Информационно-коммуникационные технологии

Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимно влияющих рыночных субъектов называется коммуникацией.

Существует достаточное число определений понятия «коммуника­ция» [15], но в основном они сводятся к следующему. Во-первых, ком­муникация — это процесс передачи информации, а во-вторых, — про­цесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю для изменения поведения этого получателя. Таким обра­зом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контро­ле и общении [1].

Коммуникация (от лат. «communicatio» — сообщение, передача) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивиду­ального) к другому посредством знаков, зафиксированных на матери­альных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию [1].

Коммуникация, как и любое социальное явление, — сложный про­цесс, объясняемый с разных точек зрения. В литературе приводится множество определений коммуникации, авторы которых рассматри­вают коммуникацию как:

• процесс (в определениях этих авторов коммуникация рассматри­вается в качестве совокупности действий во времени, направленных на реализацию процесса передачи информации между людьми, и выс­тупает как социальная категория);

• канал связи (в этих определениях коммуникация — инженерно-техническая категория);

• услугу (в данном определении коммуникация представляет со­бой экономическую категорию, зависящую от конкретных условий производства и потребления);

• функцию (здесь коммуникация выступает как совокупность дей­ствий для достижения поставленной цели);

• систему (в этих определениях коммуникации основной упор де­лается на реализацию обмена информацией между группами людей).

Коммуникацию рассматривают также как сферу деятельности, ас­пект технологии, культуру субъектных отношений и т.д.

Таким образом, в простейшем случае коммуникацию можно пред­ставить как взаимодействие между экономическими агентами (субъек­тами), опосредованное некоторым объектом (сообщением), поэтому коммуникация целесообразна (функциональна) и включает в себя пе­ремещение материи и сообщений. Различают следующие (рис. 1.4) типы коммуникации: пространственную (транспортную) и смысловую семантическую), которая в свою очередь подразделяется на внутреннюю (внутрисубъектную) и внешнюю (социальную). Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях: массовом, групповом и межсубъектном (последние два уровня описания представляют ин­терес для микроэкономики).

С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как про­цесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных, исходящих от субъекта. Различают сле­дующие формы коммуникационной деятельности, которые определя­ются их целями: субъект-субъектные (общение), т.е. равноправные взаимоотношения; субъект-объектные (управление), характеризуется такими формами, как приказ, обучение, внушение; объект-субъектные (подражание), представляется как самоуправление.

Заслуживает внимания более подробное рассмотрение линейной модели коммуникации как процесса взаимодействия двух экономиче­ских субъектов (агентов). При рассмотрении этой модели коммуникации выделяют следующие его составные части (рис.1.5): передающую коммуникант (субъект, агент, передатчик); передаваемую — объект; при­нимающую — реципиент (субъект, агент, приемник).

В данной линейной модели понятие эффективной коммуникации связано с коммуникантом и предполагает получение достоверной ин­формации реципиентом, адекватное ее понимание и ответную его реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех, воздействующих на канал передачи сообщений, путем дублирования сообщения, его кодирования, повышения качества канала связи. Поскольку рассматриваемая модель линейная (упрощен­ная, однонаправленная), то ей присущи следующие недостатки: мо­дель не отражает такие свойства, присущие коммуникации, как динамичность и двунаправленность; модель не учитывает то, что коммуни­кация — сложный процесс, возникающий между многими элементами, которые оказывают влияние друг на друга.

На базе упрощенной линейной модели коммуникации системная модель рассматривается как коммуникационный процесс не в виде монолога, а равноправного диалога. Наряду с коммуникационными процессами, ведущую роль в такой модели начинают играть информа­ционные взаимодействия. Системная модель информационно-комму­никационных процессов (рис. 1.6) имеет следующие части:

• передающая — коммуникант, являющийся источником сообщений;

• передаваемая — сообщение S1(t), которое формируется (кодиру­ется — К1) с помощью символов;

• канал 1 — путь (средство) физической передачи сообщения, в ко­тором действует помеха ζ 1(t). искажающая сообщение;

• принимающая — реципиент, получающий искаженное каналом сообщение S2(t) и расшифровывающий его с помощью декодера (Д1).

Обратная связь, по которой передается реакция получателя на при­нятое сообщение, может быть описана цепочкой: S4(t) = S3(t)+ζ2(t).

Предложенная системная модель информационно-коммуникационных процессов может быть использована для описания взаимодействия агентов при последовательном обмене сообщениями, в котором каждое последующее сообщение основывается на предыдущем, а ком­муникант и реципиент меняются ролями. Возможны различные мо­дификации данной модели. Например, при ее использовании в марке­тинговой среде трансформация модели может описывать случаи, ког­да реципиент 1 и коммуникант 2 объединяются и описывают активное поведение целевых клиентов. Объединение каналов передачи сообще­ний приводит к построению Newcomb's Symmetry Model (NSM), а ак­центирование внимания на искажениях, вносимых каналом передачи, приводит к ее трансформации в Shannon and WeaverMathematical Theory of Communication (SWMTC).

Наличие коммуникационного канала (канала связи) — обязатель­ное условие любой коммуникационной деятельности. Коммуникаци­онный канал (КК) обеспечивает движение материальной формы со­общений (а не смыслов) в физическом пространстве и астрономи­ческом времени и является материально-техническим средством. Информационная деятельность обеспечивает движение смыслов в со­циальном пространстве и является духовной деятельностью.

Различают естественные и искусственные коммуникационные ка­налы и средства. Естественные КК присущи человеку и обеспечива­ют передачу информации на вербальном (речевом) и невербальном (эмоциональном) уровнях. Искусственные КК используются тогда, когда два агента лишены информационного взаимодействия через не­посредственный контакт, и делятся на устную, документальную, элек­тронную и их комбинации.

Рассмотрение сущности управления коммуникацией предполага­ет представлять объект и субъект управления как целостную единую систему. Такой методологический подход предусматривает два вида управления: средствами коммуникации и людьми участвующими в их реализации. Управление коммуникациями — это прежде всего взаи­моотношения между людьми, которые управляют средствами комму­никаций [1]. Как и во всякой системе, управление коммуникацией предполагает осуществление комплекса функций: планирования, орга­низации, учета, мотивации и контроля.

Под управлением процессом коммуникаций следует понимать комп­лекс воздействий на средства и работников, осуществляющих данный процесс с помощью этих средств. При этом человек выступает как субъект управления, а объект — как коммуникация (средства комму­никации). Такой комплекс включает в себя проведение всех функций управления как на каждом из уровней на самом предприятии, так и в рыночной сети.

Постоянный рост объемов информации о взаимодействиях пред­приятий в условиях рыночной среды требует совершенствования ИТ, а дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации. Конвергенция информационных технологий и коммуникационных процессов привела к возникновению нового понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).

Наши рекомендации