Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
Вопрос 1:
Собственность — принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.
Собственность — исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления.
Субъектами собственности могут выступать люди, предприятия, организации и государство.
Объектами собственности обычно являются факторы производства и готовая продукция.
Собственность в юридическом смысле – право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Право владения — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственности.
Право пользования — основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и получения от него плодов и доходов.
Право распоряжения — предоставляемая собственнику возможность по собственному усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества, т. е. действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, передача по наследству, сдача в аренду, залог и т.п.).
Собственность в экономическом смысле – это отношения присвоения имущества, его хозяйственного использования и получения экономической выгоды.
Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональную характеристику: владение, управление и контроль.
Формы собственности:
Частная собственность, представляет собой владение факторами производства с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.
Государственная собственность представляет собой сосредоточение прав собственности у государственного института власти, где верховным распорядителем является государство, а управляют ею назначенные государством руководители.
Вопрос 2:
Конкуренция – это борьба между товаровладельцами за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.
Конкуренция— состязательность (соперничество) на рынке большого количества независимых друг от друга субъектов рынка (производителей, потребителей) за более выгодные условия.
Конкуренция может быть совершенной (свободной) и несовершенной.
Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – этоположение на рынке, когда существует одновременно множество продавцов и покупателей определенной продукции, и никто из них не в состоянии контролировать уровень цен, так как доля каждого продавца в предложении однородной продукции незначительна.
Несовершенная конкуренция — это положение на рынке, когда имеется небольшое количество производителей или потребителей продукции и наиболее крупные предприятия имеют возможность самостоятельно определять рыночные цены.
Монополия — господство на рынке одного или нескольких крупных товаропроизводителей в целях повышения цен и получения высокой прибыли.
Монополия - это исключительное право одного или нескольких лиц, государства, организаций на производство благ и услуг, внутреннюю и внешнюю торговлю.
Монополия — это сила, подрывающая конкуренцию.
Выделяют чистую монополию и монопсонию.
Чистая монополия — состояние рынка, где действуеттолькоодин продавец товара (услуги). Разновидностями чистой монополии являются:
Естественная монополия — это сфера производства которая обеспечиваетвысокую экономию за счет её масштабов т.е продукция (услуга) может быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий. (добыча и продажа газа, нефти, редких полезных ископаемых, железнодорожное сообщение, городской метрополитен, связь, производство и доставка к потребителям электроэнергии и т.д).
Легальная монополия имеет место в том случае, если производитель предлагает уникальный товар (услугу), которому нет аналогов, и потребитель вынужден его приобретать по цене монополиста ввиду отсутствия заменителей.
Искусственные монополии — это объединения предприятий, создающих барьеры для входа в рынок новых производителей посредством захвата источников сырья, каналов сбыта продукции, пользования более высокого уровня техники и технологии за счет применения более крупного капитала, который позволяет расширять производство и вытеснять новых конкурентов.
Монопсония — состояние рынка, где множеству продавцов одного и того же товара противостоит единственный его покупатель.
Монопсонист искусственно ограничивает объем закупок на какое-то время, чтобы спровоцировать поставщика на снижение цен.
Монополистическая конкуренция — соперничество на рынке большого числа крупных предприятий посредством использования приемов ценовой и неценовой конкуренции.
Олигополия — господство на рынке небольшого числа крупных товаропроизводителей (не более 10), которые делят между собой сферы своего влияния (сельхозмашиностроение, автомобилестроение).
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство — комплекс государственных мер, направленных на поддержание конкуренции во всех сферах хозяйственной деятельности, противодействие и ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции с целью защиты общественных интересов.
К методам антимонопольного регулирования относятся:
1. контроль над ценообразованием;
2. налоговое регулирование;
3. политика демонополизации;
4. стимулирование конкурентной борьбы;
5. предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.