Практические разновидности организационных структур.
Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. 1)Линейная организационная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями2)Функциональная структура основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления.. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений;3)Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая.При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. 4)Дивизиональнаяструктура - самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках . 5)Бригадная (кросс - функциональная) структура Основой этой структуры является организация работ по рабочимгруппам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. 6)Проектная структура.Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются .
7)Матричная (программно - целевая) структура.Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта .
Организационно-правовые формы юридических лиц в Республике Беларусь
Юридические лица: 1. коммерческие; 2. некоммерческие;
1) коммерческие: 1.1. хозяйственные товарищества; 1.2. хоз. общества; 1.3. производственные кооперативы; 1.4. унитарные предприятия, 1.5. крестьянские (фермерские) хозяйства;
хозяйственные товарищества: 1.1.1. полное товарищество; 1.1.2. коммандитное товарищество;
хозяйственные общества: 1.2.1. ООО; 1.2.2. ОДО; 1.2.3. акционерное общество;
акционерные общества: 1.2.3.1. ОАО; 1.2.3.2. закрытое акционерное общество;
унитарные предприятия: 1.4.1. государственные предприятия; 1.4.2. частные унитарные
2) некоммерческие: 2.1. потребительский кооператив; 2.2. общественные или религиозные организации (объединения); 2.3. фонды; 2.4. учреждения; 2.5. ассоциации и союзы.
Стиль управления /руководства/. Типовые стили руководства (авторитарный, демократический). Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства. Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.
Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера. Авторитарный стиль управления, стиль деятельности руководителя (менеджера), в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных (коллективных) методов принятия решений. Это стиль жестких приказов и распоряжений, не допускающий каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных. АСУ может быть эффективным:
1) в экстремальных условиях (чрезвычайные ситуации), когда требуются быстрые и решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии; 2) когда в силу предшествующих условий и причин в данной организации преобладают анархические настроения, чрезвычайно низок уровень исполнительской и трудовой дисциплины.
Демократический стиль руководства имеет девять характерных черт:
1Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое сотрудничество.
2Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.
3Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
4Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов.
5Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.
6Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.
7Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей.
8Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц.
9Ориентация на развитие персонала и всей организации.