Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности. Австрийская школа. Маржинализм. Пересмотр теории цен на основе принципа предельной полезности.

Сторонники классической политической экономии впервые рассмотрели проблему стоимости как фундаментальную проблему экономической теории.

Адам Смит считал, что цена товара, во-первых, определяется затраченным трудом на него, во-вторых, складывается из затрат труда, прибыли, процента на капитал земельной ренты, т.е. определяется издержками производства.

Риккардо считал труд единственным качественным основанием ценообразования, а измерителем труда считал рабочее время.

Теория трех факторов рассматривала создание стоимости, во-первых, не с функционированием одного какого-либо фактора производства, а с несколькими: труд, земля, капитал, и приписывала создание стоимости всем трем факторам, во-вторых, стоимость рассматривалась как слагаемое из доходных факторов производства, в третьих, в качестве основных доходов применялись: заработная плата, прибыль, процент и рента.

Основные положения трудовой теории стоимости:

1. Стоимость баланса является рыночная и естественная. Естественная стоимость является центром, к которому стремится рыночная стоимость;

2. Рыночная стоимость определяется спросом и предложением;

3. Естественная стоимость зависит от ограниченности блага и величины издержек производства;

4. Издержки производства состоят из заработной платы и прибыли на капитал, и определяются в конечном счете количеством затраченного труда.

Теория предельной полезности исходным явлением при определении стоимости избрала отношение человека к вещам и субъективную оценку полезности блага.

Суть маржиналистской революции заключается в следующем:

1. В теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ на основе их субъективной полезности для потребителя;

2. Был использован принцип предельности, что определило переход от анализа совокупных и средних величин к анализу предельных величин, т.е. дополнительных;

3. Переход к анализу последовательных изменений предельных величин позволил в экономической теории широко применять математические методы.

Главные идеи маржинализма:

1. Неприемлемо определение стоимости с затратами труда.

2. Стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого потребителем, т.е. предельной полезностью блага.

3. Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями.

4. Введено понятие предельной величины и на основе этого разграничены общая и предельная полезность блага.

Предельная полезность блага - это полезность последней единицы каждого блага, т.е. единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.

Общая (совокупная) полезность блага - это полезность всего запаса данного блага.

5. Стоимость труда и капитала, т.е. издержки производства, определяются как производственные от стоимости потребительских товаров.

Закон убывающей предельной полезности гласит: начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта, будут приносить потребителю уменьшающееся добавочное удовлетворение.

Для того чтобы завершить построение всего учения, необходимо соединить полезность с общественными издержками, создать теорию сопоставления результатов и затрат.

Таким образом, возникает теория неоклассического анализа. Наибольший вклад в эту теорию внес Маршал, который отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.

Австрийская школа. Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом.

Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора.

Австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложено в концепцию кривой спроса). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особенно представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека), нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей.

В отличие от других направлений маржинализма австрийцы обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми. Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а, следовательно, нет и точки равновесной цены – определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.

Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Эйген Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.

Из всех направлений раннего маржинализма именно австрийская школа оказалась наиболее долговечной. Правда, в 1930-е годы казалось, что она окончательно растворилась в общем потоке неоклассической теории. Но в 1970-е годы она вновь вышла на поверхность в лице новой исторической школы, возглавляемой Л. Мизесом и Ф. Хайеком.

Наши рекомендации