Функции контроля в менеджменте: эффективность, этапы и мера контроля работников

Контроль – это одна из важнейших функций менеджмента, заключающаяся в сопоставлении плановых и фактических показателей, с помощью которой проводятся корректирующие действия по достижению намеченных результатов.

Цель контроля заключается в том, что бы выявить на возможно более раннем этапе неблагоприятное развитие событий с тем, что бы управляющий мог сконцентрировать план, провести реорганизацию, дать новые указания и преодолеть любую из возникших проблем.

Контроль включает: - установку стандартов, -измерение фактических результатов и сравнение их с желаемыми, -определение и оценку результатов, -проведение корректировок.

Пример, талантливый руководитель создавал крупную компанию и управлял её, пользуясь только авторитетом своей личности, без системы контроля. После смерти босса – катастрофа, его приемник фактически не знает, что происходит в отделениях.

Часто причина банкротств – плохая система контроля.

Важный аспект контроля – поддержание успеха – определение эффективных направлений деятельности, выявление сильных сторон и резервов.

Виды контроля:

1) предварительный (до начала работ), сосредоточен на человеческих, материальных и финансовых ресурсах;

2) текущий (в ходе работ), регулярная проверка подчинённых, обсуждение с ними проблем и предложений;

3) заключительный (после окончания работ), он даёт информацию, насколько реалистичными были планы, какие возникли проблемы, позволяет объективно измерить достигнутую разными исполнителями результативность для увязки с соответствующим вознаграждением.

Процесс контроля включает установление стандартов и критериев, измерение и сравнение с ними фактических результатов.

Стандарты – конкретные цели, в отношении которых процесс поддается измерению. Этот показатель результативности позволяет сравнить текущую ситуацию с плановой. По каждому стандарту должен быть установлен масштаб допустимых отклонений. (пример, цель ЦУМа – объём продаж 7 млн. в неделю. Если в 1-ю неделю получили 6,8 – это не страшно. В след неделю (перед праздником) может возрасти. Главное – чтобы в среднем было 7 млн.)

Измерение результатов – начальный, трудный и дорогой элемент контроля. Единица измерения должна соответствовать той, в которой выражен стандарт. ( пример, подрядчик не будет пересчитывать стройматериалы, чтобы знать, сколько теряет из-за воровства, так как не сможет сделать другую важную работу. это проконтролируется инвентаризацией 1 раз в 6 мес. )

Инф-я должна быть точной, своевременной. При обработке и передаче контрольной инфы использую компьютеры и ИУС (информационно-управляющие системы для контроля). ИУС проектируются индивидуально для организации. Большая часть инф-ии получается неформальным путём – в общении с подчинёнными.

Контроль эффективный если:

1. люди чувствую, что стандарты (оценки их работы) достаточно объективны;

2. босс должен обсудить с подчинёнными области контроля, ожидаемые рез-ты и допустимые отклонения;

3. не следует контролировать чаще, чем это необходимо;

4. нереальный (высокий или низкий) стандарт может разрушить мотивацию работников;

5. справедливое вознаграждение за высокие результаты.

45. Потребности человека. Влияние трудовой ситуации на отношение к труду. Основные теории мотивации. Оценка мотивационного планирования.

Людей необходимо побуждать работать на организацию. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации Функции контроля в менеджменте: эффективность, этапы и мера контроля работников - student2.ru

Рисунок – Упрощенная модель мотивации через потребность

Мотив – внутреннее побуждение ,который заставляет человека поступать определенным образом.

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют группы теорий мотивации:

• содержательные теории (Маслоу, Герцберг, Мак-Клелланд);

• процессуальные теории (Врум);

• теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Потребности обычно разделяют на первичные (физиологические, врожденные: дыхание, вода, сон, пища и секс) и вторичные (психологические по природе, осознаются с опытом: успех, уважение, привязанность, власть).

Вознаграждения делятся на 2 типа:

а) внутренние – то, что дает сама работа. Это чувство исполненного долга, значимости выполняемой работы, самоуважения, а также дружба и общение, возникающие в процессе работы;

б) внешние –это дается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы престижа), похвалы и признание и др. (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов).

