Предпринимательство: сущность и роль в экономике

Становление рыночных отношений предполагает развитие предпринимательства. Предстоит вырастить целый слой предпринимателей, т.е. инициативных деловых людей бизнеса, которыми могут быть 6-8% населения. Предпринимательство развивается на основе определенных принципов, правил и норм хозяйственного поведения к ним относятся: честность и соблюдение законов, отказ от ложной информации при рекламе своей продукции, справедливое отношение к рабочим и служащим, критичность в оценке своей деятельности, генерирование идей, постоянное повышение своего профессионального уровня, участие в экономическом развитии региона. В предпринимательской деятельности выделяется 3 функции:

1. Ресурсная (мобилизация капитала, трудовых и информационных ресурсов).

2. Организаторская (организация производства, сбыта).

3. Творческая (новаторство, генерация и использование инициативы).

Т.о. предпринимательство - это особый новаторский стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей и ресурсов, инициативная деятельность, направленная на достижение коммерческого успеха - прибыли, а предприниматель - человек, владелец предприятия, фирмой или уполномоченный управляющий. Предпринимательство охватывает производственную, коммерческо-посредническую, торгово-закупочную, инновационную, консультативную деятельность и операции с ценными бумагами. Основными типами предпринимательства в странах рыночной экономики является:

1. Малый бизнес - основывается на частной собственности на средствах производства или аренде.

2. Совместное предприятие или партнерство - предполагает совместную собственность.

3. Корпоративное предприятие - основывается на акционерной собственности.

Предприятие малого бизнеса легко учредить, значительный стимул для эффективной деятельности, но наблюдается ограниченность в финансовых ресурсах, определенные трудности в совмещении функций контроля и управления, значительная финансовая ответственность. В партнерстве более высока специализация в управлении и более широкие финансовые возможности, но существует риск распада фирмы при выходе хотя бы одного из владельцев возникают противоречии в управлении. Для корпораций широкие возможности привлечения капитала за счет объединения, ограниченной ответственности с той суммой, которую внес. Недостаток - двойственное налогообложение, расхождение в функциях контроля и присвоения.

Предложение и закон предложения

Предложение - совокупность товаров и услуг, представленных в продаже на рынке по ценам удовлетворяющих товаропроизводителя. Функции предложения имеют вид QS=f(Р,Ра,Рb…,K,C,Z) К- характер применяемых технологий; С - налоги дотации; Z - природные условия. Все товаропроизводители стремятся получить большую цену, и чем выше будет цена тем активнее будут продавать большее количество товаров, т.е. увеличить объем предложения. S - линия предложения. Суть закона предложения - с повышением цены возрастает и объем предложения; со снижением сокращается объем предложений это положительная (прямая) и обратная связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Изменение ресурсных цен, технологического производства, цен на взаимозаменяемость товара, налог и дотаций, числа продавцов на рынке вызывают изменения в предложениях. При увеличении предложения происходит смещение кривой предложения вправо, уменьшение - влево.

Эластичность предложения

Степень изменения количества предлагаемого товара в зависимости от изменения цены называется эластичностью предложения. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже. Интенсивность этих изменений может быть различна, и на практике имеют следующие ситуации:

1. Предложение эластично, когда при 1% увеличение цены предложение увеличивается более чем на 1%;

2. Предложение единичной эластичности, когда при 1% увеличение цены предложение увеличивается на 1%;

3. Предложение неэластично, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.



Наши рекомендации