Управление безопасностью непродовольственных товаров

Согласно закону РФ «О защите прав потребителей», изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. Продажа товара по истечению срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Установленные нормативно-технической документацией требования, обеспечивающие безопасность товаров, подлежат обязательному выполнению.

Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причины вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя подлежит возмещению в полном объеме.

В 2000 году в Киото был проведен международный семинар на тему «Защита потребителя на мировом рынке и международные стандарты как ее гаранты». Семинар подтвердил ведущую роль международных стандартов в защите потребителей и рассмотрел, как обеспечивается право потребителя на полную, фактическую и точную информацию о товаре.

Создание эффективно работающего мирового рынка возможно, если государства будут принимать меры по устранению тарифных и технических барьеров. Под техническими барьерами понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов. Они приводят к дополнительным затратам средств и времени для продвижения товаров. Принятие закона РФ «О техническом регулировании» ставит целью реорганизацию государственной системы стандартизации и сертификации, гармонизацию ее с международными требованиями, что способствует устранению технических барьеров в торговле в условиях вступления России в ВТО.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ).

Основные принципы технического регулирования, заложенные в ФЗ, позволяют исключить многочисленное, иногда противоречивое и дублирующее друг друга ведомственное нормотворчество, усложняющее работу предприятий, и в первую очередь малого и среднего бизнеса, устранить неоправданную избыточность сертификации.

Основная цель ФЗ – разделить множество норм на обязательные и добровольные и обеспечить создание соответствующих нормативных документов и механизмов обеспечения выполнения требований в них. Это создание:

Ø технических регламентов, содержащих обязательные требования к продукции и процессам и являющихся инструментом государственного технического регулирования;

Ø добровольных стандартов и сводов правил, регулирующих отношения по повышению уровня безопасности, обеспечения научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности продукции работ и услуг, методов и способов исследований и измерений, взаимозаменяемости продукции.

Ø механизмов объективной оценки соответствия, соответствующих международным правилам.

В настоящее время эту задачу решают технические регламенты таможенного союза. Комиссией Таможенного союза, выполняющей функции исполнительного органа союза (решение N 880) последовательно принимаются технические регламенты, относящиеся к определенным видам непродовольственных товаров.

Технический регламент содержит обязательные требования к продукции, процессам жизненного цикла продукции, правил и форм оценки соответствия, правил идентификации, требований к упаковке и маркировке.

Технические регламенты принимаются в следующих целях:

• для защиты жизни и здоровья граждан;

• для защиты имущества физических и юридических лиц, госимущества, муниципального имущества;

• охраны окружающей среды, жизни и здоровья растений и животных, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей в РФ вводятся, обязательные к исполнению, технические регламенты (ТР). Принятие ТР в иных целях не допускается.

Технические регламенты содержат комплекс показателей безопасности продукции, то есть санитарно-гигиенические, экологические и другие обязательные требования к продукции. Комплекс показателей качества продукции включается в национальные стандарты.

Технические регламенты устанавливают необходимость, формы и схемы обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности. Соответствие товаров требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. При подтверждении соответствия продукции требованиям технического регламента, она маркируется знаком обращения на рынке.

Уровень требований технических регламентов и национальных стандартов, а также материально-техническая база сертификационных лабораторий должны отвечать мировому уровню.

Для выпуска качественной и безопасной продукции предприятия должны обеспечить ее контроль.

В нашей стране сложилась и показала высокую эффективность система технического контроля при производстве продукции. Техническим контролем называется проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Объектами технического контроля являются: продукция, процессы ее создания, применения, транспортирования, хранения, а также соответствующая техническая документация. Непосредственно на предприятии проводятся три вида контроля:

- входной контроль – проверка качества сырья, материалов, комплектующих изделий;

- операционный контроль (технологический); продукция контролируется в процессе производства, после проведения наиболее ответственных операций ее изготовления;

- выходной или приемо-сдаточный контроль; проверяется соответствие готовой продукции техническим требованиям, выявляются дефекты и несоответствия нормативно-технической документации.

Положительные результаты приемо-сдаточного контроля подтверждаются штампом отдела технического контроля предприятия (ОТК) на изделии или на этикетке, или в паспорте изделия.

