Транспортные услуги и складские комплексы

По результатам 2008 г. доля услуг транспорта и связи в ВРП Центрального федерального округа составила 8,6% (общероссийский показатель – 9,8%). Наибольшая доля в ВРП у Ярославской (17,3%) и Брянской (15,1%), наименьшая у Липецкой (5,0%) и Белгородской (6,1%) областей.

Доля убыточных организаций в сфере транспорта в среднем по макрорегиону составила 33,3% (среднероссийский показатель – 35,2%). Наихудшая ситуация в Ивановской (60%) и Костромской (51,7%), наилучшая в Курской (21,2%) и Тульской (24,0%) областях.

За 2008 г. тарифы на грузовые перевозки в округе выросли в среднем на 23,8% (по России в целом на 32,3%), на пассажирские на 20,4% (по России на 22,5%).

Центральный федеральный округ характеризуется высокой плотностью автодорог, по которым в 2008 г. было перевезено 442,6 млн. тонн груза.

Выгодное географическое положение макрорегиона создает условия для организации высокоэффективных транзитных автотранспортных коридоров как в направлении «Север-Юг», так и в направлении «Запад-Восток».

Существующая автодорожная инфраструктура округа ограничена по пропускной способности и придорожному сервису. Стихийная парковка грузовых автомобилей, автобусов и легкового транспорта на обочинах дорог создает предпосылки для увеличения аварийности на дорогах, роста преступности и нарушения санитарных норм.

Одним из решений этой проблемы должно стать создание на федеральных трассах развитой сети крупных сервисных автозаправочных станций, способных оказывать услуги не только по продаже автомобильного топлива и сопутствующих товаров, но также обеспечивать условия для безопасного и полноценного отдыха автоперевозчиков и водителей частного автотранспорта.

Решение этой задачи требует скоординированных усилий Минтранса России, а также крупных частных компаний заинтересованных в развитии транспортной инфраструктуры региона.

Назрела необходимость более четкого регулирования перевозок автомобильным транспортом тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Территория Центрального федерального округа обслуживается Московской, Юго-Восточной, Октябрьской, Северной, Горьковской и Куйбышевской железными дорогами. В 2008 г. железнодорожным транспортом общего пользования было перевезено 198,7 млн. тонн груза собственного отправления, что на 8,6% меньше, чем в 2007 г. Объем отправления грузов по этим дорогам в 2009 году снизился по сравнению с уровнем 2008 года на 19% и составил 195 млн. т. В структуре объема отправления грузов наибольшую долю занимали минеральные строительные материалы, рудные и нефтяные грузы. Объем прибытия грузов по железным дорогам, обслуживающим макрорегион, в 2009 году снизился по сравнению с уровнем 2008 года на 25% и составил 233 млн. т. В структуре объема прибытия грузов наибольшую долю занимали минеральные строительные материалы, уголь и рудные грузы.

На период до 2020 года предусматривается увеличение объемов отправления и прибытия грузов по железным дорогам, обслуживающим округ, до уровня соответственно около 280 и 351 млн. тонн.

Более высокое благосостояние населения, развитие предпринимательства в макрорегионе и его географическая близость к европейским странам делает округ привлекательным для авиатуризма и развития малой авиации.

С этой целью предусматривается разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных, на смягчение существующих ограничений на полеты, соответствующей аэродромной и авиадиспетчерской инфраструктуры, создание центров по обучению пилотированию в соответствии с международными стандартами, а также условий по обеспечению качественным авиатопливом.

Успешному решению этой задачи также способствует наличие высокоразвитой промышленной базы макрорегиона, которая позволяет развивать производства высокотехнологичных малых летательных аппаратов.

Для развития авиационного транспорта будут разработаны мероприятия по совершенствованию принципов содержания и реконструкции аэродромов совместного базирования, имеющихся во многих регионах Центрального федерального округа.

Важнейшей задачей транспортной политики в округе является развитие внутреннего водного транспорта, его инфраструктуры и внутренних водных путей на основе использования прогрессивных технологий. Развитие водного транспорта будет способствовать переносу части грузооборота и перевозок пассажиров с автомобильных и железнодорожных дорог на внутренние водные пути, расширению туристических и пассажирских перевозок, что позволит снизить нагрузку на уже имеющуюся инфраструктуру.

