Трудовая теория стоимости товара и теория предельной полезности
Способность вещи удовлетворять общественную потребность, быть полезной людям есть потребительная стоимость. Как потребительные стоимости все товары различны, и, чтобы обменять одну вещь на другую, они должны обладать общей чертой – иметь стоимость.
Вопрос о стоимости товара наиболее сложен, так как стоимость в товаре скрыта. Если потребительная стоимость видна, т.е. всегда можно определить, какую потребность удовлетворяет та или иная вещь, то для понимания сущности стоимости необходимо сначала обратиться к меновой стоимости (способности товара обмениваться на другой в определенных пропорциях). За меновой стоимостью скрывается то общее, что есть в товаре, - все товары являются продуктами человеческого труда. Потому долгое время в ЭТ господствовала трудовая теория стоимости.
Основы трудовой теории стоимости были заложены в работах Смита и Рикардо. Но системный анализ формирования и сущности стоимости принадлежит Марксу. Оба свойства товара – потребительная стоимость и стоимость – две его стороны. Без потребительной стоимости нет стоимости.
Чтобы понять сущности предельной (дополнительной) полезности, необходимо различать абстрактную полезность и конкретную. Так, одним из самых необходимых продуктов для человека является вода. Нам известны ее полезность и потребности, которые она удовлетворяет. Это абстрактная полезность воды. Но может быть рассмотрена и ее конкретная полезность. Если одно ведро воды нужно для того, чтобы человек не умер от жажды, то второе можно использовать для приготовления пищи, третье – для умывания, четвертое – для стирки, пятое – чтобы напоить животных, шестое – для поливки огородов, седьмое – для поливки цветов, травы и т.д. Какое из ведер воды наиболее ценно для человека? Вероятно, первое, а ценность последующих постепенно убывает. Ценностью обладают лишь те блага, количество которых ограничено.
Между количеством благ, имеющихся в наличии, и их полезностью существует определенная взаимосвязь: какой бы мы ни взяли товар, при увеличении его запасов он начинает удовлетворять все менее важные потребности, или, по-другому, с увеличением количества блага, имеющегося в распоряжении потребителя, полезность каждой последующей единицы этого блага становится меньше, чем полезность предшествующей единицы. Это всеобщий закон развития – закон убывающей предельной полезности. Общая эк-кая оценка блага равна предельной полезности этого блага, помноженной на имеющееся количество его равновеликих частей.
Теория предельной полезности и трудовая теория стоимости действительно противоположны, но не противоречат друг другу. По сути – это объективная и субъективная оценки ценности данного товара.
Исторически первую трактовку стоимости дали Адам Смит, Давид Рикардо, развил Карл Маркс в учении о "Трудовой теории стоимости". 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому они могут приравниваться друг к другу в определённой меновой пропорции. 2. Стоимость товаров создаётся общественным трудом товаропроизводителей. Труд измеряется рабочим временем. Индивидуальное рабочее время у каждого производителя своё. Стоимость товара на рынке определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем – это то время, которое требуется для пр-ва какого-либо товара при общественно нормальных условиях пр-ва и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Общественно необходимое рабочее время зависит от уровня производительности труда: чем выше производительность труда, тем меньше требуется времени на пр-во.Производительность труда – степень эффективности труда, кол-во продукции, производимой в единицу времени. Интенсивность труда – степень напряжённости труда, кол-во труда, которое человек затрачивает в единицу времени.
Австрийская школа (школа марженализма).Представители Менгер, Бен Баверг. Теория предельной полезности. Полезность – та субъективная оценка, которую даёт покупатель определённому благу с точки зрения удовлетворения личных потребностей. Ценность блага – значение потребляемой вещи для жизни человека. Сторонники этой теории считают, что если товар приобретается на рынке, это происходит не из-за затрат труда, а потому, что данный товар для покупателей обладает полезным эффектом, имеет ценность, а ценность – понятие субъективное. Согласно теории предельной полезности, ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Трудовая стоимость – призрак, а действительная стоимость формируется лишь на рынке, и вне рынка не существует. По мере удовлетворения потребности в благе степень насыщения растёт, величина потребности падает. Каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. И существует предельный экземпляр, удовлетворяющий наименее настоятельную потребность. Полезность определённого продукта будет различной для разных людей. Определённая потребность может удовлетворяться следующими друг за другом товарами в соответствии с законом убывающей предельной полезности – это падение предельной полезности по мере приобретения потребителем единиц продукции.
Закон стоимости: пр-во и обмен товара осуществляется в соответствии с необходимыми затратами труда, т.е. стоимостью. Функции закона стоимости. 1. Стихийный регулятор пр-ва, т.е. является фактором распределения и перераспределения труда и капитала между различными отраслями пр-ва. Механизм отклонения цены от стоимости. Цена – денежное выражение стоимости товара. На рынке цена обычно не совпадает со стоимостью. Если цена меньше стоимости, то пр-во не выгодно, производители переводят свои капиталы в другие отрасли, в которых пр-во растёт. В отрасли, откуда уходят капиталы, пр-во сокращается, предложение падает, цена растёт, пр-во становится выгодным. 2. Способствует техническому прогрессу в обществе. Рынок функционирует на основе конкурентной борьбы. Если производитель внедряет новую технологию для сокращения издержек пр-ва, то он продает продукцию по общественно необходимым затратам, получая прибыль. Другие производители также вынуждены внедрять новшества. 3. Способствует социальной дифференциации в рыночной системе. Если не укладывается в общественные затраты – разоряется. Те, кто снижает стоимость пр-ва, обогащаются. Происходит общественное расслоение.