Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Сборник описаний практических работ

для специальности 050144 «Дошкольное образование»

Белово,2013

Рассмотрен на заседании ПЦК естественно-научных дисциплин

Протокол №……..от……………………

Рекомендован к изданию Методическим советом ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Протокол №………..от…………………..

Информатика и ИКТ. Сборник описаний практических работ [Текст]: для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование»/ Составитель Загребельных Е.А..- Белово: ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», 2013.- 27 с.

Содержание

Поясниетльная записка. 4

Методические рекомендации. 4

Практическое занятие № 1 Образовательные информационные ресурсы.. 5

Практическое занятие № 2 Работа с программным обеспечением.. 7

Практическое занятие № 3 Принципы обработки информации компьютером.. 9

Практическое занятие № 4 Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. 10

Практическое занятие № 5 Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели 12

Практическое занятие № 6 Операционная система. Графический интерфейс пользователя. 13

Практическое занятие № 7 Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в общем дисковом пространстве. 14

Практическое занятие № 8 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. 15

Практическое занятие № 9 Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 16

Практическое занятие № 10 Средства графического представления статистических данных – деловая графика. 18

Практическое занятие № 11 Организация баз данных. 20

Практическое занятие № 12 Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных 22

Практическое занятие № 13 Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов 26

Практическое занятие № 14 Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов 28

Практическое занятие № 15Средства компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 29

Практическое занятие № 16 Использование презентационного оборудования. 30

Практическое занятие № 17 Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином.. 31

Практическое занятие № 18 Методы и средства создания и сопровождения сайта. 32

Информационное обеспечение. 34




Пояснительная записка

Практические занятия в рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» направлены на становление специальной профессиональной компетентности будущих программистов-техников в области использования ИКТ в своей профессии. Предполагается творческая групповая и индивидуальная работа студентов во время аудиторных занятий.

Учебные занятия практикума проводятся в компьютерном классе и содействуют овладению студентами необходимыми компетенциями в области использования ИКТ в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. На занятиях практикума и во время самостоятельной работы студенты знакомятся с содержанием и структурой современных информационных технологий по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».

Методические рекомендации

Деятельность студентов оценивается по следующим показателям:

1) Качество реферата, его полнота. Содержательность, соответствие приведенному плану, самостоятельность и критичность студенческих оценок.

2) Качество презентации, ее наглядность, полнота, но в то же время лаконичность.

3) Обоснованность и убедительность ответов на контрольные вопросы.

4) Качество выполнения заданий в текстовом, графическом, табличном редакторе.

В конце занятия оценивается работа каждого студента ведущим преподавателем. Инновационность целей приведенных ниже практических занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов – будущих социальных работников – в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

1) дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей студентов;

2) развитие умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности программистов-техников;

3) формирование знаний студентов об особенностях и преимуществах использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной и творческой деятельности студентов.

Код Наименование результата обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Практическое занятие № 1

Количество часов 2

Тема: Образовательные информационные ресурсы.

Перечень компетенций: ОК1, ОК 4

Цель:Формирование новых умений и навыков.

Задачи:

· Формировать умения работы с различными поисковыми системами Internet;

· Развивать навыки работы с персональным компьютером, аналитические качества личности;

· Воспитывать устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Обеспечивающие средства:персональный компьютер, интернет браузер.

Задание:

Задание 1:Заполнить таблицу 1.В сети интернет подобрать адреса сайтов электронных библиотек (не менее 15).

Название сайта Адрес сайта Краткое описание содержания Скриншот
         

Задание 2:Заполнить таблицу 2. Перечислите, какие разделы включают в себя каталог образовательных ресурсов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Охарактеризуйте любые три.

Название Краткая характеристика
   
   
   

Технология работы:

1. Включить компьютер.

2. Запустить программу InternetExplorer или другой браузер.

3. Выйти на страницу поисковой системы (в адресной строке ввести ее адрес).

4. Проанализировать уровень соответствия страниц запросу.

5. Изучить сайт образовательного учреждения.

6. Сделать скриншот.

7. Заполнить таблицу 1.

8. В строке поисковой системы ввести фразу «каталог образовательных ресурсов»

9. Заполнить таблицу 2.

Требования к отчёту:Итоги практической работы представить на экране компьютера.

Контрольные вопросы:

1. Что называется информационным ресурсом?

2. Что называется информационной системой?

3. Каковы основные особенности информационных ресурсов?

4. Приведите пример образовательных учреждений.

5. Каким образом можно выйти на их сайт?

6. Опишите алгоритм поиска образовательного учреждения.

Информационное обеспечение: 4, 6, 7, 13, 15, 17.

Практическое занятие № 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 1

Количество часов 2

Технология работы

1. Включитькомпьютер

2. Запуститьпрограмму MS Publisher (Пуск / Программы / Microsoft Office / Microsoft Publisher 2007)

3. Ознакомиться с программой

4. Создать студенческую газету используя шаблоны MSPublisher

5. Ответить на контрольные вопросы.

