Внешнеэкономическая деятельность

На Центральный федеральный округ приходится около половины оборота внешней торговли страны (356 млрд. долл. США). Экспорт превышает импорт на 48,9 млрд. долл. США. Доля стран СНГ во внешней торговли макрорегиона составляет 7,8%.

Наибольшие объемы внешнеторговых операций приходятся на г. Москву (88,5% экспорта и 75% импорта округа). Без учета г. Москвы по объему экспорта в округе лидируют Липецкая, Московская, Белгородская и Тульская области, по объему импорта – Московская, Калужская и Белгородская области.

Контрагентами внешнеэкономической деятельности округа являются практически все страны мира. Наибольшую долю в товарной структуре экспорта округа занимает продукция топливно-энергетического комплекса (в связи с расположением центральных офисов нефтяных и газовых компаний в г. Москве), а также металлы и изделия из них. В импорте наибольшую долю занимают машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химической промышленности. В структуре внешней торговли Центрального федерального округа складываются диспропорции, присущие сырьевым экономикам, однако общей тенденцией последних лет является повышение степени переработки экспортируемых товаров.

В целях оказания содействия предприятиям в продвижении продукции на внешний рынок, стимулирования экспортной деятельности товаропроизводителей в регионах Центрального федерального округа разработаны и реализуются планы и программы, направленные на поддержку экспорта.

Значительный экспортный ресурс округа в перспективе формирует целенаправленное развитие агропромышленного комплекса и рост производства качественной конкурентоспособной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Несмотря на растущую в мире конкуренцию, за счет применения современных методов управления производством, внедрения передовых технологий и улучшения качества выпускаемой продукции, значительно расширяется география поставок на внешний рынок, а число предприятий и организаций, участвующих во внешней торговле, из года в год увеличивается.

В целях развития внутреннего рынка конкурентоспособной отечественной продукции планируется постепенное снижение доли импортных товаров в торговом балансе макрорегиона.

Основными направлениями развития региональной внешнеэкономической деятельности на долгосрочную перспективу являются:

- расширение экспорта и оптимизация импорта;

- развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

- задействование более активных форм международного сотрудничества, в первую очередь, на межрегиональном уровне;

- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и, в целом, формирование благоприятного имиджа макрорегиона.

Существенная либерализация торгового режима в макрорегионе будет иметь место в случае вступления России в ВТО, что диктует необходимость повышения конкурентоспособности продукции предприятий округа.

Перспективы наращивания объемов и оптимизации структуры внешнеэкономической деятельности связаны с развитием приграничной инфраструктуры, улучшением работы пунктов пропуска через государственную границу, формированием современного логистического комплекса макрорегиона.

Приграничные регионы Центрального федерального округа заинтересованы в более тесной интеграции с соседними странами Украиной и Беларусью. Перспективы дальнейшего развития торгово-экономического, научно-технического, культурного сотрудничества в значительной мере будут зависеть от политических аспектов отношений с этими странами, способности обеспечить создание благоприятных условий и ликвидацию искусственных препятствий, сдерживающих развитие взаимовыгодных связей. Во многом этому может способствовать подписание соглашения о свободной торговле, направленного на осуществление торговли без ограничений и изъятий, в особенности на приграничных территориях, а также принятие федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы таможенного оформления, налогообложения, сертификации товаров, пересечения границы жителями приграничных регионов, организации и обустройства пунктов пропуска, охраны окружающей среды, развития инфраструктуры приграничных регионов.

В целях изучения и практического применения европейского опыта в качестве наблюдателя в Ассоциацию европейских приграничных регионов включен еврорегион «Ярославна» (Курская область России и Сумская область Украины), созданный в 2007 г.

Существенному развитию внешнеэкономической деятельности округа способствует развитие особых экономических зон федерального и регионального уровня.

Важной статьей экспорта макрорегиона является продукция металлургии. Учитывая, что в ближайшие годы рынок железорудного сырья и черных металлов будет ориентирован на повышение степени передела продукции и повышение ее конкурентоспособности, прирост экспорта будет обеспечен за счет продаж металлургической продукции более высокой степени переработки – брикетов железной руды прямого восстановления, металлизованных окатышей, высокосортной стали.

