Управление торгово-технологическим процессом на предприятиях торговли.
Объектами управления в магазине являются:
- товарные запасы;
- ассортимент товаров;
- товарные и покупательские потоки;
- технологический процесс;
- торговый процесс и качество обслуживания покупателей;
- трудовой процесс.
Рассмотрим вкратце каждый из объектов в отдельности.
Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи товаров. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено прежде всего на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по их регулированию.
В случаи снижения объема запасов выявляют его причины и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.
Если фактические запасы товаров в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения. После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.
Управление товарными запасами преследует собой следующие цели:
- бесперебойность снабжения;
- минимальное вложение денег в товарные запасы;
- минимальный риск;
- простота процедуры заказов на пополнение запасов;
- регулярность, бесперебойность торгового процесса.
Для достижения поставленных целей используются следующие основные средства управления:
- нормирование товарных запасов;
- оперативный учет товарных запасов и контроль за их состоянием;
- регулирование и рациональное определение объема закупок.
Нормирование товарных запасов – важнейшее условие эффективного управления ими. Норматив товарных запасов должен обеспечивать формирование и поддержание товарных запасов в экономически обоснованных размерах, необходимых для бесперебойного снабжения покупателей товарами в установленном ассортименте, при минимуме затрат на образование запасов, их хранение и управление. Нормирование осуществляется различными методами. Наиболее часто используются опытно-статистический метод, технико-экономические расчеты и экономико-математическое моделирование.
Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности.
Управление ассортиментом товаров. Оно предусматривает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевременное внесение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, его устойчивости и комплектности предложения. Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлением товарными запасами.
Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: разработку технологических карт размещения ассортимента товаров в торговом зале; определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений; разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров.
Основными средствами управления ассортиментом выступают:
- утверждение ассортиментного перечня;
- формирование ассортимента с учетом влияющих на этот процесс факторов;
- выбор направлений ассортиментной политики в отношении определенной группы (подгруппы, вида, разновидности) товаров, исходя из таких критериев как: товарооборачиваемость; максимальной прибыли от реализации; анализа структуры товарооборота и других;
- постоянный расчет показателей оценки ассортимента (широта, глубина, полнота).
Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:
- достижение максимальной прямоточности внутримагазинного перемещения товаров;
- обеспечение минимального объема грузооборота;
- недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;
- применение средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования.
Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.
При управлении товарными потоками важно равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.
Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупательских потоков и т.д. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т.д.
Управление покупательскими потоками осуществляется для достижения следующих целей:
- равномерное распределение покупателей в торговом зале;
- создание условий для свободного перемещения и выбора товаров покупателями;
- обеспечение непересечения потоков (покупательских и товарных).
Для достижения поставленных целей используются следующие основные средства управления:
- регулирование маршрута с помощью систем расстановки оборудования;
- размещение и доступность всех систем «входа-выхода»;
- размещение контрольно-кассовых центров;
- ширина основных и двустенных проходов;
- наличие внутримагазинной информации;
- выбор определенных принципов размещения товарных групп в торговом зале;
- мерчендайзинг.
При планировки торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения расчетного узла.
Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания.
Рациональное регулирование покупательских потоков обеспечивается за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.
Управление товаропотоками и покупательскими потоками на предприятиях розничной торговли осуществляется на основании такой документации, как:
- компоновка торгового предприятия. Отличается от планировки тем, что на этот документ (без указания оборудования) наносятся маршруты прохождения товаров, покупателей, тары, отходов с указанием направления, входа, выхода и объема каждого потока;
- схема размещения товара на складе (зоне хранения), в торговом зале;
график поступления товаров в торговое предприятие;
- технологический график (сетевой график или сетевая модель), включающий последовательность и сроки выполнения операций товародвижения.
Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям и т.д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.
Управление технологическим процессом. Основной целью управления технологическим процессом в розничной торговле является повышение эффективности деятельности торговых предприятий путем снижения затрат на выполнение операций торгово-технологического процесса.
Основными средствами управления выступают:
- своевременное и квалифицированное проведение приемки товаров по количеству и качеству;
- выбор и использование эффективных методов хранения товаров, обеспечение их сохранности;
- выбор оптимального варианта для подготовки товаров к продаже;
- рациональное размещение товаров в торговом зале;
- согласование действий работников всех категорий;
- оперативный контроль за ходом выполнения всех операций по поступлению, приемке, хранению и отпуску товаров.
Персонал магазина, на который возлагается осуществление этих процессов, должен хорошо знать качественные признаки товаров соответствующих групп, основные признаки их брака, правила хранения отдельных групп товаров, требования к подготовке их к продаже, а также содержание нормативно-технической документации, связанной с выполнением отдельных операций.
В управлении технологическими процессами важная роль отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: чистота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. Наряду с размещением отдельных групп товаров в торговом зале должна быть обеспечена рациональная их выкладка на оборудовании. Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале.
Таким образом, эффективность управления технологическим процессом имеет непосредственное влияние на все последующие операции, осуществляемые с товаром, и от рациональности их осуществления будет зависеть эффективность торгового процесса.
Управление торговым процессом преследует собой следующие цели:
- повышение уровня обслуживания покупателей;
- по возможности наиболее полное удовлетворение спроса потенциальных потребителей;
Средства управления торговым процессом:
- организация обслуживания покупателей;
- формирование ассортимента в магазине;
- выбор эффективных методов продажи товаров;
- организация дополнительных услуг покупателям;
- организация внутримагазинной рекламы и информации.
Важным элементом управления торговым процессом является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных и значительной части вспомогательных операций торгово-технологического процесса. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание. Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг.
Управление трудовым процессом преследует собой следующие цели:
- повышение качества обслуживания;
- повышение производительности труда;
- повышение ответственности за результаты труда.
Основными средствами управления трудовым процессом являются:
- разделение труда в торговле;
- рациональная (правильная) организация рабочих мест;
- правильный выбор организации материальной ответственности;
- разработка должностных инструкций;
- эффективная система оплаты и стимулирования труда;
- нормирование затрат труда на выполнение отдельных работ.
Большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей работника.
Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории:
- управленческий персонал (состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессами: руководящие, инженерно-технические работники и служащие);
- основной, или торгово-оперативный персонал (работники, занятые обслуживанием в торговом зале);
- вспомогательный персонал (обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии).
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благоприятно сказывается на повышении качества обслуживания покупателей.
Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные знания и навыки.
Одним из основных направлений совершенствования организации труда в магазине – улучшение организации рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышение производительности труда. Этому способствуют:
- правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем и удобное его размещение;
- бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами и др.;
- размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций;
- создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудование и приспособлений.
Управление трудовым процессом включает также необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, представления им пятидневной рабочей недели, составление удобного графика выхода на работу.
Для эффективного управления трудовым процессом применяются должностные инструкции. Они составляются на основе Положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы и составленного описания работы. Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность.
Для повышения трудовой активности важное значение имеет система оплаты и система стимулирования труда, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, единовременное поощрение за результаты труда и социальные выплаты.
К важным факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.
Рациональная организация труда работников магазина невозможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.
Из всего вышеперечисленного следует, что управление торгово-технологическим процессом на предприятии торговли должно занимать одно из первых мест в общей системе управления и его эффективное осуществление будет оказывать положительное влияние на прибыльность деятельности торгового предприятия, что в свою очередь и является одной из главных целей его функционирования.