Требования к отчёту:итоги практической работы представить на экране компьютера

Контрольные вопросы:

  1. Какие типы публикаций вы узнали?
  2. Какую информацию могут содержать шаблоны?
  3. Какое количество страниц можно сверстать в Publisher?
  4. Как изменить цветовую схему в Publisher?

Информационное обеспечение:2, 6, 7,16, 18

Практическое занятие № 9

Количество часов 2

Задание 1.

1. Запишите формулы по всем требованиям MS Excel:

Информатика и информационно-коммуникационные технологии - student2.ru

2. Составьте для этих формул таблицу по образцу:

  A B C D
a b c x
0,1 0,2 0,3 0,1
      0,2
      0,3
      0,4
      0,5

3. Запишите формулу вычисления в ячейку Е2 и скопируйте в ячейки Е3:Е6.

4. Добавьте абсолютную адресацию в необходимые ячейки.

5. Сохраните под именем ПР9.xls.

Задание 2.Запишите формулу Информатика и информационно-коммуникационные технологии - student2.ru по всем требованиям MS Excel. Рассчитайте значение функции у для х от 0 до 1 с шагом 0,1 на Листе2 Рабочей книги. Построить график функции у(х).

  A B C D E
a b c x y
0,1 0,2 0,3  
      0,1  
      0,2  
       
       

Задание 3.Имеются данные о продажи газет в трех торговых точках за неделю:

  А В С D Е F G Н
День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Точка 1
Точка 2
Точка 3

Внесите эти данные на Лист3 Рабочей книги и постройте гистограмму (столбчатую диаграмму), на которой будут отображены данные сразу обо всех трех торговых точках.

1. Создайте таблицу в MS Exсel, заполните ее данными.

2. Выделите блок клеток А1:Н4, содержащий данные для графической обработки (Данные располагаются в строках. Первая строка выделенного блока является строкой Х координат (опорные точки); следующие три строки выделенного блока содержат Y координаты (высоты столбиков) диаграммы.) и постройте диаграмму.

3. Укажите заголовок диаграммы: “Торговля газетами”.

Задание 4. Постройте линейную диаграмму, отражающую изменение количества проданных газет в течение недели (см. задание 3).

Задание 5. На основе таблицы продажи газет (см. задание 3) и постройте для нее ярусную диаграмму (столбчатая диаграмма 2-ой вид). Результаты работы сохраните в ранее сохраненном файле ПР9.xls.

Технология работы:

1. Включить компьютер.

2. Запустить табличный редакторMSExsel.

3. Выполнить задания.

4. Показать преподавателю.

5. Устно ответить на контрольные вопросы.

Требования к отчёту: Итоги практической работы представить на экране компьютера.

Контрольные вопросы:

1. Что такое редактор электронных таблиц?

2. Перечислить элементы электронной таблицы, их обозначения.

3. Как называется документ, созданный в табличном процессоре. Из каких частей он состоит?

4. Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы?

5. Чем отличается абсолютная адресация от относительной. Когда применяются эти виды адресации?

6. Как построить диаграммы по числовым данным?

Информационное обеспечение:2,6, 7, 18

Практическое занятие № 10

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Количество часов 2

Тема: Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Перечень компетенций:ОК4,ОК9

Цель:Освоение приемов работы с браузером Internet Explorer; изучение среды браузера и его настройка; получение навыков извлечения web-страниц путем указания URL-адресов; навигация по гиперссылкам.

Задачи

  • Формировать знания, умения работы с браузером.

· Развивать творческие способности учащихся;

  • Прививать интерес к предмету;

Обеспечивающие средства:персональный компьютер с выходом в Интернет, браузер.

Задание:

Задание 1. Изучите элементы средыInternetExplorer, возможности настройки этого браузера. Занесите в список надежных узлов сайты http://www.gismeteo.ru, http://www.yandex.ru. Запретите загрузку файлов. Заблокируйте всплывающие окна.

Задание 2. Восстановите настройки Internet Explorer по умолчанию.

Задание 3.Зайдите на сайт интернет-библиотеки по адресу http://www.internet-biblioteka.ru. Изучите правила работы с библиотекой. Найдите книгу Комоловой Н. "Компьютерная верстка и дизайн. Самоучитель". Скачайте ее. Составьте список книг библиотеки по информатике. Список сохраните в своей папке в документе MS Word под именем ПР_3.doc.

Задание 4.Изучите новости Смоленской области, открыв, например, адрес http://gagarincity.ru/smolnews/. Сохраните последние новости в документеMS Word под именем ПР_4.doc.

Задание 5.Зайдите на сайт турагентства по адресу http://agency.travelplus.ru. Изучитевозможности организации тур-поездок на ближайший месяц по России. Сохраните ближайшие туры в текстовом документе под именем ПР_4.txt.

Технология работы:

1. Включить компьютер.

2. Запустить браузер Internet Explorer/

3. Изучить и выполнить задание 1.

4. Выполнить задание 2.

5. Изучить задание 3.

6. Запустить текстовый редактор MSWord.

7. Выполнить задание 3.

8. Изучить и выполнить задание 4.

9. Изучить и выполнить задание 5.

10. Показать преподавателю.

