Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Внешней средой фирмы можно назвать те факторы и условия, которые возникают вокруг, несмотря на деятельность организации и оказывают влияние на ее работу [15].

Процесс, с помощью которого можно осуществлять контроль над внешними факторами организации с целью определения возможных угроз, называется анализом внешней среды. С его помощью предприятие может получить дополнительное время и спрогнозировать все возможности, а также спланировать ряд действий для разных обстоятельств. Анализ внешней среды дает организации время для разработке стратегий , тем самым она может избежать возможные угрозы.

Проблемы и их решения можно выделить в следующих группах:

1) Экономические факторы.

Для того, чтобы понять как распределяются и формируются ресурсы нужно изучить макроокружение организации и его экономические компоненты. При этом производится анализ таких составляющих, как уровень безработицы, темпы роста инфляции, величина валового национального продукта и т.д. Любая из этих составляющих может представлять собой как новый виток развития для компаний, так и угрозу. То, что для одной организации является экономической угрозой, другой может быть прогрессом.

2) Политические факторы.

Для того чтобы иметь четкое представление о планах государственных органов касаемо развития общества и средств, за счет которых государство осуществляет свою политику, стоит ознакомиться с политической составляющей внешней среды. Рассматривая политические факторы можно выяснить следующее: как правительство относится к разным отраслям экономики в различных регионах, а также к бизнесу в целом [17].

3) Рыночные факторы.

Организация постоянно испытывать беспокойство в условиях изменчивой рыночной внешней среды. Анализ рыночной внешней среды выявляет такие факторы, которые влияют как на развитие, так и на упадок организации. Например: распределение доходов населения демографические изменения, условия проникновения на рынок, уровень конкуренции, качество и цена товаров и услуг. Главной целью анализы рыночных факторов является укрепление конкурентных позиций организации и дальнейшее планирование стратегий [19].

4) Технологические факторы.

Чтобы вовремя увидеть возможности развития техники и науки, которые создаются для производства товаров и их усовершенствования, а также модернизации, используют технологический анализ.

5) Международные факторы.

На международном рынке существуют как мелкие, так и крупные фирмы. В этой огромной системе нужно постоянно поддерживать контроль и следить за изменениями. Под международными факторами понимаются: валютный курс, сырье и материалы, политическая ситуация в странах, иностранные организации и инвесторы. Политика правления Стратегия организации в разных странах могут усиливать защиту компаний и отраслей , либо расширять их. Конкуренты, имеющие собственные стратегии толкают другие организации на введение собственных стратегий с целью укрепления внутреннего рынка, получение защиты правительства от иностранных конкурентов и продвижение международных отношений [18]

6) Факторы конкуренции.

Большое место в стратегическом управлении занимает изучение конкурентов, так как именно с ними организация борется за ресурсы которые получают и внешней среды целью обеспечения своего существования. Собственная организационная стратегия по конкурентной борьбе должна базироваться на изучении слабых и сильных сторон конкурентов.

7) Факторы социального поведения.

В эту группу входят нравы общества и их отношения, а также меняющиеся потребности и ожидания. Общество - это живой организм и он постоянно меняется, например отношение к гендерной принадлежности, к ведению бизнеса, изменению социальных решений и защите потребительских прав. При нынешнем экономическом устройстве социальный фактор имеет большое значение в жизни организации [16].

Нельзя забывать о факторах внутренней среды. Она предполагает жизнедеятельность организации, которая включает себя механизмы управления, направленные на развитие научно-технической базы организации, а также производственную и реализационную функции. Организация должна правильно функционировать и выживать, не зависимо от времени, именно внутренняя среда помогает ей существовать. Внутренняя среда состоит из нескольких сегментов, каждый из которых имеет набор основных процессов и функций организации, продуктивность которых определяется потенциалом и возможностями организации.

Кадровый сегмент внутренней среды организации включает в себя такие составляющие:

- взаимодействие рабочего и управляющего звена;

- найм на работу персонала, его обучение. Повышение квалификаций и продвижение по карьерной лестнице;

- мотивация труда и оценка способностей;

- создание благоприятной атмосферы в коллективе и поддержание рабочего настроя.

Организационный сегмент состоит из:

- процессы коммуникации;

- организационные подразделения;

- иерархичность;

- свод правил, норм и процедур;

- рассредоточение ответственности и прав.

Производственный сегмент включает в себя:

- создание продукта;

- логистика на складе;

- техническое обеспечение;

- разработки и исследования.

В маркетинговый сегмент входит:

- реализация товара и процессы, связанные с ним;

- продуктовая стратегия;

- ценовая стратегия;

- движение товара на рынок;

- определение рынка сбыта;

- выбор системы распределения.

Финансовый сегмент состоит из:

- эффективное использование денежных средств;

- обеспечения денежного движения;

- соблюдение нормальной ликвидности;

- повышение прибыльности;

- инвестиционный анализ.

Внутренняя среда организации не может существовать без организационной культуры, которая также должна тщательно изучаться одновременно с анализом внутренней среды организации [20].

Конкурентоспособной организации с устойчивым развитием предшествовала организационная культура, делая компанию успешной, но в тоже время она может существенно ей навредить, не давая развиваться (это происходит при высоком техническом и финансовом потенциале организации). Важной особенностью проводимого анализа стратегического управления является ее способность выявления отношений между организационными группами и осуществление сильного влияния на построение связей между организацией и внешней средой. Ввиду того, что организационная культура очень неярко проявляется, ее изучение имеет свои сложности.

Наши рекомендации