Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия

Критериями оценки конкурентоспособности продукциина рынке являются факторы, которые определяют его конъюнктуру:

- наличие потребителей определённого вида продукции;

- количество конкурентов, которые выпускают аналогичную продукцию;

- объём производства и реализации продукции предприятий – конкурентов в целом (ёмкость рынка) и каждого отдельно взятого предприятия;

- важность для конкурентов «господства» на том сегменте рынка, который уже завоёван или планируется к «завоеванию»;

- основные направления конкурентной борьбы на рынке;

- оценка стратегической деятельности конкурентов (контроль над каналами сбыта и деятельности предприятий – поставщиков с целью снижения уровня затрат);

- политика горизонтальной интеграции (с целью выявления возможностей проведения контроля и управления сектором определённой отрасли);

- разнообразие методов конкуренции (цены, качество, технологический уровень, дизайн продукции, сервисные услуги, имидж предприятия, бренд, товарный знак и т.д.);

- стабильность спроса на продукцию предприятия в каждом сегменте рынка.

В современных условиях функционирования отечественных предприятий на рынке ценовая конкуренция сменилась неценовой, т.е. конкуренция технического и качественного уровня продукции. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот товаропроизводитель, который предлагает ниже цены, а тот который предлагает выше качество, поскольку высококачественная продукция более практична в использовании. При этом роль цены не уменьшается, она является самым влиятельным критерием максимизации прибыли.

Конкурентоспособная продукция должна характеризоваться конкурентными преимуществами, которые подразделяются на два основных вида:

- самые низкие цены;

- дифференциация товаров.

Конкурентное преимущество в форме самых низких затрат отображает способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать товар с минимальными затратами по сравнению с конкурентами.

Дифференциация товаров определяет способность предприятия обеспечить покупателя уникальной ценностью в виде продукции нового качества, особенных потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Конкурентоспособность продукции характеризуют показатели спроса на неё, а экономический эффект выражается величиной полученной прибыли от реализации продукции на рынке. Кроме того, уровень конкурентоспособности продукции предприятия определяют такие экономические показатели, как:

1)динамика продажи продукции в стоимостном и натуральном выражении (превышение темпов роста стоимостного объёма продукции с учётом инфляционного повышения цен над ростом её физического объёма свидетельствует о повышении спроса на неё);

2)рентабельность реализации продукции на рынке (увеличение такого показателя свидетельствует о повышении конкурентоспособности продукции);

3)отношение объёмов реализованной продукции к стоимости материально – производственных запасов (уменьшение такого показателя свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов через спрос на продукцию или увеличение материальных запасов);

4)отношение объёмов реализованной продукции к объёмам нереализованной продукции (уменьшение этого показателя свидетельствует о сокращении спроса или сверхнормовое производство продукции);

5)отношение объёмов реализованной продукции к дебиторской задолженности, которое отображает объёмы коммерческих кредитов, предоставленных покупателям (чем выше спрос на продукцию, тем ниже размер кредита, меньше дебиторская задолженность);

6)количество заказов на изготовление продукции, объём которых характеризует уровень спроса на неё;

7)загруженность производственных мощностей изготовления продукции (снижение спроса вызывает уменьшение данного показателя);

8)объём и направления капиталовложений (показатель отображает степень направления капитальных инвестиций на производство самых перспективных и конкурентоспособных видов продукции).

С точки зрения покупателей, конкурентоспособной считается продукция, которая максимально отличается по сравнению с аналогами отношением полезного эффекта к затратам на её приобретение и использование.

Систематизация факторов влияния на конкурентоспособность продукции предприятия на рынке приведена в форме интегральной схемы (рис.5.1).

Экономические факторы характеризуют основные экономические и потребительские свойства продукции (цену, себестоимость, уровень спроса на неё и т. д.) и отображается в показателях общих затрат на приобретение и эксплуатацию продукции за весь срок её службы.

Классификационные факторы (параметры предназначения продукции)используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу по ряду признаков (видом продукции, её предназначением, составом, новизной).

Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия - student2.ru Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия - student2.ru Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия - student2.ru Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия - student2.ru

Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия - student2.ru

Рис. 5.1. Группировка факторов влияния на конкурентоспособность продукции предприятия на рынке

Технико-технологические факторыозначают конструктивные свойства продукции и регламентируются технологическими стандартами производства продукции, которые отвечают стандартам и нормам, действующим в стране и за её пределами.

Нормативно – правовые (юридические) факторыопределяют правовую защищённость продукции на рынке.

Эргономические факторыхарактеризуют свойства продукции в процессе её использования человеком (гигиенические, антропометрические, психофизические).

Эстетические факторыотображают выраженность и доскональность внешнего вида продукции, особенностей её восприятия потребителями в процессе эксплуатации (насыщенность цветов, дизайн, удобство в использовании).

Организационные факторыпредназначены для оценки условий осуществления платежей за приобретение продукции, периодичности и срочности поставок, сроков и условий гарантии, сервисное обслуживание и т.д.

Кнеценовым факторам, которые непосредственно влияют на обеспечение конкурентоспособности продукции, следует отнести уникальность, эффективность базы для распространения информации о продукции, динамизм сбыта и возможность быстрого реагированияна рыночные достижения.

При оценке конкурентоспособности продукции рассматривают свойства собственного и конкурирующих товаров. Количественные способы определения конкурентоспособности продукции оперируют группами показателей – её качественными и количественными параметрами.

Наши рекомендации