Рента потребителя и рента производителя
Если на рынке сделка совершилась, то она выгодна и для продавца, и для покупателя. В качестве продавца выступает производитель, в качестве покупателя - потребитель.
Рента потребителя. Потребители покупают товары, потому что покупки делают их жизнь лучше. Потребительский излишек (рента) показывает, насколько лучше в среднем станут жить отдельные люди после совершения той или иной покупки. Потребительский излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель товара готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Точнее - потребительский излишек является разницей между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Предположим, н-р, что человек был готов заплатить 30000 рублей за килограмм говядины, хотя ему надо заплатить только 20000 рублей за фунт. Сэкономленные 10000 рублей за килограмм являются потребительской рентой. Если мы сложим излишки всех потребителей, которые приобретают товар, мы получим размер совокупного потребительского излишка.
Потребительский излишек может быть подсчитан с помощью кривой спроса. Можно показать соотношение между спросом и потребительским излишком, изучая отдельную кривую спроса на отдельный продукт. Построив кривую спроса так, чтобы она была похожа на лесенку, а не на гладкую прямую линию, можно измерить излишек, который данный потребитель получает, когда покупает продукты питания.
Решая сколько продуктов питания закупить, потребитель может произвести следующие подсчеты. Так как цена продовольствия равна, н-р, 4 тыс. рублей за килограмм, стоимость первого килограмма продовольствия равна 4 тыс. рублей, но его “ценность” для потребителя - 10 тыс. рублей. Эта 10 тысячная оценка получена при использовании кривой спроса, которая помогает определить максимальную цену, которую потребитель заплатит чтобы приобрести дополнительную единицу продовольствия (10 тыс. - максимум, который данный потребитель готов заплатить для приобретения первого фунта продовольствия). В этом случае продукты питания стоит купить, потому что цена на 6 тыс. рублей меньше максимально возможной цены и, таким образом, они дают избыточную стоимость.
Второй килограмм продовольствия также стоит приобретать, так как это дает избыточную стоимость в 5 тыс. рублей (9 тыс. - 4 тыс.). Третий килограмм продуктов питания дает излишек в 4 тыс., четвертый дает излишек лишь в 3 тыс., пятый - в 2 тыс., шестой - в 1 тыс.. Соответствующим образом потребитель безразличен к приобретению седьмого килограмма продовольствия (он дает нулевой излишек) и предпочитает не покупать больше продовольствия, так как ценность каждого следующего килограмма меньше его цены.
Потребительский излишек получается сложением избыточной стоимости по всем закупаемым единицам. В данном случае потребительский излишек = 6 тыс. + 5 тыс. + 4 тыс. + 3 тыс. + 2 тыс. + 1 тыс. = 21 тыс. рублей.
Кривая спроса имеет наклон вниз в силу того, что снижение цен на любой товар или вид услуг заставляет потребителей переключаться на него и отказываться от замещающих его продуктов. При понижении цен потребители используют данный товар в больших количествах, покупая, таким образом, единицы с более низкой предельной ценностью. Чем ниже цена килограмма продовольствия, тем больше продуктов будет куплено на неделю; чем больше килограммов продовольствия съедается в неделю, тем меньше удовольствия доставляет последний.
Потребительский излишек имеет важное значение в экономике. При сложении многих отдельных излишков совокупный потребительский излишек измеряет совокупную выгоду на рынке. Когда мы соединяем потребительский излишек с совокупными прибылями, получаемыми производителями, мы можем оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур и общественной политики, которые изменяют поведение потребителей и фирм на таких рынках.
Рента производителя. Фирмы получают излишек для производителей по каждой продаваемой ими единице товара по цене, превышающей предельные издержки производства данной единицы .
Кривая предложения показ. предельные издержки производства каждой единицы выпуска. Это минимальная цена, по которой производители были бы готовы продать эту единицу продукции. Но если фактическая цена равна P0, тогда излишек для производителей будет равен площади затененной фигуры. Процедура установления величины излишка в точности аналогична той, что использовалась в случае излишка для потребителей. Производители готовы продать первую единицу по MC1, но они могут продать ее по более высокой цене P0. Следовательно, они получают излишек, равный площади затененной части полосы, обозначенной A. Вторая единица может быть произведена по MC2; при продажной цене в размере P0 это дает величину излишка для производителей, равную площади, обозначенной B. Общая величина излишка для производителей складывается из всей площади затемненной области, расположенной выше кривой MC и ниже линии заданной цены. Итак, излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства. Он измеряется площадью фигуры, заключенной между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей значению рыночной цена.