В процессе технического контроля на предприятии проводятся испытания продукции:

- квалификационные при освоении новых изделий;

- приемо-сдаточные при выпуске партии продукции;

- периодические (раз в три года) для подтверждения сохранения уровня качества производства продукции;

- типовые испытания проводятся, если в конструкцию или в технологию изготовления изделия внесены изменения.

Составляются и затем хранятся протоколы всех испытаний, они могут использоваться в случае принятия декларации о соответствии продукции техническим регламентам на основе собственных доказательств. Виды испытаний и порядок их проведения регламентируются техническими условиями. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом. Наиболее распространенный вид контроля – инструментальный. Используются специальные стенды, камеры, измерительная аппаратура и приспособления.

Безопасность услуг

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», «безопасность услуги — это безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях её использования, а также безопасность процесса оказания услуги».

Безопасность услуги служит важным показателем результата и процесса оказания услуги, определяется эффективным функционированием конкретной сферы услуг, отсутствием в ее рамках разного рода угроз, ущерба для жизни, здоровья и имущества потребителей, работников отрасли, а также для окружающей среды. Разные сферы услуг имеют свою специфику и свой набор показателей безопасности, однако можно выделить общие для всех виды безопасности:

· эксплутационно-техническуая (электробезопасность, пожарная безопасность, безопасность от воздействия вредных веществ);

· экологическая;

· биологическая;

· информационная;

· правовая;

· финансовая;

· имущественная;

· психологическая.

Нормативные производственно-технологические требования, действующие в разных видах и направлениях сервиса, нацеливаются на то, чтобы исключить любую возможность нанесения ущерба здоровью и самочувствию клиентов. Особенно жесткими являются санитарно-гигиенические и технологические требования в оздоровительно-медицинских учреждениях, в пунктах общественного питания и торговле пищевыми продуктами, в гостиничном хозяйстве.

Специального рассмотрения требует разновидность безопасности, которая предусматривает безопасное влияние услуги на человека, не создающее травмирующего эффекта его психике, духовному состоянию. Такого рода безопасность имеет место в сфере предоставления познавательных, научно-консультационных услуг. Негативное действие такого рода услуг может быть обнаружено не сразу, а по прошествии продолжительного времени.

Менеджеры и персонал сервисных предприятий обязаны обращать особое внимание на предотвращение ситуаций, которые способны создать угрозу безопасности интересам и здоровью потребителей. Причины, способные порождать опасности, угрозы или ущерб как для клиентов, так и для работников, руководства фирмы, могут быть разными в разных видах сервисной деятельности. Специального внимания персонала требуют к себе следующие стороны процессов обслуживания, как наиболее возможные источники опасностей и угроз для клиентов и предприятия:

· работа технических средств, приборов, оборудования, а также состояние и качество материалов, веществ, продуктов, задействованных в процессе обслуживания;

· неквалифицированные действия персонала;

· личные качества сознания или состояние здоровья клиента;

· форс-мажорные обстоятельства, сопровождающие процесс обслуживания.

Особого внимания требуют ситуации, когда клиент оказывается некомпетентным в достаточной степени для того, чтобы предотвратить угрозу для своего здоровья или благополучия. В современной сервисной практике существует множество ситуаций, когда непосредственных ощущений и личных знаний клиента явно недостаточно, чтобы быстро определить степень своей безопасности. Представители сервисных организаций могут, например, утаивать часть важной информации о сервисном продукте, необоснованно пугать клиентов в одних случаях, навязывать выгодные для себя формы обслуживания в других. В случае причинения клиенту ущерба за ним остается право апеллировать в судебные инстанции с требованием возмещения ущерба.

При оказании услуг торговли, общественного питания, спортивных и оздоровительных комплексов, должны обеспечиваться требования охраны окружающей среды, требования к территории, техническому состоянию и содержанию помещений, системам вентиляции, водоснабжения, канализации в объектах обслуживания, согласно положениям национальных стандартов. Показатели микроклимата должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.