Обеспечение эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации требует создания современной таможенной инфраструктуры и социальной сферы. ФТС России в рамках разработки федеральной целевой программы «Таможня на границе (2011-2020 годы)» планирует размещение в Центральном федеральном округе на расстоянии до 30 км от государственной границы Российской Федерации таможенно-логистических терминалов в следующих областях Центрального федерального округа:

- в Белгородской области - Грайворонский и Нехотеевский;

- в Курской области - Крупецкий и Суджанский;

- в Брянской области - Троебортновский, Новоюрковичский и Погарский;

- в Смоленской области - Руднянский и Красной;

- в Воронежской области - Бугаевский.

Реализация федеральной целевой программы «Таможня на границе (2011-2020 годы)» создаст объективные условия для комплексного развития приграничных районов Российской Федерации, повысит доходы субъектов Российской Федерации за счёт налоговых поступлений от работы построенных таможенно-логистических терминалов и сопутствующей околотаможенной инфраструктуры, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности этих регионов. Также возведение таможенно-логистических терминалов и создание околотаможенной инфраструктуры повлечет развитие транспортно-логистической и социальной инфраструктуры.

Строительство таможенно-логистических терминалов предполагается осуществить бизнес-сообществом с задействованием механизмов государственно-частного партнёрства.

Одним из направлений развития сферы транспортных услуг является создание и обустройство логистических центров, в особенности мультимодальных, что позволит не только увеличить объем услуг, оказываемых в данной сфере (за счет обеспечения координации работы всех видов транспорта при выполнении грузовых перевозок), но и разгрузить Московский транспортный узел.

Ключевыми проектами в данном направлении являются:

1. Создание приграничной транспортно-логистическая зоны в Белгородском районе Белгородской области. Основная специализация выделяемой зоны – авиационные перевозки пассажиров и грузов из Белгорода и Харькова, а также приграничных территорий: восточной Украины и юго-западной части России, интеграция в международные транспортные системы. Основой транспортно-логистической зоны станет международный аэропорт, выполняющий функцию крупного транспортного узла.

2. Строительство в Белгородской области таможенно-логистических терминалов в непосредственной близости к МАПП «Нехотеевка» и «Шебекино», а также создание сервисных зон для участников внешнеэкономической деятельности.

3. Создание на севере Калужской области транспортно-логистического центра – «сухой порт». Строительство этого объекта позволит удовлетворить потребность в обработке грузов всей Калужской области, сосредоточить большие потоки при распределении грузов в московский регион, а также играть роль распределительного центра при осуществлении транзита через Москву в направлении Запад-Восток. Этому будет способствовать также расширение существующей инфраструктуры и функционала работы Обнинского логистического центра и грузового парка «Росва» в Калужской области.

4. Создание мультимодального транспортно-логистического комплекса «Западные ворота России» в Смоленском районе, северо-восточнее города Смоленска, находящегося на пересечении глобальных транспортных коридоров Восток – Запад и Север - Юг. Основной функцией его будет обработка авто-, ж/д- и авиационных грузов.

5. Строительство логистического терминала в Краснинском районе Смоленской области, находящегося на транспортном коридоре, соединяющем Россию и Западную Европу.

6. Участие в межрегиональном проекте по развитию евроазиатского транспортного коридора «Север-Юг» в части создания Кочетовского логистического узла с несколькими терминалами в Тамбовской области.

7. Строительство международного логистического транспортно-грузового хаба в Курской области для обслуживания ближайших регионов на базе Курского аэропорта с созданием в нем мультимодального логистического центра.

8. Cоздание на территории вокруг аэропорта Туношна (Ярославская область) крупного транспортно-логистического комплекса по обслуживанию авиа, железнодорожных, речных и автомобильных грузопотоков.

9. Организация и развитие транспортно-логистической зоны «Чертовицкое» в Воронежской области для обслуживания грузопотоков соседних областей и приграничных регионов Украины.

10. Создание мультимодального транспортного коридора в Тульской области на основе индустриально-логистического парка «DAMU» (г. Тула), реконструкции и введения в эксплуатацию пассажирского аэропорта «Клоково» в городе Туле, а также международного грузового терминала на территории аэродрома в посёлке Восточный Ефремовского района.

11. Развитие транспортно-логистической системы на федеральной трассе М-4 «Дон» в районе аэропорта Воронеж.

12. Создание логистического парка с организацией высокоэффективного логистического терминала на территории Рязанского района Рязанской области.

