Вопрос 24 Общая характеристика и основные признаки совершенной конкуренции на рынке товаров и услуг. Совершенная конкуренция и экономическая эффективность.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Признаки совершенной конкуренции:
- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;
- однородность и делимость продаваемой продукции;
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
- высокая мобильность факторов производства;
- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).
Процесс формирования рыночного спроса и рыночной цены при совершенной конкуренции происходят с учетом механизма рынка, т.е. на основе соотнш. рыночного спроса и рыночного предложения. Что касается отдельно взятой фирмы, здесь процесс складывается по-иному: отдельно взятая фирма не участвует в образовании цены, она подчиняется уже сложившейся на рынке цене, которая меняется очень медленно. Кривая спроса на продукцию фирмы в этих условиях представляет собой горизонтальную линию.
Общий доход TR = Q*P
Средний доход (доход от реализации единицы продукта) AR = TR/Q= Р
Предельный доход (доход, получаемый фирмой от продажи каждой дополнительной единицы продукции)
MR = dTR / dQ = P, d – приращение общего дохода и прирост объема производства. Какое бы количество продукции дополнительно фирма не произвела, она не может повлиять на рыночную цену. Поэтому каждая дополнительная единица изделия будет продаваться по той же цене, что и предыдущая и проносить фирме такой же средний доход.
Эффективность распределения факторов видна из того, что конкурентная фирма использует факторы только до того уровня, при котором цена равна предельным расходам, а это означает, что факторы распределены эффективно.
Вопрос 26 Стратегии конкурентных фирм и условия краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Условия краткосрочного
Модель совершенной конкуренции опирается на три основных допущения: принятие цены, кот сформировалась на данном рынке; однородность товара; свободный вход на рынок и уход с него. Каждая отдельная фирма продает достаточно небольшую долю совокупного рыночного выпуска, ее решения не оказывают никакого влияния на рыночную цену, поэтому каждая фирма принимает рыночную цену как данность. Поскольку товар однороден, то продукты всех фирм на рынке в состоянии полностью заменить друг друга. На рынке не сущ никаких особых издержек, препятствующих фирме как войти в отрасль и наладить производство, так и уйти из нее, если она не получает прибыли или несет убытки. Фирма стремится к максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Совершенная конкуренция в большей степени модельная рыночная структура, вместе с тем некоторые рынки очень сильно приближены к данному типу: рынок с/х продукции, валютный рынок, рынок ценных бумаг, т. е. биржевые рынки.
Так как для конкурентной фирмы MR = P, то совершенно конкурентная фирма должна выбрать объем выпуска, прикот предельные издержки равны цене, для того чтобы максимизировать прибыль: MC = MR = P
P*, Q*– прибылемаксимизирующие цена и объем производства фирмы (т. е. равновесные), а прямоугольник АВСP*
– прибыль фирмы при данных цене и объеме. Кривая спроса конкурентной фирмы абсолютно эластична, соответственно линии спроса D, сред-ней выручки AR, предельной выручки MR и цены P* – совпадают.
Поскольку фирма явлценополучателем, то она вынуждена выбирать тот объем производства, кот максимизирует ее прибыль при сформировавшейся на рынке цене. Соответственно, кривая предложения фирмы будет определяться предельными издержками. Вместе с тем, если цена на рынке упадет ниже средних переменных издержек фирмы AVC, то ее существование на данном рынке нецелесообразно.
Условия долгостроч
Долгосрочное конкурентное равновесие устанавливается, когда выполняются три условия (рис):
1. Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль.
2. Ни у одной фирмы нет стимулов входить в отрасль или уходить из неe, так как все фирмы получают нулевую экономическую прибыль.
3. Товар имеет такую цену, при которой величина предложения всей отрасли равна величи-не спроса потребителей.
LMC = MR = AR = P = LAC min
(рис) Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль.
Равенство в долгосрочном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут исп наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства (производственная эффективность Р=АС). Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время (Р=МС).
Вопрос 27 Сущность и основные признаки монополии на товарном рынке. Причины образования и виды монополии. Монопольная власть: понятие, показатели. И Вопрос 28 Порядок определения оптимального выпуска и цены в условиях монополии на товарном рынке. Ценовая дискриминация как способ повышения монопольной прибыли.
Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически не возможен.
-Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи.
- экономическое соперничество влечёт за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию.
- Вступление в отрасль является относительно лёгким.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.
Монополия на рынке труда (монопольное предложение труда) возникает тогда, когда у ресурса нет близких заменителей, т.е. индивид обладает редкой профессией или другими качествами.
Обычно данная модель описывает ситуацию, когда на стороне предложения труда от имени всех желающих наняться на работу выступает профсоюз. Профсоюз – это организация, созданная для представления интересов своих членов при проведении переговоров по трудовым контрактам относительно условий труда. В этом случае, как на всяком монополизированном рынке, цена будет зависеть не только от вида функций спроса и предложения, но и от целей и затрат профсоюза.
Факторами возникновения монополии явл
· нововведения и новации, экономия от масштаба (естественная монополия), исключительная собственность на важнейшие средства и предметы производства, государственная политика, направленная на предоставление отдельным фирмам льгот и привилегий.
Фирма на рынке Монополистической конкуренции может установить цену в пределах рыночного спроса, т. к. кривая спроса становится менее эластичным, а спрос и предельный доход не совпадают.
Отсюда цена P2 приносит фирме максимальную прибыль и убыток потребителю.
Убыток возникает потому, что потребитель теряет возможность получить дополнительный в объёме Q2 - Q3 . А так же за меньшее кол-во товара Q2 вынужден платить цену Р2 выше равновесной Р3 .
Основными способами конкурентной борьбы на рынке монополистической конкуренции являются:
- дифференциация товара, т. е. различие предложения. (по цвету, запаху, вкусу, виду, упаковки, дизайну и т. д. ).
- дифференциация цен, когда на один и тот же продукт одной фирмы устанавливаются разные цены при увеличении дополнительных издержек по доставке, упаковке, расфасовке.
- дискриминация цен – этоустановление разных цен на товары относящиеся к одной партии и производимые с одинаковыми средними издержками.
Рынок монополистической конкуренции может приносить выгоду как фирме в виде не большой сверхприбыли, экономии на издержках, так и потребители. (возможности выбора товара, а так же снижение цены в результате роста конкуренции).
При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как:
- реклама
- изменение качественных характеристик товара
- изменение условий продажи продукции.
Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.