Товар и его общественные свойства. теории стоимости товара.
Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: 1) способностью удовлетворить какую-либо человеческую потребность или потребительной стоимостью; 2) способностью обмениваться на другие товары или меновой стоимостью. Продукты труда могут быть потребительными стоимостями, но не принимать форму товара (используются производителем для собственного потребления, предаются другому лицу, но не в порядке продажи).Потребительная стоимость товара обладает определенными свойствами: 1) находится в прямой зависимости от естественных свойств вещей; 2) не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи; 3) существует во всяком экономическом обществе, в любую экономическую эпоху.
Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости.
Основой обмениваемости товаров является общественный труд, который затрачен на их производство.
Стоимость товара – это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством обмена. Стоимость не природное свойство товара, а общественное отношение между производителями товаров, внутренне свойство товара. Стоимость представляет косвенное выражение общественного труда через приравнивание обмен товаров. Стоимость не может существовать без потребительной стоимости, а потребительная стоимость – без стоимости (товар может быть использован для потребления после того как будет реализован как стоимость). Однако это противоположные свойства товара: как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы.
Величина стоимости товара определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем (то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда). Различают индивидуальную (определяется затратами индивидуального рабочего времени на отдельных предприятиях) и общественную стоимость товара (затраты общественно необходимого рабочего времени).
Величина стоимости товара определяется: 1) уровнем производительности (количество потребительных стоимостей, созданных в единицу времени) труда; 2) уровнем интенсивности (затраты труда в единицу времени) труда 3) уровнем сложности труда.
Первый подход основан на использовании трудовой теории стоимости. Представители этого направления полагали, что стоимость товара определятся затраченными на его изготовление трудом. Трудовая теория стоимости: Стоимость всякого товара, — а следовательно, и товаров, из которых состоит капитал, — определяется не тем необходимым рабочим временем, которое заключается в нём самом, а рабочим временем, общественно необходимым для его воспроизводства. …стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для её воспроизводства. Трудовая теория стоимости была существенно дополнена Марксом, он показал, что труд товаропроизводителей носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд создающий полезность товара, придающий ему специфические характеристики, с другой стороны, этот труд есть затраты рабочего времени, физической и творческой энергии, именно этот абстрактный труд и может быть сравним.
Второй подход основывается на использовании теории предельной полезности. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает.
Третий подход был сформирован Альфредом Маршалом. По его мнению, стоимость товара определяется при взаимодействии рыночных сил лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства. Полезность товара определяет предлагаемое количество.