Информационно-коммуникационные технологии и инновации
2.13.1. Информационно-коммуникационные технологии
На территории Центрального федерального округа расположены следующие магистральные сети связи (по состоянию на 2009 г.):
- магистральная сеть связи ОАО «Ростелеком»;
- магистральная сеть связи ЗАО «Синтерра»;
- магистральная цифровая сеть связи ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (волоконно-оптические магистрали, проложенные вдоль всех основных железнодорожных путей);
- магистральная сеть связи Eurotel (сеть «Евразия»);
- магистральная волоконно-оптическая сеть связи «Старт Телеком»;
- сеть связи ЗАО «Раском»;
- магистральная сеть связи Orange Business Services;
- международная магистральная телекоммуникационная сеть связи RETN (в России - ЗАО «РетнНет»);
- сеть связи TaliaSonera;
- сети связи операторов подвижной радиотелефонной связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон».
В ЦФО находится крупнейшая в России сеть обмена Интернет-трафиком MSK-IX (Москва), объединяющая около 300 участников рынка и входящая в ассоциацию международных сетей обмена трафиком. Сеть представляет собой распределенную структуру, включающую в себя 10 точек, соединенных волоконно-оптическими линиями связи. Через данную сеть обмена трафиком подключено более 80 % российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и проходит большинство телекоммуникационных каналов, соединяющих Россию с зарубежными странами. За 2007 год пиковый объём трафика, проходящего через MSK-IX, увеличился с 9 Гбит/с до более 20 Гбит/с, в 2009 году достиг 75 Гбит/с, а по состоянию на август 2010 года средний объем трафика составил 175 Гбит/с.
В связи с негативным влиянием финансового кризиса наблюдается смещение потребительских предпочтений в сторону более экономичной линии поведения, изменяется структура и объёмы телекоммуникационного рынка. В сегменте голосовых услуг продолжаются процессы замещения традиционных услуг связи мобильными технологиями одновременно с расширением рынка услугами на базе средств 1Р. В сегменте местной и зоновой связи основным замещающим продуктом является подвижная радиотелефонная связь, а в сегменте международной и междугородной телефонной связи (далее - МГ/МН) замещающим продуктом является IP-телефония. Так, суммарная потеря доли местной и дальней связи в 2009 г. составила 4 % к уровню 2007 г. в России и около 6 % в ЦФО (соответственно 1.3 % и 1,1 % к уровню 2008 г.). Наблюдается снижение реального спроса, обусловленного сокращением основных драйверов спроса - числа новых и рентабельных предприятий.
По данным Фонда общественного мнения, число пользователей сети Интернет в 2009 г. в ЦФО (без учёта Москвы) составило порядка
7.4 млн. человек, в Москве - 5,8 млн. человек. Средний тариф на безлимитный доступ информационно-телекоммуникационной сети Интернет со скоростью передачи данных до 1 Мбит/сек в округе составил 797 рублей.
На сегодняшний день, согласно данным, предоставленным Департаментом статистических исследований RU-CENTER, ЦФО лидирует по количеству зарегистрированных доменов RU: на него приходится почти половина всех регистраций в зоне RU. При этом, на Москву приходится около 38% от всех зарегистрированных в зоне RU доменных имен, на Московскую область 6,7 %.
Затраты на информационно-коммуникационные технологии (далее -ИКТ) в ЦФО в 2008 г. составили 141 628,20 млн. рублей, две трети указанных средств приходилось на Москву. Количество организаций, использовавших специальные программные средства в 2008 г. достигло 37 615, в большинстве случаев к указанным программным средствам относятся программы для решения организационных, управленческих и экономических задач (бухгалтерские и ERP-системы), а также для осуществления финансовых расчетов в электронном виде (клиент-банковские приложения).
Услуги подвижной радиотелефонной связи на территории ЦФО оказываются преимущественно операторами связи: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон». Кроме того, в регионах округа на рынке подвижной радиотелефонной связи (за исключением Москвы, Московской, Ивановской и Ярославской областей) оказывает услуги связи компания Те1е2.
Одним из важных видов ИКТ является электронная торговля. В настоящее время развитие данных услуг ИКТ ограничено степенью развития платежных систем - отсутствует общепринятый и удобный для всех участников процесса механизм. Возможным решением этого вопроса может стать регулирование сферы электронных платежей на законодательном уровне.
В целях развития ИКТ необходимы следующие мероприятия:
- разработка и утверждение комплекса мер по повышению доступности для граждан и некоммерческих организаций услуг информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- разработка и утверждение комплекса мер по развитию механизма предоставления универсальных услуг связи, обеспечивающего доступность конвергентных телекоммуникационных услуг населению за счет модернизации оконечного оборудования и снижения тарифов;
- введение льготных тарифов услуг связи при предоставлении доступа к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет в учебных целях в общеобразовательных учреждениях;
- создание и развитие единой информационно-коммуникационной сети органов государственной власти;
- создание архитектуры региональных электронных правительств регионов округа;
- перевод служебных документов на движение в электронном виде;
- внедрение электронной цифровой подписи в систему электронного документооборота органов власти регионов округа;
- разработка и принятие в эксплуатацию единых информационно-аналитических порталов регионов округа;
- обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде, создание удостоверяющих центров, интеграция информационных систем и ресурсов, увеличение объема и качества государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям в электронном виде;
- внедрение новых форм и методов обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, развитие системы дистанционного обучения, внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению области, дистанционное обслуживание пациентов, предоставление социальных услуг на всей территории области с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- массовое внедрение мультисервисных услуг (на основе широкополосного доступа).
