Состав и классификация затрат на качество
Изучение затрат на качество необходимо начать с определения их состава. В составе общих затрат на качество определяют три основные группы затрат: превентивные (предупредительные); затраты на контроль; внутренние и внешние затраты и потери от дефектов.
1 Превентивные затраты – затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения.
1.1 Управление качеством:
· Затраты на планирование СМК;
· Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.
1.2 Управление процессом:
· Затраты на установление средств управления процессом;
· Затраты на изучение возможностей процесса;
· Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
1.3 Планирование качества другими подразделениями:
Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству.
1.4 Контрольное и измерительное оборудование:
· Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);
· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);
· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки. Приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
Ни в коем случае не включаются в эту категорию затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.
1.5 Обеспечение качества поставок:
· Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;
· Затраты, связанные технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;
· Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества.
1.6 Аудит СМК:
· Затраты на внутренний аудит СМК;
· Затраты на аудит СМК потребителем;
· Затраты на аудит СМК третьей стороной (сертификация).
Программа улучшения качества
· Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
1.8 Обучение вопросам качества:
· Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
1.9 Затраты, не учтенные где-либо еще:
· Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
Предупредительные мероприятия могут осуществляться как собственными силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций.
2 Затраты на контроль– затраты на определение фактического уровня качества.
2.1 Проверки и испытания:
· Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций;
· Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается.
Проверки и испытания поставляемых материалов
· Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалов, включая инспекторов и служащих различного уровня;
· Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;
· Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
Материалы для тестирования и проверок
· Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;
· Стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю;
· Стоимость испытательного оборудования не включается.
Контроль процесса
· Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
Прием продукции заказчика
· Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;
· Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.