Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров

Экологическая безопасность товаров – это отсутствие воздействия товаров на окружающую среду. Отрицательное воздействие товаров может проявляться как при их экологически небезопасной эксплуатации, так и через отходы их производства и утилизации.

Существенно загрязняют атмосферный воздух двигатели внутреннего сгорания транспортных средств. При сгорании этилированного бензина, содержащего в качестве присадки тетраэтилсвинец для предотвращения детонации топлива и более равномерного его сгорания, в окружающую среду вместе с выхлопными газами поступает свинец в больших количествах. Окислы азота, содержащиеся в выхлопных газах, образуют с неполностью сгоревшими углеводородами дизельных двигателей опасные соединения – пероксилацилнитраты. Это химически активные, часто канцерогенные вещества, раздражающие слизистую оболочку, ткани дыхательных путей и легких. Они обесцвечивают зелень растений вблизи автотрасс.

Фреоны химически пассивны и безвредны для человека, однако при использовании баллончиков с аэрозолями, при утечке хладагента из холодильных резервуаров фреоны попадают в атмосферу и на высоте в несколько десятков километров под действием излучения Солнца разлагаются, образуя атомарный хлор. Хлор активно разрушает молекулы озона О3, действуя как катализатор; при этом одна частица хлора, оставаясь неизменной, может развалить до ста тысяч молекул озона. Атмосферный озон защищает биосферу от воздействия жесткого солнечного ультрафиолетового излучения.

Источником загрязнения гидросферы служат синтетические моющие средства, особенно применяемые в их составе триполифосфаты. Они смягчают воду, нейтрализуя кальциевые и магниевые соли жесткости воды, повышая моющую способность синтетических моющих средств. Попадая с коммунальными стоками в водоемы, фосфаты в качестве эффективного удобрения ведут к бурному росту водорослей (явление эвтрофикации). Отмирающие части водорослей разлагаются до простых соединений, продукты распада поглощают кислород воды и образуют токсичные вещества. В результате гибнут водные организмы; вода теряет потребительские свойства, становится мутной, зеленой. Ее использование ведет к отравлению скота и птицы, вызывает желудочно-кишечные заболевания людей.

Источником загрязнения почв являются пестициды, полимерные материалы (упаковочные, отделочные, конструкционные и др.), химические источники тока (батарейки, аккумуляторы), люминесцентные лампы, горюче-смазочные материалы и другие продукты человеческой деятельности.

Экологические показатели характеризуют способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду. Они введены в технические условия и стандарты в виде обязательных технических требований при производстве соответствующего товара. Экологические показатели устанавливаются в виде ПДК вредных веществ, выделяемых товаром в окружающую среду при эксплуатации или содержащихся в товаре и попадающих в окружающую среду при потреблении или в виде отходов. К экологическим относятся те технические требования, невыполнение которых имеет отрицательные последствия для окружающей среды (табл.3).

Таблица 3 - Виды экологически опасной продукции и экологические показатели

Вид продукции Экологические показатели  
Бензин Моющие средства   Минеральные удобрения Пестициды Краски, лаки, растворители Средства в аэрозольных упаковках Холодильники Строительные материалы   Целлюлозно-бумажная продукция Двигатели внутреннего сгорания Содержание свинца Содержание триполифосфата натрия, скорость разложения в природных средах ПДК тяжелых металлов, токсичных веществ, классы опасности, скорость разложения в природных средах Содержание перхлорфторуглеродов, сокращение их использования   Содержание фтористых соединений, мышьяка, свинца, хрома Содержание хлора   Концентрация СО, оксидов азота в выхлопных газах

В нормативно – технической документации такие показатели не всегда обозначены как собственно экологические. Например, ПДК окислов азота и окиси углерода (угарного газа) в отработанных газах двигателей внутреннего сгорания автотранспорта относятся к экологическим показателям. Повышение информированности граждан, безусловно, влияет на рост их требований к качеству товаров. Тем самым запускается маркетинговый механизм, заставляющий производителя акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой продукции. Государство, в свою очередь, казалось бы, уделяет достаточно много внимания методам контроля и отслеживания качества продукции. Однако наращивание темпов производства влечет за собой все более серьезную нагрузку на окружающую среду, и законодательные нормативы оказываются недостаточными для регулирования такой нагрузки. Здесь на помощь приходят другие инструменты стимулирования выпуска качественной, экологически безопасной продукции, и заметное место среди таких инструментов занимает сертификация на присвоение экологической маркировки товару (т.е. сертификация самого продукта, но с учетом жизненного цикла его производства).

Общая цель экологического маркирования продукции – доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды[10].

Если предприятие пищевой промышленности заботится о здоровье потребителей, качестве выпускаемой продукции и качестве окружающей среды, оно может в дополнение к обязательной сертификации провести добровольную эко-маркировку своей продукции.

Экологическая маркировка – знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Кроме того, экомаркировка – гарантия того, что сам товар подвергся минимальному вредному воздействию. Это особенно важно для продуктов питания, при изготовлении которых необходимо соблюдать как санитарные, так и экологические нормы, и требования к качеству исходного сырья.