Основными механизмами реализации данных мероприятий являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития ИКТ;
- создание эффективной системы управления реализацией Стратегии;
- опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы ИКТ на основе передовых мировых достижений и технологий;
- развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами.
По состоянию на октябрь 2010 г. в структуре филиалов ФГУП «Почта России» по ЦФО значится: 18 УФПС - филиалов ФГУП «Почта России», 216 почтамтов, 10 760 стационарных отделения почтовой связи (далее – ОПС) (2900 городских, 7 860 сельских) и 20 передвижных отделений почтовой связи (далее - ПОПС).
Расчет сети ОПС в соответствии с установленными нормативами по численности населения:
- городские ОПС: согласно нормативам должно функционировать от 2 662 до 3 174 ОПС, фактически функционирует 2 900 ОПС;
- сельские ОПС: исходя из расчета 1 ОПС на 1 700 человек должно функционировать 4 132 ОПС, исходя из расчета 1 ОПС на 2 000 человек должно функционировать 3 655 ОПС, фактически функционирует 7 860 ОПС.
Пунктами коллективного доступа к сети Интернет оснащены 5 893 ОПС (55%).
В ЦФО трудится более 100 000 работников почтовой связи, средняя зарплата составляет более 13 000 рублей в месяц. За январь-сентябрь 2010 года численность персонала сократилась на 2,0%, средняя заработная плата выросла на 4,3 %.
Почтовая сеть ЦФО демонстрирует постоянных рост экономических показателей, начиная с 2008 года. В первом полугодии 2010 года производительность труда (доходы на работника) возросла на 17,8% и составляет 22,4 тыс. рублей. Растет чистая прибыль предприятия.
С 2008 года наблюдается разнонаправленная динамика оказания различных услуг в натуральном выражении. Рост экономических показателей во многом обеспечивается ростом тарифов, который отстает от роста тарифов в других отраслях экономики.
2.13.2. Инновации
Центральный федеральный округ отличается высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.
Число используемых передовых производственных технологий в макрорегионе в 2008 г. достигло 60 169 (32,6% от общероссийского количества), из них 15 268 в г. Москве. Число созданных передовых производственных технологий составило 342 единицы (40% от общероссийского количества), из них 153 в Москве и 71 в Московской области. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в округе превысил 9,4%. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2008 г. достигли 238 761 894 млн.руб. (более половины от всех затрат по России), из них в Москве – 165 775 920 млн.руб.; затраты на технологические инновации составили 62 633,9 млн.руб. (пятая часть от общероссийских), из них в Москве и Московской области – 19 144,1 и 11 422,7 млн.руб. соответственно.
Тем не менее, несмотря на большой научный потенциал округа, он недостаточно используется в промышленности, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ, направленных на повышение производительности труда.
Необходимым условием перехода экономики округа к инновационному пути развития является реализация мероприятий по значительному притоку в него капитала как в традиционные, так и в инновационные сектора, обеспечение региональных бюджетов собственными ресурсами и переход от бюджета текущих расходов к бюджету развития.
В этих условиях важна интеграция высшей школы с промышленными и научными организациями: классический университет – фундаментальная наука, отраслевые вузы – база для НИОКР, уровень высокотехнологичного бизнеса может быть представлен информационно-коммуникационными технологиями, радиоэлектроникой, ядерной энергетикой, авиастроением, ракетно-космической отраслью, современными технологиями строительных материалов, технологиями переработки с/х продукции и др.
Для этого необходимо провести модернизацию экономики и создать условия:
- для того, чтобы модернизация, внедрение нового происходила непрерывно, чтобы поддерживался высокий темп обновления;
- для постоянной генерации нового;
- для того, чтобы генерация нового стала частью экономики, чтобы все части цепочки (идея – опытно-конструкторские проработки – технологии – промышленное использование) стали товаром и имели свою цену.
Основным методом реализации такого перехода к инновационному пути должно стать создание зон инновационного развития и развитие инфраструктуры инновационной системы (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и др.). Важной частью инновационной инфраструктуры является система юридических, патентных, маркетинговых, консалтинговых, внедренческих служб и агентств, венчурных фондов, которые с одной стороны способны запустить процесс создания инноваций, с другой, фиксировать и превращать в товар результаты каждого этапа этого процесса.
