Схема анализа лекционного занятия
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1.Научность содержания.
2.Выразительность и доступность речи.
3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории. 6.Воздействие личности лектора на аудиторию.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества(см.схему).
Схема анализа лекции (по А.М.Дикунову)
Общие вопросы:
1.Присутствующие:
2.Ф.И.О. преподавателя -
3.Дата посещения, время:
4.Специальность,предмет:
5.Количество студентов на лекции -
6. Тема лекции:
№ | Что оценивается | Качественная оценка | Баллы |
1. Содержание | |||
1. | Научность | a) в соответствии с требованиями b)популярно c) ненаучно | |
2. | Проблемность | a)ярко выражена b) отсутствует | |
3. | Сочетание теоретического с практическим | a)выражено достаточно b)представлено частично c) отсутствует | |
4. | Доказательность | a) убедительно b)декларативно c) бездоказательно | |
5. | Связь с профилем подготовки специалиста | a)хорошая b)удовлетворительная c) плохая | |
6. | Структура лекции | a)чёткая b)расплывчатая c) беспорядочная | |
7. | Воспитательная направленность | a)высокая b)средняя c) низкая | |
8. | Соответствие учебной программе | a) полностью соответствует b) частично соответствует | |
9. | Использование времени | a)используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально | |
2. Изложение материала лекции | |||
1. | Метод изложения (преимущественно) | a)проблемный b)частично-поисковый c) объяснительно-информационный | |
2. | Использование наглядности | a) используется в полном объёме b)используется недостаточно c) не используется | |
3. | Владение материалом | a)свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | |
4. | Уровень новизны | a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует | |
5. | Реакция аудитории | a)повышенный интерес b) низкий интерес | |
3. Поведение преподавателя | |||
1. | Манера чтения лекции | a)увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная | |
2. | Культура речи | a)высокая b)средняя c) низкая | |
3. | Контакт с аудиторией | a)ярко выражен b)недостаточный c) отсутствует | |
4. | Манера держать себя | a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений | |
5. | Внешнее проявление психического состояния | a)спокойствие и уверенность b)некоторая нервозность c) выраженная нервозность | |
6. | Отношение преподавателя к слушателям | a)в меру требовательное b)слишкомстрогое c) равнодушное | |
7. | Такт преподавателя | a)тактичен b) бестактен | |
8. | Внешний облик | a)опрятен b) неряшлив |
Шкала итоговой оценки:
100–90–отлично;
89–90–хорошо;
79–70–удовлетворительно;
менее70–плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.