Классификация затрат на качество

Экономические проблемы качества

Экономические проблемы качества

Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обес­печение качества — Словарь» версии 1994 года — подчеркивает, что все упоминаемые понятия о качестве имеют экономическое значение. Это значит, что управление качеством имеет целью достижение экономичес­кого эффекта (прибыли), при административном управлении качеством акцент также должен делаться на экономические факторы.

Влияние качества на прибыль

Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском про­дукции, которая:

- отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;

- удовлетворяет требованиям потребителей;

- соответствует применяемым стандартам и техническим усло­виям;

- отвечает требованиям общества;

- учитывает требования охраны окружающей среды;

- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

- является экономически выгодной (т. е.приносит прибыль).

Эти требования к продукции могут быть обеспечены черезпроектирование эффективной системы качества в организации.

Как для организации, так и для потребителя имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при на­сыщении рынка большинством видов продукции. Рекомендуется:

а) в вопросах, связанных с достижением экономического эффекта (прибыли):

• в отношении потребителя — уделять внимание сокращению за­трат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, бо­лее полному удовлетворению потребностей и росту доверия;

• в отношении организации — уделять внимание повышению рен­табельности и увеличению контролируемой доли рынка;

б) в вопросах, связанных с затратами:

§ в отношении потребителя — уделять внимание затратам на обес­печение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных за­трат, его затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие про­стоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;

§ в отношении организации уделять внимание издержкам вследст­вие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недос­татков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;

в) в вопросах, связанных с рисками:

§ в отношении потребителя — уделять внимание таким рискам, ко­торые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворен­ностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия;

§ в отношении организации — уделять внимание рискам, связан­ным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответствен­ности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.

Классификация затрат на качество

Затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри ор­ганизации согласно ее собственным критериям.

При этомк затратам, связанным с качеством, относят затраты, воз­никающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связан­ные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; не­которые потери можно с трудом определить количественно, но они мо­гут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).

Международные стандарты дают для целей однообразия, сопоста­вимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации толь­ко по некоторым методамкалькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя)в рамках системы качества:

1. Метод калькуляции затрат на качество.

К составляющим затрат относятся следующие:

а) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (на­пример, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.)

б) Оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки вы­полнения требований к качеству;

в) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак).

г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затра­ты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; связанные с изъятием продукции; издержки, связан­ные с несением юридической ответственности за качество продукции).

2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.

Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответ­ствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

а) Стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетво­рения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребите­лей при безотказности существующего процесса;

б) Стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.

При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению матери­альных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нема­териальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематери­альные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользо­ванных возможностей и т. п. Материальные потери представляют со­бою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Наши рекомендации