13. Создание Брянской региональной транспортно-логистической системы и последующее формирование Западной логистической платформы Центрального федерального округа в целом обеспечит:

- реализацию транзитного потенциала Брянской и смежных областей Центрального федерального округа России в глобальной системе международных транспортных коридоров (МТК) на основе создания в транспортных узлах в зонах тяготения к МТК опорной сети транспортно-логистических комплексов и мультимодальных транспортно-логистических центров;

- расширение межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, создание на территории Брянской и смежных (Смоленской и Калужской) областей региональных транспортно-логистических систем, интегрированных на основе формирования единого информационного, организационно-экономического, научно-технического, кадрового и нормативно-правового пространства;

В стадии реализации находится и вопрос выноса таможенных постов с территории Смоленской и Московской областей на границу Республики Беларусь.

Основными механизмами развития сферы транспортных услуг являются механизмы государственно-частного партнерства, развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами, а также опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы транспортного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий.

Развитие сферы транспортных услуг позволит существенно увеличить среднюю скорость перевозки грузов по территории, улучшить качество обслуживания пассажиров, повысить конкурентоспособность транспортной системы Центрального федерального округа в обеспечении международных грузо- и пассажиропотоков.

Погодо-климатические условия относятся к числу факторов, оказывающих существенное влияние на экономическую эффективность деятельности дорожно-транспортного комплекса. Учет многообразных погодо-климатических факторов, их интенсивности, продолжительности и вероятности проявления при выборе параметров и характеристик дорог в процессе содержания направлен на поиск оптимальных решений, обеспечивающих:

- повышение безопасности движения,

- снижение себестоимости перевозок,

- снижение затрат на содержание дорог и искусственных сооружений,

- повышение экологической безопасности придорожных территорий.

Туристический комплекс

К курортным территориям федерального значения в Центральном федеральном округе относятся курорт Кашин (Тверская область), а также лечебно-оздоровительные местности федерального значения Ярославской и Костромской областей.

Центральный федеральный округ представляет собой центр культурно-познавательного и делового туризма страны, обладает значительным потенциалом для развития экологического туризма. Здесь также развит круизный туризм, который неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Ряд регионов округа располагает возможностями для развития сельского туризма.

Значительный потенциал событийного туризма в Центральном федеральном округе может быть реализован в праздновании приближающихся дат 200-летия Отечественной войны 1812 г. и 400-летия Дома Романовых, 1150-летие г. Ростова (Ярославская область), одновременно с празднованием 1150-летия образования российской государственности и др. Большая часть исторических событий, связанных с этими крупными вехами русской истории, происходила именно на территории современного Центрального федерального округа. Развитие туристического потенциала может быть связано с именами крупнейших ученых и деятелей искусств (празднование 150-летия со дня рождения основателя современной экологии и учения о ноосфере В.И.Вернадского).

Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:

- слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, необходимость дноуглубления и берегоукрепления, а также аэродромы, вертодромы и площадки), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие мест размещения (и досуга) туристов, неудовлетворительное состояние многих объектов показа, недостаточная развитость придорожной инфраструктуры на автомагистралях округа);

- невысокое качество предоставления туристских услуг вследствие недостатка профессиональных кадров;

- недостаточное продвижение многих туристических объектов Центрального федерального округа, слабое легендирование и малое количество общеизвестных брендов.

Инфраструктурное развитие туристской индустрии макрорегиона будет сконцентрировано на наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма направлениях, с использованием кластерного подхода и механизмов государственно-частного партнерства в сочетании с проектами федерального масштаба, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Наиболее известным туристическим маршрутом округа, имеющим системообразующее значение, является Золотое кольцо России, проходящее по территории Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей.

Учитывая уникальное природное и культурное наследие, приграничное положение, развитие туристического сектора экономики Белгородской области имеет большие перспективы. Продолжится разработка туристских паспортов муниципальных образований, создание областного туристско-информационного центра, разработка и реализация маркетинговой стратегии продвижения белгородского турпродукта, разработка интерактивного информационного портала, издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Белгородской области, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров по специальностям в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Кроме того, в регионе формируется межрегиональный туристический кластер совместно с Харьковской областью Украины, в рамках которого развивается сотрудничество туристических организаций, учебных заведений, областных фондов поддержки предпринимательства и других организаций.

