Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации

Повышение конкурентоспособности организации предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа организации и ее продукции. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство продукции, рассчитанной на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности организации, которая включает внешние и внутренние факторы [29, с 234].

Внешними факторами являются:

- уровень открытости экономики страны;

- уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

- уровни конкурентоспособности страны, региона, вида деятельности;

- уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

- правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

- налоговые ставки;

- научный уровень управления экономикой страны, региона и вида деятельности;

- национальная система стандартизации и сертификации;

- качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

- государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;

- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности организации являются:

- конкурентная среда и уровень конкуренции по виду деятельности, степень приватизации организаций в стране;

- характеристики спроса на продукцию организации (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству продукции, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

- развитость и конкурентные преимущества различных видов деятельности, которые обеспечивают организацию необходимыми материалами и информационными средствами;

- случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

- экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей [8, с. 211-212].

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности организации относятся конкурентная стратегия организации, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов организации, которые формируют ее конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности организации можно подразделить на следующие группы.

1) Структурные:

- прогрессивность производственной структуры организации (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

- миссия организации в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности продукции;

- совершенство организационной структуры организации, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного продукта;

- уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности продукции;

- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

- уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ организации;

- совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

2) Ресурсные:

- уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3) Технические:

- удельный вес патентованных продуктов, технологий, оборудования;

- уровень качества изготовления продукции.

4) Управленческие:

- уровень конкурентной стратегии организации;

- уровень конкурентоспособности менеджмента;

- уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

- уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

- уровень функционирующей системы управления качеством продукции в организации;

5) Экономические:

- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

- финансовая устойчивость функционирования организации;

- доля экспорта наукоемкой продукции.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособности организации являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данной организации; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость организации в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей [8, с. 212-214].

Конкурентоспособность продукции определяет ее способность выдерживать конкуренцию с аналогичными изделиями-конкурентами, что выражает ее конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества продукции достигаются за счет производства, прежде всего нового востребованной рынком продукции или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов организации и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества продукции, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных продуктов-конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли.

1. Факторы конкурентных преимуществ продукции подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам конкурентного преимущества продукции относятся:

- уровни конкурентоспособности страны, видов деятельности, региона, организации;

- сила конкуренции на рынке товаров;

- сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;

- появление новых потребностей;

- уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;

- активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним факторам конкурентного преимущества продукции относятся:

- патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) продукта;

- рациональность организационной и производственной структур

организации;

- конкурентоспособность персонала организации;

- прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий;

- уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности в организации;

- уровень системы управления (менеджмента);

- обоснованность миссии организации с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности продукции [8, с. 220-221].

2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции.

Основными факторами конкурентоспособности продукции являются:

- цена потребления продукции, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее эксплуатации;

- уровень качества продукции (в сравнении с продукцией конкурирующих организаций);

- соотношение цены потребления продукции (полных расходов потребителя по приобретению и потреблению продукции в течение всего срока ее эксплуатации) и качества продукции;

- неценовые факторы и, прежде всего, качество сервисного обслуживания продукта;

- сводные параметрические индексы конкурентоспособности продукции по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя [2, с. 237; 9, с. 201].

Среди факторов конкурентоспособности продукции наиболее важным является соотношение качества продукции и цены ее потребления. Для определения степени «тесноты» этого соотношения применяется показатель эластичности (изменения) цены продукции при изменении ее качества. Коэффициент эластичности цены по качеству ( Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru ) определяется как частное от деления процентного изменения цены продукции (Ц) к процентному изменению качества продукции ( Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru Кач) по формуле (1.2):

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru , (1.2)

где Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru и Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru , Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru и Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru - качество и цена потребления продукции анализируемой (1) и базисной (0) организации соответственно.

Соотношения качества продукции и цены ее потребления при разных коэффициентах эластичности приведены на рисунке 1.1.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru

Рисунок 1.1 - Эластичность цены потребления продукта по его качеству

Источник: [8, с. 221].

Различают три основных вида эластичности цены продукции по ее качеству:

1) единичная эластичность цены, когда на каждый процент изменения комплексного показателя качества продукции цены потребления изменяются соответственно на 1% (Еа = 1);

2) эластичная цена, когда цена потребления продукции изменяется в процентах быстрее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Еа >1);

3) неэластичная цена, когда цена потребления продукции изменяется медленнее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Еа <1).