Специальные правила и схемы добровольной эко-маркировки продукции уже существуют в ряде стран: немецкий "Голубой ангел", скандинавский "Белый лебедь", Американская "Зеленая печать", а также эко-знак Европейского Союза - "Евро-цветок". Недавно в Санкт-Петербурге был зарегистрирован специальный знак "Листок Жизни". «Листок жизни» - знак экологической маркировки (сертификации) товара, основанный на стандартах международной серии ИСО 14000. «Листок жизни» (рис. 8) гарантирует, что товар экологически безопасен, а окружающей среде при его производстве нанесен минимальный возможный ущерб. Иначе говоря, сертификации здесь подвергается не только конечная продукция, но и вся цепочка ее производства: от добычи сырья до утилизации отходов.

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 8 - Экологическая маркировка «Листок жизни»

Согласно ГОСТ Р ИСО 14024-2000, общая цель экологической маркировки состоит в том, чтобы через точную, не вводящую в заблуждение информацию об экологических свойствах товаров способствовать спросу и поставке тех товаров, которые вызывают меньшую нагрузку на окружающую среду, стимулируя тем самым непрерывное улучшение окружающей среды с помощью рынка.

Экологически безопаснойпродукцией (товарами) называют продукцию (товары), которая не оказывает воздействия на окружающую среду в период своего жизненного цикла.

Принятие закона РФ «О техническом регулировании» позволяет устранить технические барьеры в торговле России с другими странами, реорганизовав систему стандартизации и сертификации. Одним из шагов в этом направлении стало введение в России стандартов ИСО, в том числе и в отношении экологической маркировки товаров. ГОСТ ИСО 14021 – 2000 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I» не допускает использование экологических заявлений с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками, такими как «экологически безопасная». Экологические критерии продукции должны быть выражены в терминах:

- воздействий на окружающую среду и природные ресурсы;

- если это нереально, то в экологических аспектах, как, например, выбросы (сбросы) в окружающую среду.

Стадии жизненного цикла товарной продукции, учитываемые при разработке ее экологических критериев, должны включать добычу ресурсов, производство, распределение, использование и изъятие продукции. Со всеми стадиями должны быть связаны соответствующие экологические показатели окружающей среды (воздуха, воды, почвы).

Экологические критерии должны разрабатываться для того, чтобы отличить в группе однородной продукции экологически предпочтительную продукцию на основании измеряемой разницы воздействия на окружающую среду. Продукцию следует дифференцировать по экологическим критериям только тогда, когда такие различия существенны. В этом случае вся продукция, удовлетворяющая введенным критериям, может иметь экологическую маркировку. Например, экологическое заявление типа «Свободно от…» должно применяться только тогда, когда количество определенного вещества находится на уровне, не превышающем уровня, допустимого для микропримеси, то есть фонового уровня.

Экологическая маркировка может иметь вид экологического заявления, выраженного в словесной формулировке, или вид символа, графического изображения, указывающего на экологическое свойство продукции, компонента или упаковки. Например, российский знак, показывающий отсутствие в продукции хлорсодержащих веществ, имеет вид, представленный на рис.9. Знаки аналогичного содержания на импортных товарах могут иметь другой вид (рис.10).

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 9 Рисунок 10

Лента Мебиуса в виде трех закрученных стрелок (рис.11), образующих треугольник - обязательный (стандартизованный) знак для продукции, упаковки или компонента, которые могут быть не пущены в отходы, а переработаны и возвращены к использованию в качестве сырья или продукции (знак рециклируемого материала).

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 11 - Лента Мебиуса

Такой знак можно увидеть на дне тары для напитков и других пищевых продуктов; цифра внутри знака означает вид полимера (полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен, стирол и др.

Часто на упаковку товара наносится знак «зеленая точка», означающий, что компания – производитель дает гарантию приема для вторичной переработки маркированного материала (рис.12).

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 12 - Зеленая точка

Широко распространена экологическая маркировка, призывающая к бережному отношению к окружающей среде (рис. 13). Это призыв «не сорить, сдавать использованные товары, упаковку для вторичной переработки».

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 13 - Экологическая маркировка

На экологически опасных товарах может быть нанесен знак в виде мертвой рыбы (рис.14).

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 14 - Знак «Экологически опасный товар»

В Германии была создана экологическая маркировка, которая получила название «Голубой ангел».

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 15 - Экомаркировка «Голубой ангел»

«Голубой ангел» – это первый и старейший в мире экологический знак для товаров и услуг. Помимо высокого качества самой продукции наличие экомаркировки означает и то, что в процессе производства того или иного товара ее производители постарались сделать все возможное для того, чтобы как можно меньше вредных веществ попало в окружающую среду.

Среди зарубежных экознаков «Белый лебедь» (скандинавских стран) - сегодня один из самых известных в России.

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru

Рисунок 16 - Экознак «Белый лебедь»

Другие не менее известные знаки экомаркировки изображены на рис. 17.

Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru Экологическая безопасность и экологическая маркировка товаров - student2.ru
а б

Рисунок 17 - Экологические знаки разных стран:

а – эко - знак ЕС; б – эко - знак Японии

Экологически значимыми могут считаться такие характеристики товаров, которые проявляются в течение их жизненного цикла:

• на этапе производства - сниженное энергопотребление, сниженное водопотребление, сниженное количество отходов;

• на этапе применения - увеличенный срок службы, сниженное

энергопотребление;

• на этапе восстановления - восстановленная энергия, рециркуляция, упаковка многократного пользования;

• на этапе изъятия продукции - компостируемые отходы, подверженность деградации.

Наши рекомендации