Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция

Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры, или модели рынка. Рыночная структура (модель рынка) – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов, как со стороны производства, так и спроса. Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют их признаки:

1. численность субъектов и их рыночные доли, определяющие отсутствие или наличие у них рыночной власти;

2. степень дифференцации продукта;

3. условия вступления в отрасль (на рынок) и выход из неё (барьеры).

4. информация, как основной фактор, оказывающий влияние на поведение фирм.

Рынок совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции удовлетворяет следующим условиям:

1) на рынке присутствует бесконечно большое число субъектов, вследствие этого их доля на рынке бесконечно мала;

2) товар, представленный на рынке (в отрасли) однороден, стандартизирован;

3) барьеры входа выхода на рынок отсутствуют;

4) информация полная, доступная, совершенная;

Отличительной чертой совершенной конкуренции является неспособность субъектов повлиять на рыночную ситуацию. Малые размеры фирм и их рыночных долей свидетельствуют об отсутствии у них рыночной власти. Вследствие того, что товар однороден, единственным критерием выбора для потребителя будет цена и продавцам не выгодно устанавливать цену выше (потеряют покупателей) или ниже рыночной (потеряют прибыль) и они принимают параметры рынка. Совершенно- конкурентная фирма – это фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции.

Критерии совершенной конкуренции

1) наличие совершенно эластичного спроса на продукцию конкурентной фирмы (Р = const);

AR = TR/Q = P*Q/Q = P; MR = dTR /d Q = P*dQ/dQ = P

2) наличие бесконечно растущего дохода TR конкурентной фирмы.

Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция - student2.ru

Поведение фирмы в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде выделяют 3 варианта поведения фирмы:

- максимизация прибыли;

- минимизация убытков;

- прекращение производства.

Первый вариант поведения конкурентной фирмы реализуется тогда, когда цена находится выше уровня минимального значения средних издержек АС. Предприятие на отрезке 1- 2 получает прибыль, которая равна площади заштрихованного четырехугольника. Перед предприятием встает вопрос поиска оптимального объема продукции, при котором прибыль будет максимальна.

П = (P-AC)Q; П = S заштрихованного. четырехугольника

Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция - student2.ru

Второй вариант поведения конкурентной фирмы реализуется тогда, когда цена на товар, сложившаяся на рынке (в отрасли) находится между минимальным значением средних издержек и минимальным значением средних переменных издержек. Предприятие несет убытки, поэтому ему необходимо определить оптимальный объем продукции, при котором убытки будут минимальными.

AVCmin < P < ACmin; У = (P-ACmin)Q; У = S заштрихованного четырехугольника;

Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция - student2.ru

Третий вариант поведения конкурентной фирма в краткосрочном периоде реализуется тогда, когда цена рынка (отрасли) упала на столько низко, что не покрывает даже уровень минимальных средних издержек. В этом случае предприятие должно прекратить выпуск товара (уйти с рынка). P < AVCmin

Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция - student2.ru

Равновесие в условиях совершенной конкуренции.

В состоянии равновесия совершенно-конкурентная фирма производит такой выпуск продукции, при котором если есть прибыль, то она максимальна, а если есть убыток, то он минимальный. Прибыль максимальна, а убыток минимальный тогда, когда выполняется равенство:

МС = МR.

В условиях совершенной конкуренции, вследствие того, что предельный доход равен цене: MC = P.

Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция - student2.ru

О – точка равновесия в условиях совершенной конкуренции.

Qo – оптимальный объем выпуска продукции, при котором, если будет прибыль, то она будет максимальной, а если будет убыток, то он будет минимальным. Поскольку все точки оптимального, с точки зрения максимизации прибыли, выпуска лежат на кривой предельных издержек, то она отражает связь между ценой и объемом выпуска. Линия, показывающая предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены, называется кривой предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Она представляет собой часть предельных издержек, расположенную выше минимальных значений средних переменных издержек.

Поведение фирмы в долгосрочном периоде:

Если в краткосрочном периоде фирма ориентируется на уровень издержек, то в долгосрочном периоде ориентиром становится прибыль. В долгосрочном периоде конкурентная фирма может изменить все факторы производства или даже уйти с рынка.

Допустим, в отрасли существовало равновесие. Предположим, что спрос на товар этой отрасли вырос, и отрасль сразу же отреагирует повышением равновесной цены. Рост цены станет источником дополнительных прибылей предпринимателей. Вследствие того, что барьеры отсутствуют, а информация совершенная, об этих прибылях узнают другие участники рынка и устремляются в эту отрасль, что приведет к росту предложения и падению равновесной цены. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока цена не опустится до уровня издержек. А если цена опустится ниже уровня издержек, в отрасли будут убытки, которые будут выполнять роль антистимула, и весь процесс пойдет в обратном направлении.

Совершенная конкуренция является идеальной структурой, в практике она не встречается, но носит большое методологическое значение (на её основе рассматриваются все другие виды рыночных структур) и выступает идеалом, к которому нужно стремиться.

Достоинствами рынка совершенной конкуренции являются:

- цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается на самом низком уровне, а объем выпуска самый большой, что свидетельствует о максимальном удовлетворении покупательского спроса;

- отсутствие барьеров и совершенная информация становятся причиной самого эффективного использования ресурсов;

- безубыточность рынка гарантирует ему устойчивость.

Но рынок совершенной конкуренции обладает недостатками:

- малые размеры фирм не позволяют им закупать дорогое оборудование и проводить научные исследования;

- невозможность экономии ресурсов за счет эффекта масштаба производства.

Наши рекомендации