале» по этому поводу высказался вполне определенно, отметив, что вся экономическая история общества выражается в движении противоположностей между городом и деревней.

Существует несколько концепций происхождения города: а) вотчинная; б) общинная; в) оборонная; г) политико-правовая.

Характерные черты, отличающие городское население от сельского:

***профессиональная занятость населения преимущественно не сельскохозяйственным трудом;

***преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время со значительным увеличением свободного;

***качественно иной характер доступа к получению различных уровней образования, к приобретению широких профессиональных навыков;

***преимущества духовного развития;

***большая по сравнению с сельскими жителями миграционная подвижность;

***большая свобода в выборе той или иной социальной микросреды или возможности изолироваться от неё;

***большая политическая мобильность;

***большая информационная насыщенность;

***специфика семейной жизни, связанная, прежде всего, с отсутствием необходимости ведения личного подсобного хозяйства.

Профессионально-образовательная структура.

Данная структура имеет социальные корни своего происхождения.

Профессия и образование в их современном понимании появились в ходе развития рода, племени, семьи, распада первобытнообщинного строя. Для этого были предпосылки: 1) профессии выделялись из ремесел (гончарного, кузнечного, строительного, животноводческого, земледельческого), торговли, обособления труда по управлению общинными делами и по осуществлению культурных традиций; 2) образование - из тех зачатков трудового обучения, которые обязательно присутствовали в воспитании подрастающего поколения.

Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением разделения труда: отделением скотоводства от земледелия; ремесла и торговли от сельского хозяйства; труда интеллектуального от труда грубофизического.

В настоящее время в мире насчитывается более 10 тысяч профессий и около 2-х тысяч наук и научных дисциплин. Профессии характеризуют профессиональную направленность деятельности и творчества человека в зависимости от его склонностей и потребностей, а также определенной генетической предрасположенности. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации.

Ведя разговор о тех или иных структурах общества, мы выделяем основания их различия: этнические, демографические, поселенческие, профессионально-образовательные, которые зависят от биотических и социальных свойств человека, они биосоциальны и это объективно естественно.

Одновременно со структурными теориями общества существуют и иные концепции деления общества. В частности:

а) марксистско-ленинская - классовая (два класса и социальная прослойка, что включает - рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенцию);

б) концепция социальной стратификации (лат. strata – слой; термин, применяемый в социологии и перешедший в неё из геологии).

Понятию «классам» впервые дал В. Ленин в работе «Великий почин». Он писал, что «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовая концепция до середины 80-х годов ХХ века была ведущей теоретической основой деления общества в странах социалистической ориентации.

Концепция стратификации общества в этот же исторический период господствовала в западной науке. Ее основу заложил наш соотечественник, живший в США, профессор Гарвардского университета П. Сорокин. Социальная стратификация характеризует развернутую структуру общества по горизонтали и вертикали. В работе «Человек. Цивилизация. Общество» П. Сорокин дает характеристику социальной стратификации - «это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Классы, в понимании Сорокина, составляют основу страт, являясь большими социальными группами.

Стратификационная структура населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых индивидами ролей и соответственно возможностью их изучения. Характеристика и типологизация страт может осуществляться с самых разнообразных сторон: профессиональных, образовательных, семейных, религиозных, демографических, поселенческих, имущественных, хозяйственных, производственных и иных. Сложность заключается в том, чтобы выбрать такие основания для социально-структурных срезов, которые оказались бы достаточными для достижения целей и задач, стоящих перед исследователем. Западные ученые выделяют до 20 основных страт. Определенные точки зрения на этот счет существуют и в российской науке. В частности С.Э. Крапивенский (доктор философских наук, профессор) в социальной стратификации сельского населения выделяет следующие основания: а) место в системе собственнических отношений (собственник или не собственник); б) характер труда (управленческий, физический); в) размеры доходов и источники их получения (зарплата, подсобное хозяйство, кооперация); г) наличие или отсутствие властных функций; д) доступ к дефицитным благам; е) протекционистские связи.

Вопросы для самоконтроля

Понятие «социальной сферы».

Понятие «общественно-экономической формации».

Сущность социальной сферы жизни общества.

Характеристика общественного бытия.

Биотическое и социальное в природе социальной структуры общества.

Этническая структура общества.

Демографическая структура общества.

Поселенческая структура общества.

Классовая структура общества.

Профессионально-образовательная структура общества.

Предметные отличия народности и нации.

Характерные черты отличия городского населения от сельского.

Концепция социальной стратификации.

Литература

Демографический энциклопедический словарь/Редкол.: Валентей Д.И. (гл. ред.) и др. – М., 1985.

Зеленов Л.А. Социология города: Учебное пособие. – Н.Новгород, 1995.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – ХХ в.в.). – М., 1997.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М., 1998.

Ленин В.И. Великий почин//Полн. собр. соч. Т. 39.

Новейший философский словарь. – Мн., 2001.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Социология на пороге ХХI века. Новые направления исследований. – М., 1998.

ГЛАВА ХVI

НАУКА И ТЕХНИКА

Наши рекомендации