Финансово-банковский сектор

Исполнение консолидированных бюджетов регионов Центрального федерального округа в 2009 году было осуществлено с дефицитом 186,7 млрд. рублей (9,8% доходов). Бюджетная обеспеченность Центрального федерального округа составила 51,3 тыс. рублей на душу населения, наименьшая бюджетная обеспеченность у Брянской и Орловской областей.

В суммарном государственном внешнем и внутреннем долге регионов Центрального федерального округа более 80% приходится на г. Москву и Московскую область, наименьший показатель у Владимирской области.

В регионах Центрального федерального округа реализуются программы реформирования региональных и муниципальных финансов, направленные на переход к бюджетированию, ориентированному на результат, реформирование бюджетного процесса и управления расходами, формирование условий для развития доходной базы, совершенствование долговой политики, повышение эффективности межбюджетных отношений.

Банковский сектор Центрального федерального округа функционирует в условиях глобального кризиса и его последствий, и это существенным образом отражается на характере и показателях деятельности банков. Тем не менее, в результате мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Банком России в 2009 году для ликвидации последствий кризиса, банковский сектор округа функционирует стабильно.

В 2009 году динамика ресурсной базы банковской сферы в значительной степени определялась изменением объема средств, привлекаемых кредитными организациями округа от Банка России. На начало 2009 года объем кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями округа от Банка России формировал 12,0% пассивов банковского сектора, что было обусловлено необходимостью компенсировать последствия оттока средств клиентов, обеспечить непрерывность осуществления банковским сектором платежей, включая расчеты с бюджетами всех уровней, в период кризиса. К концу 2009 года потребность банковского сектора в антикризисных источниках поддержания ликвидности (прежде всего в кредитах Банка России без обеспечения), резко сократилась. Объем средств, привлеченных от Банка России, уменьшился к концу года и в результате формировал лишь 4,8% пассивов.

Не вызывает опасений ситуация с текущей ликвидностью банков. В то же время проблема качества активов, роста “плохих” долгов в банковских портфелях остается весьма острой. Естественной реакцией банков стал значительно более консервативный подход к выдаче новых ссуд. Последнее, в свою очередь, явилось фактором стагнации кредитования и в известной степени осложнило выход реального сектора экономики округа из кризиса.

Минимальный прирост объемов кредитования, необходимость значительного доформирования банками резервов на возможные потери в связи с ухудшением качества активов обусловили резкое снижение рентабельности банковского бизнеса.

Развитие финансово-банковского сектора макрорегиона характеризуется высокой концентрацией кредитных организаций на территории округа. Это связано не только с тем, что подобная концентрация необходима для удовлетворения потребностей социально-экономического развития округа, но и с тем, что размещение финансовых ресурсов в центре менее рискованно, а также упрощает доступ банков к иностранному финансовому капиталу.

Тем не менее, на территории макрорегиона наблюдается как относительно высокий уровень концентрации коммерческих банков, так и высокая монополизация рынка банковских услуг через концентрацию активов.

Финансово-банковскую сферу округа характеризуют относительно высокие ставки кредитования и рост объемов трансграничного кредитования российских корпораций.

Целью развития финансово-банковского сектора Центрального федерального округа является обеспечение ускорения социально-экономического развития макрорегиона за счет внебюджетных источников финансовых средств. Финансовая система округа должна обеспечить возможности адекватных откликов на формирующийся спрос, рост производства и производительности труда в результате роста объемов привлекаемых кредитных и инвестиционных ресурсов. Во многом от выбранного пути развития финансовой системы будет зависеть переход от модели развития Центрального федерального округа как Московской агломерации с прилегающими к ней регионами к модели сбалансированного роста всех восемнадцати регионов округа.

В стратегической перспективе ожидается увеличение присутствия банков на отдельных сегментах рынка корпоративных облигаций, активизация банков на рынке государственных ценных бумаг.

Важнейшую роль в развитии финансово-банковского сектора округа может сыграть формирование на территории г. Москвы международного финансового центра. Создание такого центра позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг, обеспечив привлечение в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов (как зарубежных, так и внутренних), углубление экономической интеграции стран СНГ и Восточной Европы, а также превращение российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП.

Наши рекомендации