Абрахам Маслоу, создавая свою теорию мотивации, полагал, что при всем своем разнообразии потребности людей можно разделить на пять соподчиненных категорий :

1.Самовыражение реализация своего потенциала,рост как личностиУважение: самоуважение, со-здание компетентности, признание со стороны окружающих Социальные: чувство, что тебя принимают другие, причастность, привязанность и поддержка Безопасность и уверенность в будущем: надежная работа с хорошими видами на пенсию, другие виды застраховать себя от случайностей 2Физиологические (выживание): еда, вода, убежище, отдых и секс

1 – вторичные; 2 – первичные

По мере их удовлетворения происходит переход на следующую ступень факторов, определяющих поведение.

Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий.Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

Функции контроля в менеджменте: эффективность, этапы и мера контроля работников - student2.ru

Ожидание – оценка конкретным человеком вероятности определенного события.

В своей деятельности человек обычно соизмеряет затраты труда (З) с результатами (Р). З – Р – соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между их усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация ослабевает.

46. Целеполагание в планировании. Стратегическое и тактическое планирование. Сущность, виды планов, принципы рационального планирования.

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.

Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется ее деятельность.

При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке. Система показателей, к которым стремится фирма: экономичность, действенность, качество; производительность; инновативность; прибыльность.

Стратегическое и тактическое планирование

Уровни планирования: стратегические планы, тактические, оперативные планы; исследования, разработки, производства, маркетинг.

Стратегическое планирование - начинается установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время.

Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.

Цели фирмы обычно устанавливают, принимая во внимание ее предназначение в обществе (миссию) и опираясь на принципы планирования. Принципы следующие: рост фирмы благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей, получение прибыли путем служения обществу.

Пирамида планирования (сверху вниз): миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.

Основание планирования: анализ ситуации и прогноз. Анализ ситуации включает в себя анализ внешней среды и внутренней среды с точностью, достаточной для достоверных выводов. Внешняя среда предприятия включает потребителей (заказчики, покупатели, клиенты), конкуренты, правительственные учреждения, имеющее отношение к делам данной фирмы. При анализе внешней среды изучаются социальные, этические, технологические факторы, влияющие на планы данной фирмы. Внутренняя среда включает: цели организации, структуру, взаимоотношение частей организации, технологию, персонал и др. На основе такого анализа делается прогноз.

Виды планов

Пирамида планирования:

миссия организации,принципы работы организации, определяющие ее культуру, поставленные цели и задачи долгосрочного направления работы, планируемые параметры эффективности,стратегия - способы достижения заданных параметров, тактика - средства реализации стратегии.

Уровни планирования: стратегические и тактические планы, оперативные планы,исследования, разработки, производство, маркетинг, управление.

Отсюда виды планов: стратегическое планирование - план перспективного развития фирмы - содержит заданные параметры. Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время - способ достижения показателей. Оперативное планирование - быстрое изменение планов. План исследовательских работ; планирование производства, планирование сбыта; планирование персонала.

Виды планов: 1)по срокам -кратко-средне-долгосрочные, перспективные; 2)по целям- стратегические и тактические.

Принципы рационального планирования.

1.Чем больше предприятие, тем разностороннее и четче д.б. планирование его деятельности с учетом современной информатики, компьютеров и методов моделирования.

2.Важен этап прогнозирования. Необходимо предвидеть ход развития событий на предприятии.

3.Применяется как долгосрочное планирование так и оперативное планирование.

4.Разрабат. запасной "аварийный" план, который удастся выполнить при неблаг. обстоятельствах.

5.Процесс планирования д.б. встречным, когда задействованы все звенья управления.

6.Планированием должны заниматься профессионалы.

7.Обратите особое внимание на составление бюджетов фирмы.

Стратегический менеджмент как процесс. Содержание основных видов стратегического менеджмента.

Процесс стратегического менеджмента — это последовательность принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.

Стратегический менеджмент

На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия "стратегический менеджмент". Приведем наиболее распространенные определения.

Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

Стратегический менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.

Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

· определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

· анализ внешней среды фирмы;

· анализ ее внутренней обстановки;

· выбор и разработка стратегии фирмы;

· анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

· выбор степени интеграции и систем управления;

· управление комплексом "стратегия - структура - контроль";

· определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

· обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

· совершенствование стратегии, структуры, управления.

Цели и задачи стратегического менеджмента

Цель стратегического менеджмента сводится к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.

Основные задачи стратегического менеджмента:

1. распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации;

2. осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;

3. определение наиболее перспективных направлений развития организации.

Основными этапами стратегического управления являются:

1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.

2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.

3. Определение стратегии достижения целей деятельности.

4. Разработка и реализация стратегии.

5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.


Наши рекомендации