Географическое положение Брянской области на стыке границ трех славянских государств России, Белоруссии и Украины будет способствовать дальнейшему развитию международного приграничного туризма и успешной реализации туристического проекта «Славянское кольцо». Туристическим потенциалом Брянской области является строительство мемориальных комплексов по местам боевой славы (Брянщина – партизанский край), а также широкая музейная сеть. Дальнейшее развитие туризма будет происходить комплексно с повышением качества и доступности услуг.

Сфера туризма и рекреации является одним из важнейших конкурентных преимуществ Владимирской области. Продолжится развитие областного туристского бренда «Малое Золотое кольцо». Дальнейшее его продвижение будет проходить комплексно с акцентом на повышение качества и конкурентоспособности услуг.

Основным направлением развития туристско-рекреационного потенциала Воронежской области должен стать внутренний туризм и рекреация (рекреационные зоны, зоны отдыха, досуга, парки развлечений). Дополнительным направлениями могут быть развитие событийного туризма (фестивали, выставки, форумы), развитие делового туризма (экспоцентры, логистика), развитие санаторно-курортного туризма (санатории, турбазы), образовательного, медицинского и семейного туризма.

В Ивановской области намечено развитие системы спортивно-оздоровительного туризма, в т.ч. строительство туристских баз с инфраструктурой спорта для недорогого семейного отдыха. Большим потенциалом развития в Ивановской области обладает рекреационный вид туризма, приоритетом в его развитии является создание центра этого вида туризма в г. Плесе. Для этого предусматривается проведение работ по улучшению транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитию туристской инфраструктуры, проведению ежегодных городских праздников, ярмарок и фестивалей в г. Плесе.

Новыми точками роста в сфере туризма Калужской области, формирующими дополнительные туристские потоки, являются объекты санаторно-оздоровительного и культурно-образовательного назначения. Важной особенностью создаваемого туристического кластера является его выход за границы одной области. Кластер может быть сформирован при условии создания нового межрегионального туристского бренда, включающего Калужскую и Тульскую области, при участии южных районов Московской области. При этом будут использованы не только традиционные туристские ресурсы, но и новые инновационные ядра в сфере туризма, формирующие дополнительные туристские потоки («Сафари Паркъ», парк птиц «Воробьи», культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР» и другие).

Наличие исторических объектов, лесных массивов, природных ландшафтов, умеренно-континентальный климат в сочетании с большими запасами лечебных грязей и минеральных вод создают на территории Костромской области благоприятные условия как для полноценного лечения и отдыха, так и для организации экскурсионного, познавательного, экологического, спортивно-оздоровительного и других видов туризма.

Центральное положение Курской области в европейской части России позволяет использовать ее территорию для транзитного туризма, в том числе автомобильного. Основными направлениями развития туристско-рекреационной отрасли в Курской области являются развитие инфраструктуры туристского бизнеса, а также создание и продвижение интегрального бренда Курской области. На территории Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный биосферный природный заповедник им. профессора А.А. Алехина федерального значения, который входит в уникальную заповедную систему России, имеет статус биосферного комплекса Юнеско, является обладателем Диплома Совета Европы и является эталоном заповедных целинных степей России и всего мира, а также 78 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) областного значения, в том числе 58 памятников природы, что создает хорошие предпосылки для развития экологического туризма в области. В последние годы центром паломничества курян и многочисленных гостей области стал монастырь «Коренная пустынь» – третий по значимости духовный центр России.

Основой туристического кластера Липецкой области станут созданные и развивающиеся в области особые экономические зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина». В особой экономической зоне «Задонщина» начато строительство культурно-развлекательного центра в г.Задонске, продолжаются предпроектные и проектные работы по строительству коттеджно-гостиничного и лечебно-оздоровительного комплексов. Два завода приступили к розливу столовой и минеральной воды.

Город Москва является основным центром культуры и туризма округа. При этом город будет способствовать увеличению количества москвичей, проводящего отпуск в учреждениях отдыха и туризма на территории Московской и других областей округа. В городе будет развиваться гостиничный бизнес.

В Московской области продолжится формирование системных туристско-рекреационных центров в городах (свыше 300 гектаров); формирование рекреационных и курортных местностей. Новые центры туристско-рекреационного обслуживания (всего 12 центров) развиваются в периферийных частях Московской области, преимущественно в западном и северном секторах.

