Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос ( Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru : потребительский спрос Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru , инвестиционный спрос Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru , спрос со стороны государства Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru и чистый экспорт Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru — Спрос населения страны на потребительские товары

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru — Спрос предприятий на инвестиции

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru — Государственные закупки (госзаказы)

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru — реального объема инвестиций.

Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Равновесный уровень цен и равновесный объем производства

Совокупный спрос и предложение воздействуют на установленние равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru от точки Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru к точке Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru . Неценовые факторы вызывают изменение в Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru , сдвигая кривую Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru влево или вправо до Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru или Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru .

Ценовые факторы Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru кроме уровня цен:

Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.

Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru

Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

Потребительские расходы, которые зависят от:

Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD

Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD

Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD

Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.

Инвестиционные расходы, к которым относят:

Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.

Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.

Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.

Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

Государственные расходы

Расходы на чистый экспорт

Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

Совокупное предложение

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. - student2.ru

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

Горизонтальный.

Промежуточный (восходящий).

Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

Изменение цен на ресурсы:

Наличие внутренних ресурсов

Цены на импортные ресурсы

Господство на рынке

Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

Изменения правовых норм:

Налоги с предприятий и субсидии

Государственное регулирование

Наши рекомендации