Кокуренция: сущность, виды и роль в экономике.
В научном языке существуют два различных понимания термина конкуренция. Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок, совершенная, монополистическая конкуренция) и конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция).
Конкуренция – это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода, условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
- экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли;
- элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция с т.з. рыночных структур классифицируется сл. образом:
1. совершенная конкуренция: неограниченно большое количество фирм, однородная продукция, абсолютная мобильность ресурсов, отсутствие рыночной власти и входных барьеров;
2. чистая монополия – одна фирма предлагает уникальный продукт, обладает максимальной рыночной властью, барьеры для входа на рынок практически непреодолимы;
3. монополистическая конкуренция – большое количество фирм предлагают дифференцированную продукцию, рыночная власть небольшая, невысокие входные барьеры, развита неценовая конкуренция;
4. олигополия – ограниченное число фирм предлагают однородный продукт, рыночная власть высокая, как и входные барьеры.
В основе классификации рыночных структур лежат критерии:
1) количество фирм в отрасли;
2) характер выпускаемой продукции;
3) степень влияния фирмы на рыночные цены;
4) экономические барьеры для вступления в отрасль;
5) наличие или отсутствие неценовых видов конкурентной борьбы.
1. По сфере действия выделяют:
l внутриотраслевую – борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. Возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы, ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных фирм.
l межотраслевую–борьбу капиталистов разных отраслей за более выгодные сферы приложения капитала. Выражается в переливе капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
l конкуренцию на локальных рынках;
l конкуренцию в общенациональном масштабе;
l внутринациональную;
l международную конкуренцию.
2. По субъектам конкурентных отношений различают:конкуренцию между покупателями;конкуренцию между продавцами;конкуренцию между продавцами и покупателями.
3. По соответствию правовым нормам:
добросовестную (честную);недобросовестную (нечестную),
А также:
конкуренцию на «черном» или «теневом» рынке; конкуренцию на легальном рынке.
Недобросовестная конкуренция – действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции, злоупотребление правом свободной конкуренции для извлечения прибыли:
- демпинг; - установление дискриминационных цен - тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; - подделка продукции конкурентов; - ложная информация и реклама; - коррупция и др.
Добросовестная конкуренция:- повышение качества продукции;- снижение цен ("война цен");- реклама;- развитие до- и послепродажного обслуживания;- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
4. В соответствии с методами ведения конкурентной борьбы конкуренция бывает: ценовой и неценовой
5. По проявлению следует выделить:реально существующую конкуренцию;потенциальную конкуренцию.
6. По возможности влияния на рынок конкуренцию делят на таких два вида, как: совершенная и несовершенная.
Роль конкуренции состоит в том, что независимо от желания участников рынка, их интересы объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате возникает самопроизвольный, ни кем не предусмотренный порядок.