Экономическая сущность конкурентоспособности продукции и организации
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения продукции, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи продукции. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество продукции, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка организации [6, с. 213].
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
- утверждение суверенитета потребителей;
- постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
- стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
- обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
- саморегулирование товаропроизводителей;
- дифференциация товаропроизводителей;
- распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью организации и продукции.
Конкурентное преимущество организации - какая-либо эксклюзивная ценность, которой она обладает и которая дает ей превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества организации позволяют ей не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, организации или продукции) и в конечном итоге обеспечить связь понятий «конкурентные преимущества организации» или «конкурентные преимущества продукции» с понятиями «конкурентоспособность организации» или «конкурентоспособность продукции» [8, с. 211].
Конкурентоспособность организации определяется ее конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции организаций на рынках (где они позиционируют свою продукцию или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы). Следовательно, конкурентоспособность организации зависит от конкурентоспособности производимой ей продукции, работ, услуг [13, с. 256].
Различают понятия «продукция» и «товар». Продукция — это результат производства, предназначенный для реализации. Товар — это продукция труда, который удовлетворяет определенные потребности человека через рынок. Поэтому если говорят о конкурентоспособности продукции, то речь идет лишь о потенциальной ее конкурентоспособности. Потенциальную конкурентоспособность продукции рассматривают и в случае стратегического планирования или прогнозирования степени удовлетворения параметров и свойств будущей продукции требованиям будущего рынка. Реальную конкурентоспособность продукции можно определить только на рынке в результате сравнения конкурентных преимуществ продуктов в данный момент времени.
Конкурентоспособность продукции является относительной величиной и выражает различие сравниваемых продуктов-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке.
При выборе продукта потребитель ориентируется только на те его особенности, которые представляют для него существенный интерес. Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полезность продукта с учетом социальных, функциональных, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Во-вторых, стремясь к приобретению продукта, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским, полезным эффектом), связанными с его покупкой и с издержками по эксплуатации продукции в период срока ее службы (техническое обслуживание, ремонт, энергопотребление и др.). Общая сумма этих издержек потребителя представляет собой цену удовлетворения потребности (цену потребления) [8, с. 218-219].
В самом общем виде конкурентоспособность продукции выражается следующем отношением:
(1.1)
Эфпол- полезный эффект
Цпотр- минимальную цену потребления