Требования к отчёту: итоги практической работы представить на экране компьютера.

Контрольные вопросы

1. Что такое браузер?

2. Как осуществить настройку браузера?

3. Для чего нужна адресная строка в браузере?

4. Как осуществить поиск информации в Интернете с помощью браузера?

Информационное обеспечение:6, 16, 19

Практическое занятие № 18

Количество часов 4

Задачи

  • Формировать знания, умения, навыки работы с web-страницами.

· Развивать творческие способности учащихся;

  • Прививать интерес к предмету;

Обеспечивающие средства:персональный компьютер, текстовый процессор MS Word, интернет-браузер.

Задание:

Задание 1. Создайте с помощью текстового процессора MS Word web-сайт «Мой сайт», состоящий из пяти страниц:

Страница 1 должна содержать:

- заголовок;

- гиперссылки: «Обо мне», «Моя семья», «Друзья», «Мои увлечения».

Страницы 2, 3, 4 и 5 должны содержать:

- заголовок;

- по два или более отформатированных абзаца текста (один абзац не менее трех полных строк);

- фотографии (минимум по одной на каждой странице).

Сайт должен содержать информацию о вас, а также ваших родственниках, друзьях и т.п.

Требования к сайту:

- Заголовки и гиперссылки выравнивать по центру;

- Для абзацев текста использовать различные варианты выравнивания (по ширине, по левому краю, по правому краю);

- Использовать разные способы выравнивания фотографий;

- Обязателен фоновый цвет страницы;

- На каждой странице должен быть заголовок окна;

- Для заголовков использовать шрифт arial, для основного текста – verdana (размеры подобрать самостоятельно).

Задание 2. Протестируйте работоспособность сайта в браузере (по возможность в двух различных).

Задание 3. Измените в настройках браузера шрифт по умолчанию на CourierNew, размер 14 и убедиться, что это не повлияло на внешний вид страниц сайта.

Технология работы:

1. Включить компьютер.

2. Запустить текстовый процессор MS Word.

3. Выполнить задание 1.

4. Запустить интернет браузер.

5. Выполнить задание 2.

6. Выполнить задание 3.

7. Показать преподавателю.

8. Устно ответить на контрольные вопросы.

Требования к отчёту:итоги практической работы представить на экране компьютера.

Контрольные вопросы:

1. Что такое WWW?

2. Что такое web-страница?

3. Что такое сайт?

4. Что включает в себя сопровождение сайта?

5. Что такое тег (атрибуты тега)?

6. Этапы создания web-страницы?

Информационное обеспечение:6, 16, 19

Список информационных источников

Основная

1. Астафьева, Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум [Текст]: учеб.пособие для НПО и СПО / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С. Цветковой. – 2-е изд. стер.- М.: Академия, 2013. – 272с.

2. Калабухова, Г.В. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии[Текст]: учеб.пособие / Г.В. Калабухова, В.М. Титов. - М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФР-РА, 2011.-336 с.

3. Кузин, А.В. Базы данных [Текст]: учеб.пособие для студ. ВПО / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. – 5-е изд., испр.-М.: Академия, 2012. – 320 с.

4. Мезенцев, К.Н. Автоматизированные информационные системы [Текст]: учебник для студ. СПО / К.Н. Мезенцев. – 3-е изд., стер – М.:Академия, 2012. – 176 с.

5. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 11-е изд., испр.-М.: Академия», 2012. – 256 с.

6. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 10-е изд., испр.-М.: Академия», 2012. –384 с.

7. Федорова, Г.Н. Информационные системы [Текст]: учебник для студ СПО / Г.Н. Федорова. – 3-е изд., стер.-М.: Академия, 2013. – 208 с.

8. Фуфаев, Э.В. Базы данных: учеб.пособие для студ СПО / Э.В. Фуфаев. - 7 -е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

9. Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для НПО и СПО / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 352с. [8] л цв. ил.

Дополнительная

1. Горячев, А.В. Практикум по информационным технологиям [Текст]: учеб. изд. / А.В. Горячев, Ю.В. Шафрин. – М.: БИНОМ ЛЗ, 2004. – 272 с.

2. Гребенюк, Е.И. Технические средства информатизации [Текст]: учеб.изд / Е.И. Гребенюк, М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

3. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Практикум [Текст]: учеб. изд / Л.А. Залогова.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 320 с.

4. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ [Текст]: Учебник 11 класс. Базовый уровень / Н.В. Макарова, Г.С. Никалайчук, Ю.Ф. Титова. – СПб.:Питер, 2008. – 224 с.

5. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ [Текст]:Учебник 10 класс. Базовый уровень / Н.В. Макарова, Г.С. Никалайчук, Ю.Ф. Титова. – СПб.:Питер, 2008. – 256 с.

6. Попов, В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий [Текст]: учеб.пособие / В.Б. Попов, М.: Финансы и статистика, 2005. – 216 с.

7. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. [Текст]:Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.

Интернет – источники

1. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/

2. Учительский портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

3. Информатика и ИКТ. Комплект практических работ для студентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ikt.rtk-ros.ru/p3aa1.html

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Наши рекомендации