Одной из основных задач развития туризма в Орловской области является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения существующего туристического продукта на внутреннем и международном рынках.

Хороший потенциал развития туризма в Рязанской области имеет водный (речной) туризм по р.Оке, поскольку тенденция его развития характеризуется устойчивым ростом спроса на теплоходные маршруты. Рязанская область, обладая благоприятными природными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке сельского туризма. Еще одним из перспективных направлений развития туризма в области является бизнес-туризм.

Смоленская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. Особенно привлекательны для развития туризма природные объекты области, перспективен также и событийный исторический туризм.

Развитию туризма в Смоленской области уже в ближайшие годы будет способствовать празднование юбилейных дат: 1150-летие основания города Смоленска, 50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина. В целях реализации туристического потенциала Смоленщины на родине Гагарина в непосредственной близости Московского региона планируется строительство тематического парка «Космоленд».

Природное разнообразие и относительно благополучная экологическая ситуация Тамбовской области, особенно в сельской местности, благоприятная для развития производства экологически чистых продуктов питания и экотуризма. Спектр регионального туристского продукта может базироваться, прежде всего, на памятниках истории, археологии и культуры (комплекс дворянских усадеб, музей-усадьба С.В.Рахманинова, дом-музей В.И.Вернадского). Полномасштабные реставрационные работы, проведенные в Тамбовской области по возрождению и реставрации уникальных монастырей и церквей, дают возможность более интенсивно развивать паломнический туризм.

С целью развития музейной сети Тверской области в области осуществляется строительство и открытие новых музеев, интеграция их в туристические маршруты. Получит развитие туристический потенциал озера Селигер, бассейна Волги, естественных карстовых пещер, расположенных в западной части области.

Развитие инфраструктуры музеев-заповедников федерального значения, находящихся на территории Тульской области, таких как: «Ясная Поляна», «Поленово», «Куликово поле» позволит рассмотреть возможность включения их посещения в туры Москвы и Золотого кольца. Для развития курортно-оздоровительного направления в рамках ЦФО будут использованы имеющиеся на территории Тульской области месторождения минеральных вод типа Краинской, Ижевской, Усольской, Трускавецкой, а также возможности санаторно-курортного комплекса, включающего 17 здравниц, в том числе бальнеогрязевой курорт «Краинка» федерального значения.

В Ярославской области продолжится формирование и развитие туристско-рекреационного кластера с развитием туристской инфраструктуры, формирование положительного имиджа области как туристского региона, развитием сферы делового туризма, в том числе на территориях туристско-рекреационных зон областного и межрегионального уровня. Большой толчок к увеличению привлекательности Ярославской области стало прошедшее в 2010 году тысячелетие Ярославля. В городе проведена значительная реконструкция, открыты многие привлекательные для туристов объекты и памятники, развлекательные заведения, открыты много новых комфортабельных гостиниц что бы разместить гостей города. Самобытными городами принимающими большой поток иностранных и российских туристов являются города Мышкин, Углич, Переславль – Залесский, Ростов, Тутаев, Гаврилов-Ям и др.

Одним из направлений развития туризма Ярославской области является деловой и конгрессный туризм. В Ярославле открыт новый концертно-зрелищный центр, строится конгресс – отель. Уже получили в Ярославле «прописку» мероприятия международного масштаба – Мировой политический и экономические форумы, проходят концерты российских и звезд мировой величины. Реализуется масштабный проект по строительству курорта «Золотое кольцо» и множество других проектов индустрии гостеприимства. В 2012 году г. Ростов, Ярославской области будет отмечать 1150 лет со дня основания, по намерениями федеральных и региональных властей этот юбилей превратит город Ростов в центр Православия и паломнического туризма.

Мощным средством развития туризма станет создание межрегиональных туристических продуктов, например «Литературная Россия – Толстовские, Тургеневские, Бунинские, Есенинские и другие места», «Музыкальная Россия», «Святые места России» и т.д.

Итогом реализации этих мероприятий развития туризма станет создание в Центральном федеральном округе современной, технически оснащенной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности как российских, так и иностранных граждан. Комплексное развитие намеченных направлений приведет к укреплению материальной базы туризма, росту комфортабельности средств размещения, расширению многообразия туристских маршрутов. В регионах будут сформированы современные туристско-рекреационные кластеры, соответствующие международным требованиям к уровню инфраструктуры, материально-технической базы, сервисному обслуживанию и обеспечивающие удовлетворение потребностей в разнообразных туристских услугах. Будет создана современная система подготовки кадров для турбизнеса и смежных отраслей.