Единичная эластичность цены уравновешивает интересы товаропроизводителя и потребителя. На неэластичной цене, если продукция реализуется, в краткосрочном периоде проигрывает товаропроизводитель. Эластичная же цена обеспечивает товаропроизводителю его долгосрочное процветание и долговременный период пребывания на рынке, если проблем с реализацией продукции нет [7, с. 244-246].

Помимо частных требований к продукции, выдвигаемых рынком и каждым отдельным потребителем, существуют и общие требования к производству всех видов продукции. Это нормативные параметры, которые устанавливаются действующим законодательством, международными и региональными стандартами; нормативно-техническими регламентами страны-экспортера и стран импортеров, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции фирм-изготовителей данной продукции, патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то риск выведения продукции на рынок является высоким [29, с. 236].

В условиях обострения конкуренции возникает необходимость постоянного уточнения показателей конкурентоспособности продукции посредством учета факторов риска внешней среды, которые представляют собой возможные ее изменения, приводящие к снижению конкурентоспособности продукции.

С точки зрения конкурентоспособности продукции выделяются две основные группы факторов риска внешней среды, наиболее распространенные из которых представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация основных факторов риска внешней среды

Признак группировки Наиболее распространенные факторы риска
1. Факторы риска конкретного рынка
Изменения в общерыночной среде - появление новой ниши рынка; - перегруппировка существующих сегментов рынка; - изменение типа конкуренции на рынке и др.
Изменения в действиях конкурентов - появление новых конкурентов; - изменения стратегии производства и сбыта продукции существующими конкурентами и др.
Изменения в продуктах-конкурентах - появление новой продукции; - изменение свойств существующей продукции; - появление новых продуктов-заменителей и др.
Изменения в поведении потребителей - изменение платежеспособного спроса; - появление новых требований к продукции данного вида и др.
2. Макроэкономические факторы риска конкурентной среды
Изменение свойств продукции - введение новых стандартов качества продукции, изменение инновационной и инвестиционной политики и др; - изменение политики налогообложения, кредитования и ценообразования; - изменение внешнеторговой политики и др.

Источник: [8, с. 223].

Учет факторов риска конкретного рынка определяется для каждого оцениваемого продукта на основе маркетинговых исследований. Для этого всевозможные опасные изменения на рынке распределяются по степени весомости их влияния на конкурентоспособность оцениваемой продукции (сумма всех весов по важности равняется 1). После этого для каждого фактора риска определяется степень вероятности его появления, которая имеет значения в диапазоне от 0 до 1. Перемножив по каждому фактору риска оба коэффициента (весомость и вероятность их появления), определяем показатель риска для каждого из факторов. Затем, сложив полученные показатели, определяем общую оценку риска в целом по конкретному рынку:

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru (1.3)

где Р – общая оценка риска в целом по рынку, доли единицы;

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – вероятность появления i-го фактора риска;

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – весомость i-го фактора риска;

n – количество факторов риска.

Рынок, который имеет наибольшее значение общего риска, является наиболее неподходящим и опасным для реализации продукции [8, с. 222-223].

Общую оценку риска по конкретному рынку можно использовать для уточнения оценки уровня конкурентоспособности продукции, сбыт которой ориентирован на данный рынок:

Fрынок=1+Rрынок, (1.4)

где Fрынок – показатель (коэффициент) уточнения оценки уровня конкурентоспособности продукции для конкретного рынка.

Макроэкономические факторы риска являются основными показателями для оценки развитости конкурентной среды. Их учет предполагает определение:

1) основных макроэкономических факторов, характеризующих конкурентную среду;

2) реальных их значений;

3) требуемых значений;

4) единичных показателей, которые с учетом коэффициентов важности позволяют рассчитать один комплексный показатель, представляющий собой совокупную оценку развитости макроэкономической конкурентной среды по формуле (1.5):

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru , (1.5)

где Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – совокупная оценка макроэкономической конкурентной среды;

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – реальное значение i-го макроэкономического фактора риска, характеризующего конкурентную среду;

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – требуемое значение i-го макроэкономического фактора риска, характеризующего конкурентную среду;

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – вес важности i-го макроэкономического фактора риска;

n – количество макроэкономических факторов риска.

Определив разницу между 1 и полученной совокупной оценкой развитости макроэкономической конкурентной среды ( Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru ) и суммируя ее с 1, определяем показатель корректировки закладываемого уровня конкурентоспособности нового или модернизируемого продукта на риск макроэкономических изменений конкурентной среды:

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru (1.6)

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и организации - student2.ru – коэффициент корректировки уровня конкурентоспособности продукта на риск макроэкономических изменений конкурентной среды [8, с. 223-224].

Наши рекомендации