Сущность и роль гос. бюджета в экономике

Госбюджет – один из регуляторов эк. развития, инструмент обеспечения выполнения гос-вом политических и иных неэк. функций. Государственный и местные бюджеты в совокупности составляют консолидированный бюджет страны. Доходы госбюджета формируются в основном за счет поступлений в Пенсионный Фонд, НДС, налога на прибыль предприятий. В расходах госбюджета наибольшее место занимают расходы Пенсионного Фонда, расходы на н/х, финансирование соц.-культурных мероприятий. В расходах местных бюджетов доминирующую роль играют социальные – содержание систем здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения.

Госбюджет играет центральную роль в фискальной политике. В руках правительства находятся 2 основных рычага бюджетной политики – налогообложение и правительственные расходы. Рост расходов оказывает стимулирующее воздействие на производство, а их сокращение – сдерживающее влияние. Стимулирование гос. расходов может использоваться в периоды эк. спадов, когда имеет место безработица и наблюдается дефицит совокупного спроса. Если в этой ситуации осуществляется рост без соответствующего прироста налоговых поступлений, то возникает бюджетный дефицит. Степень его влияния на экономику зависит от того, какими способами он будет профинансирован. Существует 2 способа финансирования бюджетного дефицита: 1) займы у частного сектора (в виде продажи гос.облигаций в ходе операций на открытом рынке). Правительство перехватывает у частного сектора определенную долю финансовых ресурсов в свою пользу, создавая эффект вытеснения. В результате – обострение дефицита этих ресурсов, и как следствие, рост % ставки на рынке ссудного капитала. Это может сократить инвестиции и личное потребление, ослабив тем самым стимулирующее воздействие бюджетного дефицита. 2) выпуск дополнительной денежной массы. В этом случае можно избежать падения частных инвестиций, при этом стимулирующее воздействие бюджетного дефицита будет более сильным, а умеренная инфляция будет способствовать росту совокупного спроса.

Говоря о стимулирующем воздействии бюджетного дефицита, имеется ввиду дефицит, кот. правительство создает целенаправленно с тем, чтобы обеспечить стимулирование эк. роста. В период эк. подъема, когда есть угроза инфляции, для сдерживания растущего спроса может применяться комплекс мер по ограничению гос. расходов. Результатом этих мер явл. возникновение бюджетного излишка.

Совокупность накопленных за предшествующие годы бюджетных дефицитов составляет гос. долг. Гос. долг материализован в определенном количестве облигаций гос. займов. Последствия гос. долга для экономики можно разделить на 2 группы: действительные и мнимые. Мнимые – последствия, которые при кажущемся негативном воздействии явл. не столь вредными или опасными. Существует расхожее мнение о том, что рост гос.долга в перспективе может привести к банкротству гос-ва и развалу экономики, гос-во может «рухнуть» под бременем накопленного госдолга. На самом деле такой опасности не существует, т.к. у гос-ва есть 3 компенсирующих механизма, не позволяющих ему обанкротиться: 1) рефинансирование; 2) налогообложение; 3) создание денег. так, при наступлении срока расплаты по старым гос. обязательствам гос-во может выпускать и выпускает новые займы для расплаты. При этом возникает проблема достаточности привлекаемых средств для покрытия наступивших обязательных выплат. Далее при нехватке собранных средств гос-во может увеличить налоги, чтобы собрать недостающие суммы. Наконец, всегда есть возможность эмиссии денежных средств. Указанная проблема не означает, что рост госдолга не приносит никаких неприятностей. Действительные последствия госдолга сводятся к след.: непрерывное заимствование гос-вом на рынке ссудного капитала подрывает частные инвестиции ч/з эффект вытеснения. Заимствуя на денежном рынке, гос-во толкает вверх равновесное значение ставки % и сдерживает частные инвестиции. Последствия текущего сокращения частных инвестиций могут сказаться в будущем, но только в том случае, если средства, привлеченные гос-вом на денежном рынке, будут использоваться непроизводительно, т.е. на текущие нужды гос-ва (выплата з/платы гос.служащим, зарубеж. поездки представителей власти, ремонт руководящих служебных апартаментов). Если же гос-во осуществляет инвестиционную деятельность, то оно тем самым компенсирует падение частных инвестиций. Кроме того, рост госдолга одновременно означает и рост затрат по его обслуживанию. Выплаты одних только процентов по нему имеют большее негативное воздействие, чем основная сумма, т.к. % - реальные выплаты из бюджета, причем постоянно растущие. Это с одной стороны, уменьшает возможности финансирования соц. расходов, с другой, - требует усиления налогового бремени, подрывая текущее потребление и инвестиционный процесс. Т.к. дополнительные налоговые поступления в этом случае будут использованы непроизводительно, то имеем двойной негативный эффект – как сокращение текущего частного потребления, так и сокращение текущих частных инвестиций. Если бы дополнительные налоговые поступления использовались на расширение гос. инвестиций, то это компенсировало бы падение частных инвестиций и не создавало бы проблем для буд. поколений.



Наши рекомендации