Для эффективного использования и развития рекреационного комплекса потребуется учет погодно-климатических факторов, в том числе улучшение прогнозов погоды, составление климатических описаний объектов туризма и отдыха. Меняющиеся погодно-климатические условия на территории округа потребуют создания средств защиты объектов туризма от подтоплений и других разрушающих явлений, укрепления и своевременного ремонта памятников старины.

Сфера услуг

В данном разделе сфера услуг ограничивается услугами торговли и общественного питания, все прочие виды услуг (транспортные, туристические жилищно-коммунальные, финансовые, образовательные, услуги здравоохранения и др.) рассматриваются в соответствующих разделах.

Сфера услуг Центрального федерального округа развивается высокими темпами. Оптовая и розничная торговля составляет около трети в суммарном ВРП макрорегиона.

В 2009 году в результате кризисных явлений в экономике оборот розничной торговли в округе сократился на 4,8%. Особенностью сферы торговли макрорегиона является доминирование Москвы и Московской области (51,2% и 18,4% соответственно от общего оборота розничной торговли округа). Оборот розничной торговли по торговым сетям округа составляет 16,8% от общего объема, что говорит о существенном потенциале развития торговых сетей.

В Центральном федеральном округе расположено 26,3% розничных рынков страны (28% торговых мест).

Объем платных услуг населению в 2009 году в округе составил 92,2% от уровня 2008 года, наибольшее падение (более 10%) отмечено в Ярославской и Смоленской областях, а также в г. Москве, где оказывается 59,4% от объема платных услуг населению в целом по округу.

В сфере оптовой торговли Центрального федерального округа в 2009 году отмечено падение оборота на 11,6%. На г. Москву приходится 76,3% оборота оптовой торговли округа, 45,1% от показателей в целом по стране.

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в округе, является недостаточно развитая торговая инфраструктура, низкие темпы и объемы строительства новых торговых площадей.

Развитие сферы торговли Центрального федерального округа подразумевает создание эффективной товаропроводящей системы. Важнейшим аспектом здесь является обеспечение достаточного уровня обеспеченности экономики транспортно-логистической и коммунальной инфраструктурой.

Меры государственной политики в области развития торговли будут ориентированы на увеличение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций, опережающее наращивание коммунальных генерирующих и распределительных мощностей, развитие сферы телекоммуникаций и электронных платежей.

Основными механизмами развития инфраструктуры торговли являются строительство инфраструктурных объектов; использование механизмов государственно-частного партнерства; предоставление различных льгот, а также создание необходимых административных условий с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.

Стимулирование развития дистанционной торговли будет осуществляться через повышение доступности недорого и качественного (широкополосного) доступа в Интернет, развития системы почтовой и курьерской доставки, повышения безопасности и надежности системы электронных платежей, разработке мер по защите прав потребителей при осуществлении покупок через Интернет.

Важной задачей развития сферы торговли является снижение диспропорции в развитии торговли в промышленно развитых центрах макрорегиона и удаленных населенных пунктах, где материально-техническая база торговых предприятий в основном неэффективна и морально и физически устарела.

Основными инструментами развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах являются предоставление налоговых льгот и кредитов участникам рынка, открывающим магазины в малонаселенных городах и территориях с населением, обладающим невысоким доходом.

Повышению конкурентоспособности сферы торговли будет способствовать поддержка кооперации малого и среднего бизнеса (сбытовых и закупочных кооперативов малых и средних производителей), что позволит агрегировать предложение нескольких производителей и с приемлемыми удельными издержками создать единую систему дистрибуции.

Перспективное развитие сферы общественного питания, повышение качества обслуживания населения связано с формированием системы комплексного обслуживания населения округа в торговых организациях современного формата, дополнительно предоставляющих услуги общественного питания.

Целевыми ориентирами развития сферы торговли Центрального федерального округа являются увеличение доли дистанционной торговли с 2% до 10%, увеличение доли современных торговых площадей до 80%, консолидация отрасли торговли, укрупнение существующих участников рынка розничной торговли, более глубокое проникновение на региональные рынки крупных сетевых компаний, рост региональных торговых сетей.

Наши рекомендации