Для предупреждения воздействия биологических факторов (патогенных микроорганизмов) в любой сфере услуг необходимо:

· соблюдать установленные санитарные нормы и правила обслуживания;

· применять оборудование и препараты для дезинфекции;

· проводить предварительные и периодические медицинские осмотры

персонала.

Потребителям услуг должна быть предоставлена достаточная информация об оказываемых услугах (основных характеристиках услуги, условиях обслуживания) в соответствии с нормативными требованиями

Вопросы и задания для проверки усвоения материала

1. Какими нормативными документами регламентируется безопасность непродовольственных товаров?

2. Задание. Рассмотрите требования нормативных документов к механической и химической безопасности мебельных товаров. Дайте оценку выполнения этих требований при изготовлении мебели для организации и для дома.

3. Задание. Изучите показатели безопасности детских товаров и проведите анализ безопасности реализуемых в розничной торговле детских товаров.

4. Назовите источники электромагнитной опасности, охарактеризуйте их воздействие на организм человека. Какой показатель применяется для оценки электромагнитной безопасности?

5. Какие товары могут быть экологически опасными? Назовите меры, принимаемые для снижения опасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции

2. ТР ТС 017/2011 О безопасности продукции легкой промышленности

3. ТР ТС 007/2011 О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

4. Федеральный Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» ⁄⁄ РГ № 5140 от 15.12.2002

5. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» ⁄⁄ РГ № 3085-1 от 19.06.1992 (в редакции от 01.07.02)

6. Федеральный Закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ⁄⁄ РГ № 150 от 01.12.1999

7. Федеральный Закон Российской Федерации «О ветеринарии» ⁄⁄ РГ № 45-ФЗ (Российская газета, № 100, 13.05.2005).

8. Федеральный Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ ⁄⁄ Российская газета. – № 64-65. – 6 апреля 1999.

9. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ ⁄⁄Российская газета. – № 232.- 30 ноября 1995.

10. Постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

11. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-гигиенические правила и нормативы: СанПин 2.3.2.1078-01

12. ГОСТ Р 51705.1 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов НАССР».

13. ИСО 15161-2001 «Рекомендации по применению ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков. Интеграция систем управления на основе НАССР и ИСО 9001:2000»

14. ГОСТ Р 51705.1-2001. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования.

15. ГОСТ Р ИСО 22000-2007. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.

16. ИСО 22000. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования для любой организации в цепочке создания пищевой продукции.

17. ИСО 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Общие требования и рекомендации по применению.

18. Гордышевский С.М. Экомаркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности и качества жизни ∕ http:// www/ ecounion.ru/ 06/09/2006.

19. Житенко П.В., Боровков М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства. - М.: Колос, 1999.

20. Медведник Р. Продукты organic: что это такое? ⁄ http: ∕∕www. biosafety.ru

21. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007

22. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: Учебник/В.М. Позняковский. – 5-е изд., испр. и доп.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007

23. Позняковский В.М. Безопасность продовольственных товаров. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2015.

24. Румянцева Е.Е. Товары, вредные для здоровья. – М.: Логос, 2005.

25. Черных А.М. Угрозы здоровью человека при использовании пестицидов (обзор) // Гигиена и санитария. 2003. № 5

26. Шичков Н.А., Михеева Е.М. Обеспечение безопасности пищевой продукции на основе принципов НАССР ∕∕ Пищевая промышленность.- 2004.- № 2.- С. 80-81.

Учебное издание

Кожухова Ольга Ивановна

БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ

[1] По данным ФАО

[2] Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: Учебник/В.М. Позняковский. – 5-е изд., испр. и доп.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007

[3] Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: Учебник/В.М. Позняковский. – 5-е изд., испр. и доп.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007

[4] П.В.Житенко, М.Ф.Боровков. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства. - М.: Колос, 1999.

[5] ФАО - Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.

[6] Румянцева Е.Е. Товары, вредные для здоровья. – М.: Логос, 2005.

[7] Натуральные пищевые добавки. Тест// Спрос. 2003. № 7. С. 20.

[8] Закон РФ «О техническом регулировании» № 184 от 27.12.2002

[9] Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007

[10] Гордышевский С.М. Экомаркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности и качества жизни ∕ http:// www/ ecounion.ru/ 06/09/2006.

Наши рекомендации