Организационные предпосылки использования нормативного метода.

1) наличие «нормативного хозяйства» - система, которая включает методологическую базу и необходимую инфраструктуру, обеспечивающую разработку норм и учетных цен, ревизию норм и учетных цен и внесение изменений в нормы и учетные цены,

2) наличие регламента ведения учета и анализа отклонений:

2.1. определение в разрезе видов ресурсов, методов выявления фактических величин потребления ресурсов и соответственно отклонений от норм и лиц, ответственных за эти методы,

2.2. определение форм документов, используемых для отражения информации о фактическом потреблении производственных ресурсов,

2.3. определение порядка формирования предоставления первичных отчетов,

2.4. определение методики анализа зафиксированных отклонений,

2.5. определение порядка регулирования, возникших отклонений,

2.6. определение порядка формирования итоговых отчетов,

2.7. разработка учетной политики по учету затрат. Данный раздел учетной политики предполагает, что каждому счету, на котором фиксируются затраты вводятся аналитические счета и субсчета, на которых отражается:

· нормы,

· отклонения,

· изменения.

Проведение факторного анализа отклонений.

Факторный анализ предполагает разделение возникших отклонений по причинам, вызванным их применение.

Пример: в примере допускаем, что отсутствуют запасы НЗП и готовой продукции.

1. уровень «0» - руководителю предприятия предоставлен отчет о результатах деятельности за прошедший период:

· фактическая прибыль = 1400 руб.,

· плановая прибыль = 112000 руб.,

· отклонение прибыли = 110000 руб.

2. уровень «1» - детализация информации.

Показатели ф пл D
1. объем продаж, шт. -2000
2. выручка, руб. -120000
3. переменные затраты, руб. -5400
4. маржинальная прибыль, руб. -114600
5. постоянные затраты, руб. -4000
6. прибыль -110600

Наибольшее влияние на недополучение прибыли оказал показатель «выручка» (негативное влияние на 120000 руб.).

Возникает вопрос: в чем была причина недополучения выручки:

1. в том, что объем продаж упал,

2. в том, что снизилась цена продаж.

Если наблюдается большая величина отклонений на объем продаж, а величина переменных затрат и постоянных не уменьшилась.

Уровень «2»

Показатели ф D Гибкий бюджет D пл
1. объем продаж, шт. - -2000
2. выручка, руб. +20000 -140000
3. переменные затраты, руб. +86000 -92000
4. маржинальная прибыль, руб. -66600 -48000
5. постоянные затраты, руб. -4000 -
6. прибыль -62600 -48000

Гибкий бюджет – это определение величины и некоторого показателя на основе планового значения (цена на ед.) и фактического количества произведенной и реализованной продукции. В современной экономике это называется план в пересчете на факт.

Уровень «3»

На этом уровне проведем анализ причин превышения величины переменных затрат. Предствавим их в постатейном режиме.

Показатели ф D Гибкий бюджет D пл
1. объем продаж, шт. - -2000
2. материалы +70000 -40000
3. оплата труда +11600 -32000
4. ОПР +2000 -6000
5. коммерческие расходы +3000 -14000
6. всего +86600 -92000

Уровень «4»

Анализ отклонений по статье материальные затраты.

Показатели ф D Гибкий бюджет D пл
1. объем продаж, шт. - -2000
2. цена материалы, руб./кг +4
3. норма расхода, кг/ед. 0,5 +0,1 0,4 0,4
4. потреблено +1000 -800
5. величина затрат на ед. +7
6. величина затрат на выпуск (МЗ) +70000 -40000

МЗ = объем . норма расхода, руб./ед.

 
  Организационные предпосылки использования нормативного метода. - student2.ru

Норма расхода, кг/ед . Цена, руб.

Формулы расчета отклонений по факторам.

Факторы отклонения:

1. по выработке (по количеству произведенной продукции) D=Цена пр. факт. пл. . Норма расхода пл. . (Объем продукции пл. - Объем продукции факт.);

2. по нормам расхода производственного фактора на единицу продукта D=Цена пр. факт. пл. . Объем продукции факт. . (Норма расхода пл.- Норма расхода факт.);

3. по цене производственного фактора D= Норма расхода факт. . Объем продукции факт.. (Цена пл. - Цена факт.)

Бюджетирование.

1. Основные показатели бюджетов и порядок их расчетов.

Финансовое планирование – это составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оно направлено на реализацию стратегии и решение оперативных задач предприятия.

В зависимости от срочности выделяю:

* бизнес планирование: срок больше чем год = 3 – 5 лет,

*бюджетирование: срок меньше года. Эти виды планов отличаются еще и уровнем аналитичности.

Например, в бизнес – планировании общие затраты покажем общей суммой, а в бюджетировании постоянные затраты распределяются по статьям, а с другой стороны по местам их возникновения (по отделам).

Бюджетирование – это управленческая технология, это показатель качества управления компании.

Бюджетирование включает в себя три составных части.

1) технология бюджетирования, в которую входят:

§ инструментарии финансового планирования: виды и форматы бюджетов, системы целевых показателей и нормативов,

§ порядок консолидации бюджетов.

2) Организация бюджетирования, включающая:

§ финансовую структуру компании,

§ бюджетный регламент,

§ механизм бюджетного контроля,

§ распределение функций в аппарате управления в процессе бюджетирования,

§ система внутренних нормативных документов.

3) Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая не только составление прогнозов, но и постановку управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получить оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов.

Наши рекомендации