Для развития инновационной составляющей экономики округа необходимы следующие мероприятия:
- Отработка и нормативное утверждение алгоритма взаимодействия региональных органов власти и хозяйствующих субъектов с институтами развития Российской Федерации (Инвестиционным фондом Российской Федерации, Российской корпорацией нанотехнологий, Российской венчурной компанией, государственной корпорацией «Внешэкономбанк» и др.).
- Разработка и принятие комплекса мер по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность на территории округа, в целях создания условий, стимулирующих развитие и внедрение инноваций.
- Создание сети региональных технопарков в сфере высоких технологий в целях обеспечения благоприятных условий для разработки, внедрения в производство и вывода на рынок наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости в области информационно-коммуникационных технологий, био- и нанотехнологий.
- Увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований, расширение состава инструментов финансирования государственного сектора науки, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников.
- Развитие материально-технической базы научных организаций округа, включающей развитие сети центров коллективного пользования.
- Комплекс мер по развитию негосударственного сектора науки;
- Адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники.
- Создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией.
Основными проектами инновационной направленности и развития инновационной инфраструктуры округа являются:
- создание инновационного центра «Сколково»;
- создание в округе не менее пяти центров активизации инновационных процессов совместно с Российской венчурной компанией;
- создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» как центра освоения передовых технологий в микросистемной технике и электронной компонентной базы (ЭКБ), электронного приборостроения и информационно-телекоммуникационных технологий; нанотехнологий; технологий волоконной оптики, интегральной оптики, лазерной техники, оптоэлектроники и микросистемной техник;
- разработка, производство и продвижение на рынок инновационного трехстворчатого механического клапана сердца (ООО «Роскардиоинвест»);
- производство нанопрепаратов для диагностики и лечения злокачественных новообразований (Российский онкологический научный центр им. Н.Л.Блохина РАМН);
- создание научного центра биомедицинских технологий (ФГУ «ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» ФМБА России);
- создание генно-терапевтических лекарственных препаратов для лечения заболеваний, обусловленных недостаточным кровоснабжением тканей и органов (Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова);
- создание промышленного производства импортозамещающих лекарственных средств на основе модифицированных нуклеозидов (ИБХ им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН);
- разработка технологий и организация производства отечественных пептидных и нуклеопептидных онкологических и неврологических препаратов новой генерации (Институт молекулярной генетики РАН);
- организация производства новых радиофармпрепаратов и медицинских изделий в области ядерной медицины и формирование сети услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (ФГУП «Завод «Медрадиопрепарат» ФМБА России»);
- создание кластера «Биосити» на базе открытого в городе Зеленограде фармцевтического предприятия «Биннофарм» (разработка и выпуск биотехнологических препаратов и лекарственных препаратов по ключевым заболеваниям: онкологическим, гематологическим, инфекционным и респираторным);
- создание научно-технологического комплекса «Зеленая долина» как центра трансфера современных агробио- и пищевых технологий (Тамбовская область);
- создание технопарка в сфере высоких биотехнологий «Мичуринский» (Тамбовская область);
- создание в Тамбовской области кластера в сфере нанотехнологий, объединяющего действующий нанотехнологический центр (один из ведущих в России), исследовательские лаборатории и производственные мощности, малые инновационные компании в данной сфере.
- создание технопарка в сфере высоких технологий «Обнинск» с современной инженерной инфраструктурой и развитой системой поддержки компаний-резидентов, специализацией которого являются биотехнологии и фармацевтика, новые материалы (в т.ч нано-технологии) и информационные технологии;
- создание и обеспечение деятельности технопарка Курской области на базе Юго-Западного государственного университета;
- развитие радиоэлектронного кластера Воронежской области (с включением его в федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы»);
- развитие особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа в городском округе Дубна Московской области для компаний, осуществляющие деятельность в сферах информационных технологий и проектирования сложных систем, ядерно-физической и нанотехнологий, биотехнологий, материаловедения;
- создание инновационного центра на базе оборонно-промышленного комплекса Тульской области;
- создание нанотехнологического центра в Белгородской области, реализующего скоординированный комплекс мер, направленный на коммерциализацию технологий через технологический трансфер;
- формирование в Белгородской области высокотехнологичного кластера в сфере биофармацевтики на основе использования сырьевого потенциала АПК области;
- создание Центра инновационных энергосберегающих технологий в Смоленской области с пилотным проектом по запуску производства гибридных тракторов и безредукторных приводов;
- создание и развитие в Смоленской области производства по выращиванию монокристаллов арсенида галлия – основы для передовой микроэлектроники;
- создание и развития кластера наноиндустрии в Рязанской области;
- разработка теории и проектирование медицинских измерительно-информационных систем на основе нейробионических технологий в Рязанской области;
- создание индустриального парка «Новоселки» в Ярославской области имеющего машиностроительный и фармацевтический профиль резидентов парка.
Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям приведет к резкому повышению внутренней и внешней конкурентоспособности выпускаемой продукции, создаст основу к последующему переходу к экономике знаний.